Игумен Виталий (Уткин). О взглядах Павла Травкина. Статья первая: Епископ Феодор и проблема «двоеверия»

Титульный лист диссертации П.Н.Травкина

Титульный лист диссертации П.Н.Травкина

Настоящей статьей я предполагаю начать разбор специфического, как считаю, мировоззрения Павла Николаевича Травкина, владельца частного «Музея древнерусской семьи» в городе Плёс Ивановской области, а также той историографической традиции, в рамках которой указанное мировоззрение сформировалось.

На мой взгляд, это мировоззрение носит неоязыческий характер.

Оно транслируется многочисленным туристам, в том числе – школьникам, посещающим город Плёс.

В 2003 году П.Н.Травкин в Ивановском государственном университете защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Сакральные представления населения малого города Волго-Клязьминского муждуречья XII – н.XIII веков (на примере г.Плёса)».[1] Специальность 07.00.02 – Отечественная история. Научный руководитель – доктор исторических наук, профессор В.С.Меметов.

На основе этой диссертации П.Н.Травкиным была издана книга «Язычество древнерусской провинции. Малый город».[2]

В статье мы обратимся к утверждениям диссертации П.Н.Травкина о том, что, якобы, в XII столетии князь Андрей Боголюбский с помощью некоего местного волхва Федора пытался насаждать в Ростово-Суздальской земле политическое двоеверие, основанное на синкретизме христианства и язычества.

Оглавление:

Введение

  1. «Федор-волхв», князь Андрей Боголюбский и двоеверный синкретизм в описании П.Н.Травкина
  2. Епископ Феодор: Письменные источники
  3. События, предшествовавшие конфликту вокруг личности епископа Феодора
  4. Послание константинопольского патриарха Луки Хрисоверга князю Андрею Боголюбскому
  5. А.Н.Веселовский о «христианской мифологии»
  6. Вопрос о постах в древнерусских поучениях
  7. Русалии
  8. Олицетворение дней недели. Пятница. Петров пост
  9. Было ли почитание Матери Божией «язычеством»?

Заключение

Источники

Литература

Примечания

Скачать PDF-файл книги