Состоялась презентация нового журнала «Ортодоксия», в котором опубликована статья игумена Виталия (Уткина)

Официальный сайт Московского Патриархата сообщает, что 23 сентября 2021 года в исторических Хлебодарных палатах Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы состоялась презентация первого номера православного научного журнала «Ортодоксия», учрежденного Русской экспертной школой. Тема номера: «Богословие и выборы». Среди опубликованных материалов – статья ученого секретаря Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной духовной семинарии игумена Виталия (Уткина) «Политические идеи и политическая борьба дореволюционного русского духовенства (на примере Рязанской епархии)». Скачать файл статьи

Статья посвящена истории становления политических идей и политической борьбе дореволюционного русского духовенства. Утверждается, что в процесс формирования внутри Российской Империи отдельного духовного сословия и системы рационализированного латиноязычного духовного образования, духовенство становится одной из сил модернизации страны. Оно воспринимало себя в качестве просветителя и цивилизатора народа. Государство видело в священнослужителе мелкого чиновника, однако духовенство в реальности не хотело мириться с такой участью. В ходе создания начальных школ в системе Министерства государственных имуществ духовенство не только укрепило свое социальное положение, но и приобрело многолетний педагогический опыт. Либеральное дворянство опасалось, что после отмены крепостного права духовенство займет лидирующее место в сельской жизни, оттеснив помещиков. Вновь создаваемые земства начинают активную борьбу за оттеснение священнослужителей от крестьян, выдавливание духовенства из школы. Одновременно в епархиях начинают массово открываться школы при храмах. Духовенство вступает в политическую борьбу с либеральным дворянством. Возникают церковные периодические издания, в пространстве которых постепенно формируется политическая позиция духовенства. Оно осознает себя не просто корпорацией, а отдельным политикумом, который политически может быть выше земств, как всесословных органов. Средством объединения и консолидации духовенства становятся епархиальные съезды, уездные и благочиннические собрания. Идея необходимости внутрицерковной демократии, при игнорировании канонической роли архиерея, но лидирующей роли СМИ становится доминирующей для жизни духовенства на протяжении трех поколений, вплоть до революции 1917 года. Эти демократические представления в рязанской епархиальной печати не именовались «соборностью», но носили политический характер. Государственная власть с утилитарными целями поддержала такие устремления духовенства в ходе выборной компании в Государственную Думу 1912 года. Духовенство получило возможность реализовать практически в чистом виде свои политические представления в ходе революции 1917 года. Духовенство полностью поддержало Февральскую революцию. Епархиальные архиереи изгонялись, каждый приход начинает мыслиться в качестве отдельной «местной церкви». Духовенство стремилось остаться неизбираемым и неподконтрольным прихожанам, хотя само настаивало на избрании епархиальных архиереев. Однако прихожане отвернулись от своих пастырей. Некоторых священнослужителей начинают изгонять с приходов, другим ограничивают уровень плат за требы. Представители мирян и низших клириков потеснили священнослужителей в выборных приходских и епархиальных органах власти. В ходе развития революции, погружения страны в хаос русское духовенство так и не признало свою долю вины за происходящее. Наоборот, оно обвиняло во всем «темный» народ.  Статья написана на материалах рязанской епархиальной печати.