Игумен Виталий (Уткин) выступил на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии

15 марта ученый секретарь и старший преподаватель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской духовной семинарии игумен Виталий (Уткин) выступил на всероссийской конференции «Епископ в жизни Церкви: богословия, история, право», прошедшей в Санкт-Петербургской духовной академии. Конференция посвящена 75-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Тема доклада игумена Виталия – «Антииерархические идеи первой русской церковной революции 1917 года (по материалам епархиальной печати)».
Автор констатировал, что в отечественной исторической науке постепенно складывается концепт «церковная революция 1917 года». Речь идет о революционных процессах в епархиях, приведших к изгнанию духовенством с кафедр, как минимум, двух десятков архиереев, острому конфликту между прихожанами и священнослужителями, глубокому кризису духовных учебных заведений, попытке перехода к демократической модели жизни Церкви, снизу доверху пронизанной системой выборов. Епархиальные и центральные церковные издания стали пространством, определившем собой все эти процессы. Именно на их страницах формировались главные церковно-революционные идеи. Главной движущей силой этой церковной революции автор считает белое духовенство, составлявшее основную массу духовного сословия. Революция дала возможность белому духовенству реализовать свои давние чаяния – избавления от архиерейской власти и переходу к полному контролю над финансами прихода. Автор охарактеризовал основные этапы формирования политического самосознания духовенства в XIX – начале XX веков: самооценку его в качестве цивилизатора народа, духовно-школьную реформу 60-х годов XIX века, приведшую к созданию просуществовавшей более полувека системы епархиальных и благочиннических съездов — своеобразной «школы демократии», становление пространства церковных СМИ. Духовенство стремилось остаться неизбираемым и неподконтрольным прихожанам, хотя само настаивало на избрании епархиальных архиереев.
С точки зрения автора, прямым продолжением церковной революции 1917 года стал обновленческий раскол 1922-1923 годов. Автор видит в нем реакцию на попытку восстановления иерархического строя жизни и введения патриаршества.
В своем докладе автор дает анализ процесса формирования основных обновленческих идей в период 1906-1917 годов – от журнала «Век» с его приложением «Церковное обновление», давшим название всему движению, до Всероссийского союза демократического духовенства и мирян 1917 года. Сам термин «обновленцы» окончательно закрепился благодаря работе 1908 года известного миссионера И.Г. Айвазова «Обновленцы и староцерковники».
Однако, с точки зрения автора, идейное пространство глубинной церковно-демократической реформы было гораздо шире. На примере «Тверских епархиальных ведомостей» автор показывает формирование идей приходского самоуправления, начиная от указа Святейшего Синода от 4 марта 1916 года об «оживлении жизни прихода». Кроме того, по мнению автора, обновленческие идеи демократического церковного самоуправления снизу были характерны для епархиальной печати и значительной части активного духовенства на местах.
Для характеристики этого тезиса автор обращается к публицистике известного преподавателя Рязанской духовной семинарии, духовного писателя протоиерея Павла Алфеева. В этой публицистике соединяются вместе активное оправдание политической революции и обоснование демократического церковного устройства: первичен приходской Совет, система церковных Советов строится снизу вверх (по сути – анархо-синдикалистская модель). Приход здесь воспринимается как «местная Церковь». На рубеже 1917-1918 годов 70-летний протоиерей Павел Алфеев вел активную борьбу с местным архиереем.
Таким образом, как считает докладчик, церковная революция 1917 года является частью широкого антииерархического либерального-демократического движения белого духовенства, носившего объективный характер, в силу обусловивших его социально-экономических причин.