Иерей Кирилл Тумин. Святитель Митрофан Воронежский

Мощи святителя в наше время.

 

С приходом безбожной власти Воронежский Митрофанов монастырь, как и многие русские святыни, претерпел разорение: он был закрыт, разграблен, а затем снесен. Хранившиеся в нем святыни были поруганы, некоторые уничтожены; монашествующие разогнаны и сосланы в тюрьмы; неоднократно пытались засыпать даже освященный источник, находившийся в обители. Но, к удивлению всех, он каждый раз снова пробивался сквозь землю невдалеке от предыдущего места, знаменуя, что духовный родник невозможно заглушить. Теперь он проистекает под горой, на которой стоял Митрофанов монастырь.

Народное предание сохранило некоторые подробности глумления, учиненного над честными мощами святителя Митрофана. 3 февраля (по новому стилю) 1919 года перед началом Литургии в Благовещенский собор Митрофановского монастыря вошли руководители местной большевистской ячейки в сопровождении большой толпы красноармейцев и чекистов. Они объявили духовенству, братии монастыря и многочисленным богомольцам решение «трудового народа» — «покончить с поповскими баснями о святых мощах».

Красноармейцы оттеснили верующих от большой раки святителя и вынули из нее кипарисовую раку с мощами. Предложение духовенству извлечь мощи было им отвергнуто. Безбожники с насмешками стали сдергивать одеяния со святых мощей, полностью обнажив их. При этом народу показывались предметы, к мощам не относящиеся, специально принесенные большевиками для антирелигиозной пропаганды. Затем для всеобщего обозрения святые мощи были подняты на штыки.

Монастырская братия и богомольцы плакали, не в силах пресечь беззаконие. Игумен Владимир успокаивал их: «Великая милость Божия проявлена святителю по истечении земной жизни — претерпеть мученичество за Христа». Свершив надругательство, безбожники составили акт вскрытия. Честные останки святого Митрофана были внесены ими в опись имущества как «социалистическая собственность» и оставлены в соборе.

Разоблачение не состоялось. Чудовищное кощунство большевиков лишь усилило приток верующих к святителю Митрофану, усерднее стала их молитва. Но беззаконники не успокоились, они стали действовать более изощренно. В 1922 году большевики инициировали раскол в Православной Церкви. Благовещенский собор (монастырь к тому времени был уже закрыт) и находящиеся в нем мощи святителя оказались в руках раскольников-обновленцев. Святейший Патриарх Тихон отлучил обновленцев от Церкви. Православные верующие, по замыслу безбожников, должны были либо прекратить почитание святых мощей, либо примкнуть к «официальной» обновленческой Церкви. Православные воронежцы оказались в затруднительной ситуации. Но православные священники с церковных амвонов объявили, как правильно следует себя вести: креститься в обновленческих храмах нельзя, все их таинства безблагодатны, их «святая» вода святой не является, но иконы, а тем более такая великая святыня, как мощи угодника Божиего, сохраняют благодать, находясь в плену у раскольников. Обновленческие храмы пустовали; пустовала казна обновленческого Благовещенского собора. Но к плененным в нем святым мощам приток молящихся не ослабевал.

В 1926 году у святителя Митрофана побывало более двадцати тысяч паломников-богомольцев из разных мест Воронежской губернии. В этой связи всем уездным Советам безбожников была дана директива «организовать массовый обход крестьянских изб с предложением жертвовать на оборону СССР те средства, которые предполагается использовать на паломничество». 20 августа 1927 года к святителю Митрофану прибыло более тридцати тысяч паломников селян и более сорока тысяч горожан.

Но губернский комитет партии не ослабил своего натиска на великого молитвенника Воронежского. Было принято решение о проведении в день прославления святителя безбожного «Митрофанова дня» с устроением на соборной площади комсомольского гуляния, с привлечением клубных кружков, цирковых и оркестровых коллективов.

В 1929 году, видя тщетность своей борьбы со святым Божиим угодником, власти решили «ликвидировать очаг суеверий и мистицизма, сдерживающий развитие классового сознания, препятствующий введению новой, социалистической обрядности». Они действовали коварно, глумясь над чувствами верующих. Традиционно 20 августа несколько десятков тысяч богомольцев стекалось к Благовещенскому собору. Неожиданно для всех богослужения были запрещены. Прибывшие в собор местные безбожники и партийный главарь Варейкис объявил, что мощи святого Митрофана Воронежского изымаются в связи с закрытием собора для использования его на нужды социалистического строительства. Мощи святителя увезли. Богомольцам было объявлено, что они могут присоединиться к комсомольскому гулянию. До позднего вечера на площади перед собором раздавались звуки революционных маршей. Для этого были задействованы все пять духовых оркестров, имеющихся в Воронеже.

Православные воронежцы тяжело переживали утрату великой святыни — благодатного источника чудотворений, были опечалены оскорбительными глумлениями коммунистов. А для честных останков святителя Митрофана началось новое пленение — теперь уже в Воронежском краеведческом музее, куда их определили безбожники. Пленение это продолжалось шесть десятков лет.

При существующих тогда условиях невозможно было помышлять о возвращении великой святыни. Атеистическое государство не оставило своих планов окончательно уничтожить Русскую Православную Церковь. Некоторая надежда на возвращение святых мощей первого Воронежского епископа Митрофана появилась после Великой Отечественной войны.

4 сентября 1946 года архиепископ Воронежский и Острогожский Иосиф (Орехов) возбудил ходатайство перед гражданскими властями о возвращении верующим находящихся в музее мощей святителя. Власти стали рассматривать вопрос о целесообразности их возвращения. Год спустя Воронежский владыка через Святейшего Патриарха обращается к советскому правительству в надежде обрести святыню к грядущему 1953 году, юбилею святителя. Но от властей последовал отказ, и святитель Митрофан не был освобожден из пленения.

250-летний юбилей святителя торжественно праздновался во всех приходах Воронежской епархии. В Никольском храме города Воронежа по окончании Божественной литургии состоялось праздничное чтение для духовенства и мирян. Присутствующие были ознакомлены со святительской и патриотической деятельностью первого Воронежского епископа. В своем слове архиепископ Иосиф сказал: «Хотя мы ныне и разлучены с нетленной плотью нашего святого, духом мы с ним не разлучались, и молитва наша к нему не ослабевала. В дни праздников и в дни невзгод мы всегда обращаемся к нему: «Избранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, многоцелебный источниче и молитвенниче о душах наших, святителю отче Митрофане, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всех нас бед свободи, зовущих: радуйся Митрофане, великий и преславный чудотворче».[57]

Настоящим торжеством Православия стало празднование 16-17 сентября 1989 года возвращения Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Воронежского Митрофана, свершившееся милостью Божией и трудами митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия.

На праздник прибыли архиепископы Саратовский и Волгоградский Пимен (†1993), Рязанский и Касимовский Симон (ныне — митрополит), епископ Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском, ректор Ленинградских Духовных школ протоиерей Владимир Сорокин, наместник Иоанно-Богословского монастыря в Рязанской епархии архимандрит Авель, множество духовенства и верующих. Местное телевидение и радио заранее объявили о предстоящих торжествах, и весь город, вся епархия участвовали в этом знаменательном событии.

16 сентября перед всенощным бдением на одной из близлежащих к Покровскому кафедральному собору улиц раку со святыми мощами встречали крестным ходом верующие с собором архиереев и сонмом духовенства. Дорога была устлана живыми цветами, несколько тысяч человек со слезами на глазах, с зажженными свечами ожидали святыню, а благовест с кафедрального собора возвещал всему городу о возвращении его первопрестольника, который в свое время часто называл Воронеж «Домом Пречистой». Раку со святыми мощами, покрытую древней пеленой, поставили в алтаре Покровского собора на горнем месте.

Во время пения «Хвалите имя Господне» рака с мощами угодника Божиего поставляется на специально уготованном месте в середине храма. По-особому звучит величание святителю. Снимается пелена. Взору молящихся открывается кипарисовая рака, в которой со времени обретения лежат святые мощи. Так было много желающих попасть в храм, что места не было даже во дворе, и люди стояли на предсоборной площади и слушали богослужение через усилители.

Всю ночь собор был открыт. Народ подходил к святым мощам, духовенство помазывало богомольцев освященным елеем, читались акафисты, проводилась исповедь.

Позднюю Литургию совершили те же преосвященные архиереи. Ликующий народ с благодарностью встречал митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия, так много потрудившегося в деле возвращения мощей своего святого предшественника. После торжественного молебна была прочитана особая молитва, составленная архиепископом Антонием (Смирницким) перед обретением мощей святителя Митрофана в 1832 году, в которой испрашивается благословение угодника Божиего на перенесение его священных останков. Раку с мощами святителя торжественно установили на уготованное место.

Митрополит Мефодий тепло поздравил гостей, паству с праздником, отметив, что открытие храмов, обителей, возвращение святынь Русской Православной Церкви является знамением нашего времени и имеет не только церковное, но и общенародное значение.

От лица архиереев — участников торжества архиепископ Пимен горячо поздравил Высокопреосвященнейшего Мефодия со знаменательным событием и пожелал, чтобы все любили нашего Господа и друг друга, как святитель Митрофан. Преосвященный епископ Нифон передал собравшимся благословение Предстоятеля Антиохийской Церкви. После Божественной литургии состоялся торжественный прием для гостей и участников празднования, на котором присутствовали представители местных властей.

С тех пор мощи святителя Митрофана пребывают в Покровском кафедральном соборе Воронежа, являясь нетленным свидетельством истинности Православия и преподавая великое утешение и помощь всем, с верою притекающим. Известны многие случаи чудотворения, происходящие ныне у них.

Каждое воскресенье перед мощами совершается водосвятный молебен с пением всем народом акафиста великому святителю Церкви Христовой и небесному покровителю города Воронежа. [58]

 

Почитание сегодня.  

 

 

В наше время память святителя Митрофана почитается так же широко как и раньше. Святитель не оставляет нас своим молитвенным заступничеством и продолжает вдохновлять примером своей жизни. Приведу для примера слова иерархов нашей Церкви.

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин говорит: -«Святитель Митрофан Воронежский очень почитаем и любим православными христианами, но, как мне кажется, особенно близок он духовенству — современным архипастырям и пастырям Церкви Христовой.

Житие святителя Митрофана для нас глубоко поучительно: первый епископ Воронежский начинал свое служение в епархии, когда церковная жизнь там была совершенно неустроена, люди жили по-язычески, не были просвещены Светом Христовым, и нам сегодня приходится служить посреди такого же

неоязыческого мира, который за многие десятилетия богоборчества забыл о Христе. Святитель сетовал на нехватку пастырей и недостоинство некоторых из них — к сожалению, и нам сегодня часто приходится говорить о том же.

Замечательна история его взаимоотношений с императором Петром: в какой-то мере это пример взаимоотношений власти духовной и светской. Известно,

что святитель Митрофан и юный император испытывали друг к другу любовь и уважение: епископ Воронежский поддерживал царя в годы строительства в этом городе русского флота, разъяснял народу благие намерения государя, собирал деньги на постройку кораблей и жертвовал свои собственные скудные средства. Петр же прислушивался к советам старца и после его кончины на своих руках нес гроб почившего до могилы. Однако был момент, когда святитель проявил твердость: он отказался войти в царский дворец, украшенный языческими идолами; был готов принять смерть от земного царя, исповедуя верность Царю Небесному. Такая верность не остается без награды: император убрал из дворца статуи языческих богов. Вера истинная, искренняя не может не внушать уважения даже тем, кто ее не разделяет.

Пламенное слово святителя Митрофана «К пастырям» по-прежнему обращено ко всем нам, удостоившимся чести послужить Богу в священном сане. И, испрашивая молитв святителя, его помощи, мы прежде всего сами должны подражать его ревности по Богу, проявлять такое же усердие в нашем служении, в устройстве церковной жизни, которая возрождается в современной России молитвами в том числе и святителя Митрофана.

До революции в Саратове был храм в честь Вознесения Господня, один из приделов которого был освящен во имя святителя Митрофана Воронежского. Но народная любовь к святому была столь сильна, что церковь вскоре стали называть Митрофановской, и даже прилегающая к ней территория осталась в памяти саратовцев как Митрофановская площадь. К сожалению, в 30-е годы ХХ века храм был разрушен, сохранилось лишь одно из церковных зданий, которое год назад было возвращено Православной Церкви. Сейчас там возрождается литургическая жизнь, складывается приход во имя святителя Митрофана Воронежского, люди обращаются к Богу его молитвами, учатся строить свою жизнь по мудрым его правилам: «Употреби труд, храни мерность — богат будеши; воздержно пий, мало яждь — здрав будеши; твори благо, бегай злаго — спасен будеши… Да пребывают же вси православные христиане в прародительском своем благочестии, праведно, во всяком изрядстве, в чистоте, в воздержании же, и святости, и покаянии. Яко же бо без веры правыя угодити Богу невозможно: такожде и кроме Церкви Святыя Восточныя и светлаго Богопреданного тоя учения невозможно кому спастися».[59]

А вот слова митрополита Санкт-Петербуржский и Ладожский Владимира: — «Во время моего служения епископом Воронежским и Липецким поздней осенью 1964 года в Воронеже мне сообщили о том, что добрые люди хотят передать мне мощи святителя Митрофана Воронежского. Для меня это сообщение было совершенно неожиданным. Время было сложное и я не решился никому объявлять о святых мощах, опасаясь лишиться их навсегда. В назначенное время вечером неизвестный благочестивый мужчина, лет шестидесяти, принес мне большой сверток, в котором были сложены святые мощи. Знали об этом я и несколько монахинь, начинавших свой подвиг в Задонском Свято-Тихоновском монастыре еще до его закрытия.

У меня в архиерейском доме в спальне в стене было оставлено место для шкафа. Туда я поместил святые мощи. В конце зимы 1965 года Священноначалие Русской Православной Церкви сообщило мне о предстоящей командировке в Сирию в должности представителя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) при Блаженнейшем Патриархе Антиохийском и всего Востока Феодосии VI в Дамаске. Готовясь к новому послушанию, я по телефону сообщил своему преемнику, бывшему архиепископу Рязанскому, о святых мощах и попросил его хранить их.

Сам я мечтал подготовить торжество и праздник по случаю второго обретения мощей святителя Воронежского Митрофана – великого подвижника, патриота и любимого святителя государя императора Петра I. Господь благословил мне другое служение. В начале марта 1965 года я отправился в Дамаск, где была уже теплая весна, на холмах цвели миллионы маков, а в храме нашего Представительства меня встретили с любовью благодарные прихожане, помнившие об огромной помощи, которую им оказывала в дореволюционное время Русская Православная Церковь. Я сожалею о том, что мне не удалось прославить второе обретение мощей святителя Митрофана Воронежского. Милосердный и любящий Господь утешил меня тем, что благословил мне принять участие в строительстве и освящении часовни в местечке Талькоукаб (близ Дамаска) на том месте, где почти 2000 лет тому назад Господь явился гонителю христиан Савлу, ослепил его, через святого апостола Ананию ввел его в Христианскую Церковь, вернул ему зрение и соделал его великим проповедником и первоверховным апостолом Павлом. Часовня была построена на средства верных чад и жертвователей возродившейся Русской Православной Церкви. К святителю Митрофану я «вернулся» для поклонения и на благословение в Покровский кафедральный собор через 38 (39) лет из Санкт-Петербурга, где знают святителя, почитают, любят и молятся ему.

Святитель Митрофан меня согрел в Воронеже тем, что умолил Господа встретиться мне с моим первым настоятелем архимандритом Исаакием (Виноградовым). По окончании Московской духовной семинарии в 1952 году я был направлен Учебным Комитетом в Алма-Атинскую и Казахстанскую епархию. Архиепископ Алма-Атинский Николай (Могилевский), впоследствии причисленный к лику святых, назначил меня в Никольский кафедральный собор города Алма-Ата, где настоятелем был архимандрит Исаакий (Виноградов). Там я был рукоположен в сан диакона и священника. По благословению архиепископа Николая я уехал учиться в Ленинградскую духовную академию. Прощаясь со мною, архиепископ Николай благословил меня значком кандидата богословия, заплакал и сказал мне, что мы с ним больше не увидимся. Так и случилось.

Владыка вскоре скончался и произошли большие перемены. Архимандрит Исаакий (Виноградов) был переведен в город Елец Воронежской епархии. Когда в 1964 году я был назначен в Воронеж, к моему великому удивлению, мой первый настоятель оказался под моим омофором. Это был прекрасный проповедник, удивительный духовник, усердный молитвенник и умный человек. Провожая меня в Дамаск после моего девятимесячного служения, архимандрит Исаакий сказал: «Вы были с нами недолго – срок, благословенный Богом и природой». Теперь я убежден, что по молитвам святителя Митрофана Господь благословил мне служить в Воронеже, послужить и помолиться с моим первым настоятелем в замечательном соборе города Ельца. Господь дал мне еще 9 месяцев общения с моим любимым отцом Исаакием, поучиться у него духовности и мудрости перед тем, как прикоснуться к земле, освященной стопами святого апостола Павла и других апостолов. Верные чада Воронежской и Липецкой епархии навсегда остались в моем сердце. Святитель Воронежский Митрофан помогал мне своими молитвами. Господь благословил мне окормлять Воронежскую епархию, Краснодарскую и дважды Ростовскую. Каждое утро в молитве я прошу помощи и предстательства у Господа своего любимого святителя Митрофана».[60]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *