Иерей Кирилл Тумин. Святитель Митрофан Воронежский

Глава 3. Святитель Митрофан Воронежский в истории нашего края.

 

Коснёмся теперь малой родины святителя Митрофана Воронежского.

 

 Село Антилохово-родина святителя Митрофана

 

Древнее село Антилохово «при прудах и колодцах» нахо­дится на юге Савинского района в двух километрах от реки Уводи. От Антилохова до Поломы 7 километров.

Первый раз село упоминается в письменных документах XVI столетия, но основание его относится, несомненно, к бо­лее раннему времени. В первой половине XVI столетия село Антилохово принадлежало Суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю, потом (неизвестно когда) «из монастыря было взято и отдано на раздачу», так что во второй половине XVI столетия владельцами села были князья Шеховские, князь С.Г.Гондуров. В 1587 году царь Федор Иванович снова возвратил мона­стырю его старую вотчину. Во владении Спасо-Евфимиева мо­настыря Антилохово оставалось до 1764 года, когда монастыр­ские населенные имения были отобраны в казну.

Теплая каменная церковь построена в 1804 году на сред­ства прихожан . Престол в ней в честь святого велико­мученика Федора Стратилата. Низкий односветный четверик покрыт двускатной кровлей с одной главой на высоком глухом барабане. Алтарь представлен немного пониженной апсидой с маленькой главой на пятигранной кровле. Трапезная, так же, как и четверик, покрыта двускатной кровлей. С запада к тра­пезной пристроен притвор. Пол был выложен белокаменными плитами.

Холодная каменная тоже одноглавая церковь построена в 1823 году усердием прихожан с одним престолом — в честь Святителя и Чудотворца Николая. Архитектура в сти­ле классицизма. Четверик храма трехсветный; боковые окна верхнего света круглые, а центральное — ромбовидное. Пол был выложен белокаменными плитами. В разграбленном ико­ностасе иконы не сохранились, утрачено большинство дета­лей резьбы. Сохранились только незначительные фрагменты масляной живописи 2-й половины XIX столетия.

Колокольня каменная, двухъярусная с полуярусом и четы­рехгранным шатром. Церкви принадлежал дом, в котором по­мещались церковная сторожка и земское народное училище. Приход составляли село Антилохово и деревни Боровиха, Бражки, Горьково, Манцуриха и Петухово.

В 1930-х годах церкви были закрыты и разорены. После погрома в них были колхозные зерновые склады. В настоящее время в теплой зимней церкви Федора Стратилата, пострадав­шей от погрома атеистами меньше, чем Николаевская, прове­дены восстановительные работы и вновь проводятся богослу­жения. Николаевская церковь брошена без надзора и продолжает разрушаться. Церковная ограда уничтожена.[77]

 

Золотниковская Успенская пустынь

 

Расположена в северо-западной части села недалеко от шоссе Иваново-Суз­даль-Владимир. Занимает участок в форме неправильного квадрата, некогда обнесенного каменной оградой; с севера и запада он ограничен р. Золотоструйка с овражистыми, покрытыми деревьями и кустарником берегами, а с юга и вос­тока — застройкой села. Основана пус­тынь в 1-й четв. 17 в. иноком Ионою Головицыным, при котором была постав­лена небольшая деревянная Успенская церковь и называлась обитель «Новая пустынь березовского борку Успения Богородицы». В 17 — 1-й пол. 18 в. пус­тынь пользовалась большой известно­стью и процветала. Ее часто посещал суздальский митрополит Илларион, вно­сили вклады цари Михаил Федорович, Петр I, царевна Софья; энергично ве­лось строительство. В 1651 г. вместо первоначальной деревянной была со­оружена каменная, ныне существующая

Успенская церковь; в 1656 г. построена надвратная церковь Всех Святых, в 1657 г. — Казанская. Согласно описи 1764 г., главы Успенской и Казанской церквей были покрыты «чешуею камен­ной». С 1724 г. пустынь стала называть­ся Успенской Золотниковской. С 1764 г. она становится заштатной, однако стро­ительство здесь продолжалось: в 1806 г. был возведен настоятельский корпус, в 1810-1820 гг. участок обносят оградой, во 2-й пол. 19 в. строятся кельи, гостини­ца для приезжающих, народное учили­ще. От всех этих сооружений к настоя­щему времени сохранились только церк­ви Успенская и Казанская, настоятель­ский корпус и части фундаментов над-вратной церкви, келий и башен ограды. Границы участка видны сейчас благода­ря небольшому валу на месте ограды и рву. Пример первоначально целостного древнерусского ансамбля кон. 17 — нач. 18 в. с интересным планировочным и композиционно- пространственным ре­шением как всего ансамбля, так и соста­вляющих его отдельных памятников.

Расположение главных его сооруже­ний рассчитывалось с учетом зритель­ного восприятия при движении от глав­ного входа через арку ворот Всехсвятской церкви, а также с площади. Господ­ствующее положение в ансамбле зани­мало наиболее крупное здание — Успен­ская церковь, находившаяся в центре се­верной половины территории пустыни. Казанская церковь расположена северо-западнее Успенской, с небольшим раз­воротом на северо-восток для лучшего ее обзора с различных точек террито­рии и особенно с площади. Настоя­тельский корпус замыкает ансамбль со­борной площади с юга.[78]

Церковь Успения — бесстолпный трехглавый храм, выполненный в фор­мах древнерусской архитектуры сер. 17 в. с использованием традиций суз­дальского зодчества. Его трехглавие вы­звано, вероятно, ориентацией на храмы Суздаля 16 в. Аркатурно-колончатый пояс в верхней части стен связан с па­мятниками Верхней Волги. Пространст­венная композиция кирпичного, покры- того обмазкой и побеленного здания, со­стоит из крупного двухсветного четве­рика храма с четырехскатной железной кровлей, увенчанной тремя световыми барабанами, и примыкающих к нему объемов: сильно вынесенной полукруг­лой алтарной апсиды (первоначально, вероятно, было две апсиды), трапезной и северного придела. Во 2-й пол. 19 в. здание подверглось капитальной пере­стройке. Был пристроен южный придел, разобраны внутренние стены трапезной в обоих приделах. Для достижения тра­диционного пятиглавия над западной ча­стью четверика были дополнительно устроены две декоративные главки. Большинство проемов заложено, восточное окно апсиды растесано в ши­рокий въезд.[79]

Своеобразно сосредоточение деко­ративного убранства в верхней части фасадов. Стены четверика завершены карнизом и фризом из поребрика и по­яса балясин: во фриз вкомпонованы также обрамленные полуваликами пя­тиугольные киоты. Под фризом по пе­риметру стен, исключая мощные оги­бающие угловые лопатки, протянут аркатурный пояс. Не имеющие налич­ников окна — арочные, с глубокими на­ружными откосами. Северный и юж­ный входы обрамлены перспективны­ми порталами с килевидными заверше­ниями.

Внутри четверик перекрыт ориги­нальной системой сводов: в восточной части две подпружные арки несут коро-бовый и полукоробовый своды со свето­выми отверстиями для центрального и боковых барабанов; в западной части -полулотковый свод.

На своде и в верхней части стен храма сохранились фрагменты клеевой живо­писи. Это интересный пример росписи сер. 19 в., гризайльный декор которой выдержан в стиле классицизма, а в изо­бражении святых заметно влияние древ­нерусской живописи 17 в. Изысканный колорит построен на сочетании интен­сивных ярких и разбеленных светлых тонов. В западной части свода на розо­вом фоне написана «Новозаветная Тро­ица» в окружении архангелов в красно-сиреневых, охристых, бледно-голубых и сине-розовых одеждах. Гризайльный ор­намент на арках свода выдержан в зеле­новатых и коричневых тонах. На южной стене написаны изображения святых, на западной — сцены из жития Николы, на северной — «Поклонение волхвов» и «Преображение».[80]

Казанская церковь принадлежит к типу трапезных церквей, трехчастных в плане. Кирпичное, неоштукатуренное здание стоит на высоком подклете, в ко­тором располагались помещения хозяй­ственного назначения. Над подклетом находилась собственно церковь с дву­светным прямоугольным в плане четве­риком, завершенным декоративной главкой, и примыкающими к нему тремя уплощенными апсидами алтаря (в шири­ну основного объема), и более широкой квадратной трапезной. К настоящему времени сильно разрушена трапезная, утрачены перекрытия подклета, четве­рика и алтаря, а также завершения всего здания.

Декоративное убранство фасадов вы­держано в той же стилистике, что и в Успенской церкви. На углах объемов также расположены мощные лопатки, а декоративное убранство сосредоточено в верхней части четверика и других объ­емов. Сходны и примененные архитек­турные мотивы — поребрик, балясины, аркатурный пояс. Однако это сходство не буквальное: так, аркатурный пояс здесь более миниатюрный, а между ря­дами поребрика в четверике проходит пояс перспективных ширинок.

Внутри четверик храма перекрыт в первом этаже коробовым сводом, во втором — лотковым, алтарные апсиды -лотковым и коробовым сводами, под-алтарное пространство — коробовым сводом.[81]

Настоятельский корпус — двухэтаж­ная, прямоугольная в плане постройка, вытянутая по оси север-юг. Нижний этаж кирпичный, оштукатуренный и по­беленный; позднее надстроенный верх­ний рублен из бревен в лапу и обшит те­сом; кровля вальмовая. Фасады выпол­нены в упрощенных формах классициз­ма. Первый этаж завершен карнизом простого профиля из двух полочек и су­хариков. Прямоугольные окна помеще­ны в слабо заглубленные плоские ниши.[82]

С недавнего времени Монастырь стал восстанавливаться. В нём снова совершаются богослужения.

 

Свято – Успенский Яхренский Козьмин монастырь.

 

Монастырские описи, составленные в 1666 году при назначении игумена Митрофана и в 1671 году для передачи монастырского имущества на хранение черному священнику ризничному Сергию, являются замечательным свидетельством описывающим монастырь во времена игуменства святителя Митрофана.

Яхренский Козьмин монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы находится в древней владимиро-суздальской земле, недалеко от шоссейной дороги, идущей из областного города Владимира в районный город Юрьев Польской, в сорока километрах от первого города и в двадцати пяти от второго, в центре старинного села Небылова. Этот небольшой, затерявшийся во владимирской провинции монастырь, относится к тем иноческим обителям, которые возникали в глухих и отдаленных уголках России, оставаясь малочисленными и малозаметными, но продолжавшими свое существование на протяжении многих столетий. История монастыря, его древностей и святынь восстанавливается по немногим историческим источникам и публикациям XIX — начала XX века[83]. Основной источник начальной истории монастыря — Житие преподобного Козьмы Яхромского (Яхренского), составленное суздальским агиографом Григорием в середине XVI века и сохранившееся в несколькихсписках XVI—XVIII веков, мало изучено и не опубликовано. В XIX — начале XX века печатались адаптированные переложения хранившегося в монастыре списка Жития XVIII века[84].Согласно Житию, появившемуся через 50—60лет после преставления первого игумена и небогатому конкретными историческими сведениями, монастырь был основан иноком Козьмою, постриженником Киево-Печерской лавры, в конце XV века (между 1482/1483 и 1492—1494 годами) на месте явления ему иконы Богородицы у речки Яхрени, в урочище, называемом Шахматица. В печатном тексте Жития говорится, что инок Козьма (его мирское имя и имена его родителей неизвестны) происходил из «боярского рода», «из пределов Владимирских» между Владимиром и Юрьевым. Отрок был отдан на воспитание к соседу-помещику, по преданию, из рода «бояр Секериных»(Сикириных), жившему близ села Рожнова вселе Зернове (современное Зернево), которое находится в восьми километрах от основанного впоследствии Козьмою Успенского монастыря.Другие исторические источники, относящиеся к монастырю и его древностям, датирутся XVII—XIX веками. Это — Вкладная книга1688-1764 годов, Синодик, начатый в XVII веке, и описи XVII—XIX веков. Синодик, Вкладная книга и описи XVII века были частично опубликованы во Владимирских губернских ведомостях за 1884 год.До XVII века все монастырские строения были деревянными. Помимо церкви Успения здесь была еще церковь во имя Святой Параскевы-Пятницы — отдельно стоящая или придельная к Успенской. Согласно справкам, составленным яхренским игуменом в 1744 году (в связи с запросом Св. Синода о захоронении преподобного Козьмы) на основании описей 1619 и 1635 годов, в монастыре тогда, то есть в 1619 и 1635 годах, было «две церкви — Успения Божией Матери и великомученицы Параскевы, нарицаемья Пятницы», во второй церкви находилась «рака чудотворца Косьмы, накрытая его образом»[85]. В середине XVII века в истории монастыря начался новый этап. В 1657 году царь Алексей Михайлович пожаловал обители 300 рублей денег и 100 пудов железа на строительство кирпичной Успенской церкви6. О монастырской братии того времени сведений не имеется. Показательно, однако, что в 1665 году обитель была без игумена и, видимо, никто из монашествующих насельников не решался взять на себя руководство. Поэтому братия вместе с крестьянами монастырских вотчин обратилась к епархиальной власти с просьбой поставить игуменом их обители инока Золотниковской пустыни Митрофана. В Описи монастырского имущества [86]подробно отмечается состояние монастырских храмов, их иконного убранства, богослужебной церковной утвари и книг. Новая церковь Успения «о 5 верхах» (с пятью главами) имела придел «церковь Николы Чудотворца», каменную ризницу, устроенную во втором приделе, и «колокольницу каменную» с шестью колоколами и часами «боевыми старыми без перечасья ветхими». Почти все иконы Успенской церкви были тогда старые, перенесенные из предшествующих деревянных храмов: «царские двери и сень деревянные резныя, а по дереву на дверех и на сени крыто оловом и сусальным золотом». В иконостасе 16 образов «деисусы», 12 образов праздников и 20 образов пророков; все образы старинные, ветхие. В нижнем ряду — местный образ «Успение Пречистые Богородицы» с двумя серебряными золочеными венцами, с пеленой «комка червьчата опушка дороги зеленыя, крест кружево кованное мишурное»; ветхий образ «Всемилостиваго Спаса нерукотворенный» и ветхий же образ «Покрова Пречистые Богородицы». На аналое — вероятно, местночтимьгй образ «Пречистая Богородицы Владимирские обложен серебром позолоченным, а венец и цата и коруна чеканная, а в венце и в киоте деревянном…». Текст опубликованной Описи 1666 года был, видимо, попорчен и написан неразборчивым почерком Поэтому в нем есть неточности и трудно понимаемые места. В одном таком малопонятном месте говорится, вероятно, о втором образе, помещавшемся также в киоте: «~ образ в киоте праздники господские да Николы чудотворца в житии, киот  затворы, а на затворе… (утрата текста), а на другом затворе образ Пречистые Богородицы со святыми». Этот текст является непосредственным продолжением приведенного выше описания иконы Богоматери Владимирской. В третьем киоте был еще один образ Богородицы Владимирской — «штилистовая икона не обложена, венец на ней серебрянный, позолоченный, цата басмянная позолоченная». Два аналоя (на которых, надо думать, лежали киоты с вышеописанными иконами) были кожанные, а третий — «под сукном».[87]

Гробница чтимого основателя монастыря (с мощами под спудом) помещалась у южных дверей: «в церкви у дверей полуденных гробница преподобнаго отца нашего Козмы Яхринскаго чудотворца под спудом, над гробом образ чудотворца Козмы ветх гораздо да обложен медью, венец и сень серебрянная, а в венце и в сени 13 каменев, под образом гробница чудотворца да покров камка лазорева обложена, на гробнице же пелена образ чудотворца Козмы шит золотом и серебром, в главе образ Живоначальные Троицы шит золотом и серебром, у образа чудотворца Козмы круг венца обнизь жемчугом и около Живоначальныя Троицы обнизь жемчужная же, около пелены опушка шита золотом, чудотворцов тропарь и кондак, покров положен дорогами двоеличными». Так, из Описи 1666 года следует, что в новой Успенской церкви была вновь устроена гробница преподобного Козьмы. При этом, видимо, из старой разобранной церкви Параскевы Пятницы, где, как будто, ранее находилась гробница (над захоронением?) основателя монастыря (см выше), перенесли и «ветхий» образ чудотворца Козьмы в медном окладе и поместили его «над гробом». Гробница была покрыта покровом лазоревой камки и пеленой с шитым на ней золотом и серебром образом чудотворца Козьмы. Эта пелена, исполненная в последней четверти XVI века, сохранилась до наших дней[88]. Возле гробницы преподобного Козьмы, «над чудотворцовым образом», находилась икона «Пречистыя Богородицы Одигитрия с чудотворцом Космою, у Космы чудотворца венец и цата серебряна золочена» и «образ Успения Пресвятые Богородицы осмилистовая икона на оба лица, на другой стороне Знамение». Видимо, на первой иконе был изображен явленный Козьме образ Богоматери, получивший наименование «Богоматерь Яхромская»; вторая икона изображала второй чтимый в монастыре образ — «Успение Божией Матери», который мог быть принесен основателем Яхренской обители из Киево-Печерской лавры, где почиталась одноименная икона великой Успенской церкви. В «трапезе» церкви Успения были поставлены три иконы из старых разобранных деревянных церквей: «образ Живоначальные Троицы ветх, образ великомученика Христова Георгия ветх, образ великомученицы Парасковеи в житии, ветх». На стене трапезной, «с лица», была резная «летопись» (вероятно, сообщавшая о сооружении храма в 1657 году). Запрестольный образ «Пречистыя Богородицы Одигитрия» и деревянный выносной крест отмечены в Описи как «ветхие». Ветхими же были покровцы, напрестольное печатное Евангелие с серебряными басменными изображениями евангелистов на верхней крышке, напрестольный «воздвизальной» крест, обложенный басменным серебром, с четырьмя камнями, напрестольная пелена. Ветхой была почти вся богослркебная церковная утварь: «кандея булатная рашибена», ветхие медные водосвятные чаши «полужены» (починены лужением), «серцало одно и то ращибено», из двух оловянных «церковных блюд» одно было новое, а другое — старое.[89]

В приделе Николы Чудотворца тогда стояли ветхие царские двери и ветхий местный образ «Николы чудотворца в житии». В церкви Успения помимо довольно многочисленных печатных книг (устав, часословы, служебники, Евангелие толковое, два пролога, триоди, сочинения Иоанна Лествичника и Ефрема Сирина, псалтири, ирмологии, требники, минеи, «книга многосложный свиток») в Описи отмечены «шесть миней писменых старинных ветхи» и «евангелье напрестольное письменное повалока бархотель ветхо евангелисты медные». В казне «у казначея старца Симеона» хранилось множество серебряных крестов, резных панагий, цат и других частей «приклада», вероятно, снятых с чтимых икон. Среди них — несколько резных икон, в том числе «икона деревянная резная обложена серебром… Страстотерпца Христова Георгия», «образ Пречистые Богородицы каменной в серебре да образ

Николы чудотворца деревянной резной в серебре ветх». [90]В казне «в ящиках» сохранялись патриаршие, государевы и княжеские жалованные грамоты: на леса, сенные покосы, рыбные ловли, межевые и другие (Ивана Васильевича 1578 года, Димитрия Ивановича (Самозванца) 1606 года, Михаила Федоровича 1624 и 1636 годов), а также «грамота государева патриаршая благословенная, что воздвигнута церковь каменная» (Успения Богородицы). Вторая монастырская церковь — теплая, во имя Спаса Нерукотворного — была деревянная, очень ветхая, с ветхими иконами и богослужебной утварью: «..двери царския, местный образ Спас Нерукотворенный ветх, местный образ Покров Богородицы ветх гораздо, на престоле срачица крашенинная, евангелье на престоле печатное повалочено бархаталью, евангелисты медные ветхи, сосуды церковные, потир и блюдца древянные, воздух и покровцы ветхи…». Монастырь был окружен деревянной оградой с ветхими Святыми воротами, в которых помещались пять ветхих икон Деисуса, писанных «на оба лица».

Новые иконы были единичны: в церкви Успения — «образ Живоначальныя Троицы, по другую сторону образ Пречистыя Богородицы Одигитрия да образ Николы чудотворца новые, на образу Козмы чудотворца что писан новый окладу в нем серебряной и цата серебряная с каменем…», а в приделе Николы Чудотворца — «деисусы новые». Таков был Свято-Успенский Яхренский

Козьмин монастырь в тот период, когда туда пришел деятельный и энергичный игумен Митрофан. Через несколько лет, благодаря неустанным его трудам, в монастыре появился новый довольно обширный, на высоком подклете — нижнем этаже-кладовой — кирпичный храм Спаса Нерукотворного образа, с трапезной, сменивший старую одноименную деревянную церковь. Храм был наполнен новыми иконами; почти полностью было обновлено убранство

Успенской церкви. Восемнадцатого июля 7179 (1671) года игумен Митрофан, «поговоря на соборе» с братией, «выбрали к церковной службе к ризнице того же монастыря чернаго священника Сергия», чтобы передать ему, «как придет время», монастырское имущество. По этому случаю тогда была составлена «сдаточная» Опись, сверенная с предшествующей (не сохранившейся) Описью 7178 года. Опись 7179—7180 (1671—1672) года» отражает то состояние монастыря, которое он получил в течение шестилетнего игуменства Митрофана. Благоустройство вверенной его попечению древней обители началось с того, чтопо благословению игумена Митрофана в феврале 7174 (1666/1667) года, «выменили» новое печатное Евангелие, на нем «евангелисты серебрянные золочены резные, верхняя дека покрыта бархатом белым..», «да того же числа выменили икону Нерукотворенного образа Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа…».[91]

Это Евангелие сохранилось в монастыре до начала XX века и было включено в Опись древних предметов: «Евангелие в поллист, обложено малиновым бархатом, евангелисты сребропозлащенные; на нижней деке средник и угольники сребропозлащенные, застежки медныя. На этом Евангелии имеется собственноручная надпись святителя Митрофана, по листам, следующая: «Лета 7174 (1666) году марта 25 дня выменено сие евангелие Володимирскаго уезду пречистые Богородицы и препод, отца нашего Козмы Яхромскаго Чудотворца при игумене Митрофане, что взят из Золотниковские пустыни, а выменил на казенные деньги»»».

К 1671 году в Успенской церкви появилось новое паникадило, а два старые, «что были ломаные», «вновь построены». Храмовый образ «Успение Богородицы» вновь обложен «серебром резным». Уже в 7174 году было написано несколько новых икон: «…образ Пречистые Богородицы Казанские на(д) чудотворцовым гробом, образ Николая чудотворца в житии, образ запрестольный Пречистыя Богородицы да ланы «5 свечей поставных деревянных писаны красками». В течение нескольких лет было почти полностью обновлено все иконное убранство Успенской церкви. В сентябре 7180 года поставили новый иконостас «деисусы, праздники, пророки, праотцы» и, видимо, какие-то иконы местного ряда — «всех икон 62». В новую большую кирпичную трапезную церковь Нерукотворного образа, построенную игуменом Митрофаном между 1666 и 1671 годами, написали 13 икон Деисуса, 14 икон праздников, поставили царские, северные и южные двери, изобразив на них архидиакона Стефана и Филипа; в нижний ряд поместили новописанный «Нерукотворный образ» (храмовая икона), икону  «Московских чудотворцев Петра, Алексея, Ионы и Филипа», а по другую (левую. — Л.Щ.) сторону царских дверей — образ «Пречистые Богородицы Одигитрии» и образ «Козмы чудотворца». В иконостасе «промеж праздников и местных икон по столбцам» были «писаны избранные святые», против местных икон стояли «поставные свечи деревянные писаны красками». Трапезное помещение церкви Нерукотворного образа также украсили новыми иконами. В Описи 1671 года содержится интересное сообщение относительно старых церковных одежд, ветхих образов и деревянной старой трапезы (бывшей при старой церкви Нерукотворного образа): «…а которые старые ризы и стихари ветхие и отданы на монастырское казенное письмо на паволоку как писали в новую трапезу новые иконы, а что были иконы в старой деревянной трапезе деисусы, икона запрестольная и те отданы с трапезою в село, а которые иконы обветшали и в то место вновь построено в каменную трапезу». Из этой записи следует, что старые церковные облачения были использованы на паволоку для новых икон, которые писали, по всей вероятности, в самом Козьмине монастыре приглашенные игуменом Митрофаном местные владимиро-суздальские иконописцы. Старые же монастырские иконы, а также сруб старой трапезы были отданы (проданы?), видимо, крестьянам села Небылова. Из старых икон в новой каменной трапезе остался только один «Нерукотворный образ», все другие иконы были вновь написаны: «…образ Всемилостива го Спаса да образ Пречистые Бодародиды Покрова…» (заменил старый одноименный образ) — по одну сторону дверей; «…а по другую сторону дверей образ Страшнаго Суда да образ старой Нерукотвореннаго образа Христа Бога нашего…».[92]

В Описи 1671 года содержится одно живое и непосредственное замечание, касающееся келейных икон игумена Митрофана: «„ а что в притворе у чудотворца у ризнишнаго чюлана поставлены 3 иконы Спасов образ, Пречистые Богородицы да Ивана Предтечи мерою аршин в одьем (одном — А.Щ.) киоте написаны на вохре и те иконы игумена Митрофана келейныя, до тех икон дела нет…» (то есть они не являются монастырской собственностью). Итак, из сопоставления двух описей следует, что всего за пять-шесть лет игумен Митрофан превратил обедневшую обитель в благоустроенный монастырь, выстроив большой теплый кирпичный трапезный храм и полностью обновив иконное убранство и монастырскую богослужебную утварь.

Вероятно, при игумене Митрофане был построен также «нижний этаж корпуса» братских келий13. За годы советской власти храмы, келий и ограда закрытого и опустошенного Козьмина монастыря были обезображены и во многом разрушены. Но в 1980-е годы корпус келий, Успенская церковь (лишившаяся четырех глав и колокольни), храм Нерукотворного образа и более поздняя надвратная церковь во имя Николая Чудотворца были отреставрированы Владимирской областной мастерской. В монастырских зданиях разместили библиотеку и музыкальную школу.

В 1990-е годы возродилась церковно-приходская жизнь; в монастыре возобновилось богослужение. В настоящее время здесь проживают несколько насельников. Богослужение совершается в храме Нерукотворного образа, построенном святым игуменом Митрофаном.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *