Игумен Виталий (Уткин) выступил на конференции в Сретенской академии

11 ноября ученый секретарь и старший преподаватель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии игумен Виталий (Уткин) выступил онлайн на международной научно-богословской конференции «Священная иерархия в жизни Церкви», прошедшей в Сретенской духовной академии. Конференция посвящена 75-летию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Тема доклада игумена Виталия — «Антииерархические основания политических устремлений русского белого духовенства: 1861 – 1918 гг.». Доклад посвящен антииерархическому тренду, который, с точки зрения автора, являлся господствующим для русского духовенства в XVIII – начале XX веков.

Духовное сословие в рамках имперской системы представляло из себя замкнутое сообщество с четко очерченными интересами. Латиноязычное образование, получаемое им в духовных школах, с одной стороны вводило духовенство в общемировое гуманитарное пространство, с другой, отрывало от основной части паствы. Духовенство начинает воспринимать себя в качестве цивилизующей, прогрессорской силы. Государство воспринимало священника в качестве мелкого чиновника и даже исполнителя полицейских функций по контролю за лояльностью населения. Дворянство опасалось, что духовенство после отмены крепостного права окажется социальным лидером на селе. В 60-е годы XIX века происходит открытое столкновение земских деятелей и духовенства. Земцы стремились выдавить священнослужителей из социальной жизни села и системы школьного образования. Возникшие епархиальные органы печати стали пространством формирования самосознания духовенства. На протяжении полувека перед революцией активно развивается внутрицерковная демократия в виде благочиннических и епархиальных собраний. Последние избирали правления духовных семинарий, правления епархиальных свечных заводов и заслушивали их финансовые отчеты. В 1912 году усилия Министерства внутренних дел по проведению лояльных правительству депутатов в Государственную Думу с помощью духовенства привели к еще большему возрастанию политической роли последнего. Стремление духовенства к контролю над финансами прихода и освобождению от власти епископата стали, по мнению автора, основным трендом и содержанием русского церковного либерализма. В наибольшей степени он проявил себя в ходе епархиальных революций 1917 года, когда духовенством с кафедр было изгнано более 20 архиереев. Затем этот же тренд раскрылся в Приходском уставе 1918 года и далее – в русском обновленчестве. Обновленчество автор считает закономерным проявлением и итогом русского церковного либерализма предшествующего столетия.