Иерей Георгий Витязев. История государственно-церковных отношений в России в XIX веке (1803-1881 гг.): начальное народное образование

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении можно сказать, что во взаимоотношениях государства и Церкви в области начального народного образования в 1803 – 1881 годы XIX столетия, наблюдается тенденция заложенная еще в XVIII веке, когда государство пыталось сделать начальную школу чисто светским учреждением по образцу многих европейских стран.

В 1804 году был принят Устав учебных заведений, который утвердил, что начальная школа является частью светской системы народного образования.

По данному документу Закон Божий и Священная история были поименованы в качестве предмета преподавания в приходских и уездных училищах. Эти предметы наряду с другими предметами учебного плана осуществлял учитель, по закону являющийся светским лицом.

Следует отметить, что большинство начальных учебных заведений были частными. Среди них традиционно большое значение имели домашние школы духовенства, у которых были свои вековые традиции и в которых в основе обучения полагались религиозные, духовно-нравственные принципы. Однако государство пыталось поставить школы духовенства под свой контроль. Что привело в 1814 году к конфликтной ситуации между государственными чиновниками и духовенством, где Церковь смогла отстоять свои позиции.

При императоре Николае I политика государства в области начального народного образования претерпела некоторые изменения. В 1828 году был принят новый Устав учебных заведений, в котором указывалось, что в качестве законоучителя должен быть священник, а не светское лицо. В данном документе обучение Закону Божью занимает первую строку в параграфе, устанавливающем состав учебного курса. Впервые в общем законодательном акте обучение православным истинам рассматривается в воспитательном аспекте – как нравственная цель воспитания. Однако управление приходскими и уездными училищами входило в компетенцию светских людей.

Касательно неофициальных школ, возглавляемых духовенством, следует отметить, что государственная власть их регламентирует. Они стали легализовываться.

В 1836 году вышли Правила, согласно которым создаются школы, где обязанность первоначального обучения возлагалась на духовенство. При этом священно- и церковнослужители там должны были преподавать бесплатно.

В это время активную роль в деле народного просвещения занимает Министерство государственных имуществ, которое начинает активно формировать свою школьную сеть в селениях государственных крестьян, где преподавателями были священно- и церковнослужители. Однако эти школы с самого своего существования принимали казенный характер. В министерских школах духовенство находилось под контролем государства. Уже через пятнадцать лет после начала создания массовой сети крестьянских школ государство оказалось перед лицом нарастающего кризиса системы начального народного образования на селе. У крестьян возникла боязнь и отчуждение к казенным учебным заведениям.

В период правления императора Александра II произошли большие изменения, как во всем обществе, так и в сфере начального народного образования. Перед реформой 1861 года резко стал вопрос о народном образовании, который получил свое развитие не только среди государственных чиновников, но и среди общественности на страницах периодической печати. Сформировались две точки зрения по данному вопросу. Одна была за то, чтобы народная школа оставалась в ведении государства и носила светский характер, другая противоположная ей, говорила о том, чтобы главенствующее положение в деле  народного просвещения занимала Церковь.

Однако Положение о начальных народных училищах 1864 года утвердило первую точку зрения. В результате, участие Церкви в начальном народном образовании в 60-х-начале 80-х годов XIX века было сведено до минимума.

В целом анализ рассматриваемого периода позволяет прийти к выводу, что в это время отношения Церкви и государства в области народного образования были неоднозначными и напряженными, на фоне все большего ограничения роли Церкви в народном образовании. Церковь пытается сохранить свою самобытность и главенство в роли просвещения народа. Однако охватившие еще в XVIII веке все стороны культурной жизни страны преобразования, изменив образовательные ориентиры привилегированных слоев, разорвали их связь с подавляющей массой русского народа, который придерживался знаний, преподаваемых священнослужителями в церковных школах. Создание светских начальных учебных заведений осуществлялось согласно западным образцам. Однако этот опыт оказался неудачным, доказав, что школа может быть крепкой только тогда, когда соответствует духу народа, его православной вере и его историческому развитию.

Весь указанный период православному духовенству пришлось служить делу просвещения народа практически без помощи государства. На своих плечах оно несло церковно-школьное дело, преодолевая препятствия в виде отсутствия материальных средств, государственной поддержки и враждебного отношения определенной части общества, особенно возросшего к середине XIX века.

Реформы 60-70-х годов XIX века внесли кардинальные изменения в развитие России. Социально-экономические изменения в стране потребовали переустройства всей системы образования. Указанные тенденции определили изменение отношения общества к просвещению народа. Понимание того, что грамотность является силой, которая имеет созидательное или разрушительное влияние в связи с тем, какое направление ей будет сообщено, создало предпосылки для острого противостояния в борьбе за народную школу между либеральными силами и духовной властью. Со стороны приверженцев светского образования возможность ведущей роли Православной Церкви в обучении народа рассматривалась как фундаментальное препятствие на пути либеральных преобразований и способ консервации феодальных порядков России. Поэтому, в условиях поиска государством компромисса с обществом, тенденции светской власти к устранению духовенства от дела народного просвещения были усилены. В результате, участие церковной школы в начальном народном образовании в 60-х-начале 80-х годов XIX века было сведено до минимума.

Тем не менее, духовная власть, несмотря на крайне неблагоприятные условия развития церковно-школьного дела в указанный период сумела его сохранить и в меру своих сил продолжала распространять образование. Она неуклонно отстаивала мнение, что именно церковная школа под руководством православных священников должна открыть детскому сердцу и сознанию любого человека те пути, которые приведут их к истине. При этом лишь намеренное желание поколебать в народе христианские начала, или же совершенное незнание традиционных приоритетов народа могли против предоставления духовенству прав на народное образование. К восприятию этой реалии государство окажется готовым в условиях исторических тенденций последней четверти XIX века.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *