Доклад игумена Виталия (Уткина) на IV Всероссийской конференции Научно-образовательной теологической ассоциации

10 декабря ученый секретарь и старший преподаватель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии игумен Виталий (Уткин) выступил с докладом на Всероссийской научно-практической конференции «Теология как воспитательный инструмент профилактики экстремизма в молодежной среде», прошедшей в рамках IV Всероссийской (с международным участием) научной конференции «Теология в научно-образовательном пространстве». Конференция прошла в дистанционном формате на федеральной площадке в Москве. Тема доклада игумена Виталия – «Изучение проблематики русского религиозного радикализма XVII — XX веков как средство профилактики алармизма и экстремизма в молодежной среде».
В докладе обсуждается возможность применения выводов теологического изучения русского религиозного радикализма XVII — XX веков в качестве средства профилактики алармизма и экстремизма. Дается оценка радикального дискурса прошлого в сравнении с современным псевдорадикализмом ряда «старцев», именующих себя православными.

Автор показывает отсутствие четких мировоззренческих оснований у лидеров мнений современного внутрицерковного алармизма. На примере биографий нескольких «схимников», превозносимых их окружением в качестве «старцев», игумен Виталий доказывает отсутствие их полноценной укоренности в какой-либо реальной духовной традиции. Эти лидеры мнений, по мнению автора, ставят своей целью, в первую очередь, манипулирование людьми, в том числе – и некоторыми представителями государственной власти. Современному размытому внутрицерковному алармизму докладчик противопоставил реальную традицию русского религиозного радикализма XVII – XX веков. Идеи этого радикализма докладчик считает надконфессиональными, сквозными для русской культуры последних четырех столетий. Они представлены не только в ряде старообрядческих беспоповских (бегуны, федосеевцы) и поповских (неокружники, необщинники) толков, но и в православном подполье («катакомбах») 20-х годов XX века, вплоть до народных течений, отрицавших декларацию митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года. Носители некоторых таких радикальных идей сохранялись и в послевоенный период. Ими, например, отрицалась паспортная реформа 1974 года. О смене буро-зеленого паспорта на брежневский красный говорилось: «Печать созрела». Некоторые вернувшиеся из ссылок и концлагерей монахини, жившие на православных приходах, отказывались получать пенсию «от власти Антихриста», то есть Советской власти. Монастыри бегунов-странников сохранялись в лесах Томской области с XIX века до 80-х годов XX века.
В русском религиозном радикализме внешний к общине верных мир отрицается, как находящийся под властью «духовного Антихриста» — не конкретной личности, но совокупности духовного зла. Любые государственные институты, переписи населения, метрические записи (государственные базы данных), оспопрививание, новые одежды и продукты питания (картофель, чай, кофе, табак, вино) воспринимались в качестве проявления такой антихристовой власти. Печатью коллективного Антихриста виделся двуглавый орел (ср. с 11-й главой 3-й книги Ездры). Сакральной основой власти Антихриста радикалы считали таинства «господствующей Церкви», объявлявшиеся ими антитаинствами. Соответственно, вступить в «общину верных» можно было только через перекрещивание (повторное крещение). Так как многие радикалы из числа беспоповцев не причащались Святых Таин, то они пытались достичь состояния обожения через аскетические практики на основе Исусовой молитвы. Умное делание и соответствующая литература были чрезвычайно популярны.
Русский религиозный радикализм, по мнению автора, представляет собой устойчивую духовную традицию. Современные же внутрицерковные лидеры алармистских мнений, считает он, неспособны продумать до конца и полноценно репрезентовать свои собственные идеи. Например, повторное крещение, практиковавшееся некоторыми такими внутрицерковными общинами, объяснялось якобы неправильностью предыдущего крещения, а вовсе не отрицанием внешнего мира и Русской Церкви как таковых. Псевдорадикалы обращаются к представителям власти, стремятся получить от них те или иные бонусы, что для настоящих русских религиозных радикалов прошлого было совершенно невозможно.
Полноценное сравнение дискурса русского религиозного радикализма и идей современных внутрицерковных алармистов, по мнению автора доклада, позволяет вести работы по профилактике экстремизма.
(Текст автоаннотации – игумен Виталий (Уткин).
Текст доклада