Настоящей статьей я предполагаю начать разбор специфического, как считаю, мировоззрения Павла Николаевича Травкина, владельца частного «Музея древнерусской семьи» в городе Плёс Ивановской области, а также той историографической традиции, в рамках которой указанное мировоззрение сформировалось.
На мой взгляд, это мировоззрение носит неоязыческий характер.
Оно транслируется многочисленным туристам, в том числе – школьникам, посещающим город Плёс.
В 2003 году П.Н.Травкин в Ивановском государственном университете защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Сакральные представления населения малого города Волго-Клязьминского муждуречья XII – н.XIII веков (на примере г.Плёса)».[1] Специальность 07.00.02 – Отечественная история. Научный руководитель – доктор исторических наук, профессор В.С.Меметов.
На основе этой диссертации П.Н.Травкиным была издана книга «Язычество древнерусской провинции. Малый город».[2]
В статье мы обратимся к утверждениям диссертации П.Н.Травкина о том, что, якобы, в XII столетии князь Андрей Боголюбский с помощью некоего местного волхва Федора пытался насаждать в Ростово-Суздальской земле политическое двоеверие, основанное на синкретизме христианства и язычества.
Оглавление:
Введение
- «Федор-волхв», князь Андрей Боголюбский и двоеверный синкретизм в описании П.Н.Травкина
- Епископ Феодор: Письменные источники
- События, предшествовавшие конфликту вокруг личности епископа Феодора
- Послание константинопольского патриарха Луки Хрисоверга князю Андрею Боголюбскому
- А.Н.Веселовский о «христианской мифологии»
- Вопрос о постах в древнерусских поучениях
- Русалии
- Олицетворение дней недели. Пятница. Петров пост
- Было ли почитание Матери Божией «язычеством»?