О.Ф.Витязева. Начальное народное образование в России во 2-й половине XIX – начале XX века (сравнительная характеристика церковно-приходской и земской школы)

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология. – СПб.: ТИТУЛ, 1993. – 184 с.
  2. Виталий (Уткин), игум. Из истории становления начального народного образования в России в первой половине XIX века // Православие и отечественная культура: наука, образование, искусство: Материалы VIIВсероссийского Образовательного форума, посвященного памяти свт. Феофана (Вышенского Затворника) с участием «Глинских чтений» / Гл. науч. ред. Т. Г. Человенко. – В 3-х т. – Т. 1. – Орел: Изд-во ОРАГС, 2006. – С. 110-118.
  3. Георгий (Шестун), игум. Православная школа. – М.: Изд-во «Воскресная школа», 2004. – 368 с.
  4. Шестун Е., прот. Православная педагогика. – М.: Про-Пресс, 2001. – 576 с.
  5. Введенский Е. С. Деятельность Русской Православной Церкви в области начального народного образования во второй половине XIX – XX вв. (по материалам Ярославской и Костромской губерний): Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Ярославль, 2003. – 314 с. [Электронный ресурс http://diss.rsl.ru/diss/05/0215/050215042.pdf].
  6. Крутицкая Е. В. Церковно-приходские школы России в конце XIX – начале XX века: Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – М., 2004. – 246 с. [Электронный ресурс http://diss.rsl.ru/diss/03/1106/031106024.pdf].
  7. Соловьева М. Ф. Земская начальная школа во второй половине XIX – начале XX века: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М., 1998. – 155 с. [Электронный ресурс http://diss.rsl.ru/diss/02/0000/020000596.pdf].
  8. Ященко Р. В. Развитие церковно-приходских школ России (вторая половина XIX – начало XX века): Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Волгоград, 2005. – 181 с. [Электронный ресурс http://diss.rsl.ru/diss/05/0426/050426035.pdf].
  9. Рожков В. Церковные вопросы в Государственной думе. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 2004. – 560 с.
  10.  Каптерев П. Ф. История русской педагогии / Предисл. Н. В. Бордовской; Послесл. В. П. Борисенкова. – СПб.: Алетейя, 2004. – 560 с. – (Серия «Библиотека русской педагогики»).
  11.  Начальные народные училища // Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. – СПб., 1894. – Т. 18. – С. 753-855.
  12.  Русское православие: вехи истории / Под ред. А. И. Клибанова. — М.: Политиздат, 1989. – 719 с.
  13.  Киреевский И. В. Разум на пути к истине. – М.: Правило веры, 2002. – 662 с.
  14.  [О характере дискуссий в периодической печати] // Русская беседа. – 1859. — Т. 1: Науки. – С. 11-13.
  15.  Правила о церковно-приходских школах (Утверждены Александром III 13 июня 1884 г.) [Электронный ресурс http://www.pedobzor.ru/ped008.html].
  16.  Розанов В. В. Сумерки просвещения / Сост. В. Н. Щербаков. – М.: Педагогика, 1990. – 624 с.
  17.   Ушинский К. Д. Собрание сочинений в 11-ти т. – М.-Л., 1948–1950.
  18.  Меньшиков В. Сначала надо очнуться // Народное образование. – 1994. — № 9-10. С. 103.
  19.  Латышина Д. И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X- начало XX века): Учебное пособие. – М.: Форум; Инфра-М, 1998. – 582 с.
  20.  Ювеналий, архиепископ Курский и Рыльский. К.Д. Ушинский и православие // Народное образование. – 1994. — № 9-10. – С.
  21.  Овсянникова Т. А. Православие и воспитание: педагогические идеи прошлого столетия // Всероссийская научно-практическая конференция «Христианство-2000». – Самара,16-18 мая 2000. [Электронный ресурс www.samara.orthodoxy.ru/Hristian/Ovsyan.html].
  22.  Гладьева О. В. Национальный идеал в образовании России XIX века: Выпускная квалификационная работа. – Волгоград, 2003. [Электронный ресурс http://www.kropka.ru/refs/62/38034/1.html].
  23.  Рачинский С. А. Сельская школа. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.
  24.  Осипов А. И. Русское духовное образование // Журнал Московской Патриархии. – 1998. – № 3. – С. 32-45.
  25. Кудрявцев Л. Д. Современное общество и нравственность. Гл. 6. Вера, наука, образование. – М.: Наука, 2006. [Электронный ресурс http://www.zarplata.ru/book/articles/13990/print.aspx].
  26.  Богуславский М. В. Константин Петрович Победоносцев. [Электронный ресурс http://vestnik.edu.ru/pobedonoscev.html#top].
  27.  Победоносцев К. П. Сочинения // Сост., примеч. и предисловие А. И. Пешкова. – СПб.: Наука, 1996. – 510 с.
  28.  Сапунов Б.В. Книга в России в XI – XIII вв. – Л.: Наука, 1978. –  231 с.
  29.  Соболевский А. И. Образованность в Московской Руси XV – XVII. – 2-е изд. — Спб.: Тип. М. Меркушева, бывш. Н. Лебедева, 1894. – 26 с.
  30.  Еп. Иаков (Иероним Петрович Домский). Исторический очерк русского проповедничества. – СПб., 1879. – 793 с.
  31.  Сухомлинов М. Заметки об училищах и народном образовании в Ярославской губернии // Журнал Министерства народного просвещения. – Ч. CXVII. – СПб., 1863. – С. 162-180.
  32.  В память о А. С. Хомякове // Русская беседа. – 1860. – Т. 2. – С. 61-68.
  33.  Русское православное духовенство, обвинения против него и его цивилизаторская деятельность: современные заметки // Христианское чтение. – 1862. – Ч. 2. – С. 615-659.
  34.  Цивилизация, прогресс, гласность и общественное мнение (из письма к редактору) // Домашняя беседа для народного чтения. – 1859. – Вып. 44. – 31 октября. – С. 427-432.
  35.  Народное образование в России. Исторический альманах / Под ред. А. М. Кушнира. — М.: Народное образование, 2000. – 400 с.
  36.  К. Журнал для воспитания. – 1857. — № 8.
  37.   Ельницкий А. Маслов Степан Александрович // Русский биографический словарь. Доп. т. 4. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – С. 115.
  38.  Курьезная вещь // Домашняя беседа для народного чтения. – 1859. – Вып. 20. – 16 мая. – С. 179-191.
  39.  Римский С. В. Российская Церковь в эпоху Великих реформ. Церковные реформы в России 1860-1870-х годов. – М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1999. – 568 с.
  40.  Беляев И. Ответ Тульским епархиальным ведомостям // День. – 1862. – № 18. – С. 5-7.
  41.  О положении духовенства в отношении к народному образованию // Православное обозрение. – 1862. – Февраль. – С. 239-269.
  42.  Корсунский И. Государственное значение церковно-приходской школы. – М., 1888. – 69 с.
  43.  Чарнолуский В. И. Земство и народное образование // Русская школа. – 1910. — № 9. – С. 56-57.
  44.  Корф Н. А. Русская начальная школа [Электронный ресурс http://www.pedobzor.ru/ped016.html].
  45.  Церковные школы Российской империи. Статистические сведения. – СПб., 1903-1916.
  46.  По поводу проектов устава общеобразовательных учебных заведений и общего плана устройства народных училищ // Православное обозрение. – 1862. – Декабрь. – С. 264-275.
  47.  Филоненко Т. В., Шипилов А. В. Материальное положение учителей в дореволюционной России // Педагогика. – 2004. — № 7. – С. 65-75.
  48.  Маслов Н. Духовная основа русского воспитания // Альма-матер. – 2004. — № 4. – С. 36-41.
  49.  Баркова Н. Н. Нравственный идеал в русской педагогике (II половина XIX – начало XX века) // Педагогика. – 1998. – № 2. – С. 70-75.
  50. Абрамов В. Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. – 1998. — № 8. – С. 44-60.
  51.  Крупин В. Как из русской школы изгоняли священнослужителей // Москва. – 1997. — № 7. – С. 191-198.
  52.  Журавский А. В. Правда и мифы «школьного вопроса» в России [Электронный ресурс http://religion.ng.ru/problems/2003-07-16/4_school.html].
  53. Резолюции Всероссийского съезда по вопросам народного образования 1913 г. [Электронный ресурс http://www.pedobzor.ru/ped032.html].
  54.  Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1983. – 335 с.
  55.  Добролюбов Н. А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1986. – 348с.
  56.  Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1982. – 287 с.
  57.  Сучков И. В. Социальный и духовный облик учительства России на рубеже XIX-XX веков. // Отечественная история, 1995, № 1.
  58.  Романов А. П. Историографические проблемы истории начального образования русского крестьянства в конце XIX – начале XX века. [Электронный ресурс www.csu.ru/files/history/408.rtf].
  59.  Калишевский М. У истоков народного просвещения: церковно-приходские школы [Электронный ресурс http://www.zarplata.ru/book/articles/13990/print.aspx].
  60.  Калишевский М. Земские школы в России. Первый опыт муниципального образования. [Электронный ресурс http://www.dmjob.ru/book/articles/12932/print.html].
  61.  Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. – 542 с.

 

[1] Подробнее об этой системе личных связей см.: Сидельникова М. В. Н. В. Чехов — видный деятель народного просвещения. М., 1960; Дедловская М. Ю. В. И. Чарнолуский — видный деятель российского народного образования // Вопросы истории. 2001. № 3. С. 121—127. В целом же этот феномен изучен недостаточно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *