Игумен Виталий (Уткин) дважды выступил на конференции в Томской семинарии

26 и 27 мая ученый секретарь Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной духовной семинарии игумен Виталий (Уткин) выступал на всероссийской научно-богословской конференции «Обновленческий раскол в Сибири: канонические, богословские и исторические оценки». Конференция была приурочена к 100-летию обновленческого раскола в Сибири и проводилась в рамках мероприятий, посвященных 30-летию возрождения Томской духовной семинарии. Соорганизаторами конференции выступили Санкт-Петербургская духовная академия и Общество любителей церковной истории (Москва).
26 мая в первом из этих выступлений («К вопросу о политической ориентации раннего обновленчества: значение работы И.Г. Айвазова «Обновленцы и староцерковники» (1908-1909 гг.)») игумен Виталий обратил внимание слушателей внимание на то, что после 1922 года русское обновленчество занимало просоветскую и просоциалистическую позицию. Однако изначально обновленческое движение, возникнув в ходе первой русской революции, имело ярко выраженный либеральный характер. Оно не только поддерживало требования политических демократических изменений (журналы «Век» и «Церковное обновление»), но и настаивало на необходимости полного разрыва каких-либо связей Православной Церкви и правомонархических организаций в России. С точки зрения автора доклада об этом ярко свидетельствует столкновение либеральных представителей миссионерства и так называемых «старомиссионеров» вокруг движения «иоаннитов» на IV Всероссийском миссионерском съезде. Как минимум, к 1908 году противопоставление терминов «обновленчество» с одной стороны, и «староцерковничество» и «старомиссионерство» с другой, фиксируется в полемическом тексте И.Г. Айвазова, известного миссионера и правого деятеля, близкого к группе священномученика Иоанна Восторгова — «Обновленцы и староцерковники». Этот текст размещался первоначально в журнале «Миссионерское обозрение» и был издан год спустя отдельной брошюрой. Таким образом, нельзя утверждать, что сутью обновленческого движения является сервилизм перед властью – так как до Первой мировой войны это движение было яркой частью либеральной оппозиции. Следовательно, у самого обновленческого движения имеются свои, как мировоззренческие, так и социально-экономические основы. Автор считает, что обновленчество выражало социально-экономические интересы белого духовенства, то есть ядра разветвленного и сплоченного духовного сословия в целом.
Второе выступление игумена Виталия прошло в рамках круглого стола «Церковь в эпоху гражданской войны: проблема церковного большевизма», состоявшегося с участием профессора Санкт-Петербургской духовной академии М.В. Шкаровского 27 мая. Игумен Виталий утверждал, что, на протяжении XVIII – начала XX вв., кардинально разошлись дискурсы русского религиозного радикализма и русского духовного сословия. В первом, представленном как частью старообрядческого поповства и беспоповства, так и внутрицерковными мистическими движениями внешний мир (государственность, социальность, культура) отторгался в качестве царства духовного антихриста. Этот дискурс антилегальности затем перешел в катакомбное движение 20-х годов XX в. Русское духовенство, сформированное рационализированными и прозападными духовными школами, в этот же период, исходило из противоположной позиции приятия мира и полной легальности. Само духовенство видело себя цивилизатором населения, государственная власть воспринимала духовенство в качестве государственного чиновника. В духовном сословии на протяжении многих поколений существовали семейные династии, до середины XIX в. храмы фактически передавались по наследству в качестве семейного средства символического производства. Но после духовно-школьной реформы 1867 г. дети духовенства стремились после семинарии поступать в светские учебные заведения, отказывались в значительном своем числе от священства. Духовенство индивидуализируется. В ходе первой русской церковной революции весны-лета 1917 г. прихожане массово отказывались финансировать за счет приходов духовные школы, так как учащиеся в них дети духовенства отказывались быть священниками. С точки зрения автора именно сочетание укоренного чувства легальности с потерей интереса к передаче духовного статуса по наследству привело к тому, что значительная часть духовенства признала власть большевиков и не тяготилась декретом 1918 г. об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, передавшем храмы и иное церковное имущество в собственность государство. Это стремившееся к легальности духовенство, став после 1922 г. обновленческим, противостояло антилегальному радикализму катакомбного движения.
Оба доклада игумена Виталия вызвали активное обсуждение участников конференции.