#Пролог №2. США и реформа церковного календаря в Поместных Церквах в 20-е годы. К постановке проблемы

США торжествующе въезжают в Россию после падения самодержавия. Журнальная иллюстрация 1917 года.

В 1923-1928 годах ключевые православные Поместные Церкви были сломаны об колено. Их заставили перейти на новый календарный стиль. Кто заставил, почему и зачем?

В 1924 году на новый стиль перешли: Константинопольская, Кипрская, Элладская церкви, а также церкви в лимитрофах – Польская, Румынская. В 1928 году на новый стиль перешли Александрийская и Антиохийская церкви. В чем причина? Обычно говорится – это всё, мол, проанглийский масон и агент Госдепа, предстоятель Элладской церкви, Греческой архиепископии в США, Константинопольский патриарх и Александрийский патриарх (в одном флаконе) Мелетий (Метаксакис). Он, мол, всё сделал.

Мелетий (Метаксакис)

Один человек? В реальности переход осуществлялся уже после отречения Метаксакиса от константинопольской кафедры. Но действительно – некий узел ключевых событий. Албанская церковь перешла на новый стиль куда позже – в 1937 году, а Болгарская – вообще в 1968-м, для того, чтобы сблизиться с македонцами, как-то решить проблему Македонской церкви. Сербская, Иерусалимская, Грузинская церкви на новый стиль не переходили.

Всероссийский Поместный собор в 1918 году отверг переход на григорианский календарь. Отверг, скорее, по политическим причинам — так как такой переход совершили большевики.

Первой на новый стиль перешла Финляндская церковь, при получении автономии от Святейшего Патриарха Тихона в 1921 году.

В своем послании от 28 июня 1923 года Святейший Патриарх Тихон указывает, что еще в 1919 году поднимал перед Константинопольским патриархом вопрос о переходе на новый стиль.

Мелетия еще не было на константинопольской кафедре, более того, он не успел еще тогда даже побывать в США и создать ключевой инструмент американского влияния на православный мир – тамошнюю Греческую архиепископию (1921 г.). Но календарная лавина сошла именно в связи с Мелетием, с проведением им так называемого Вселенского собора в Константинополе, собравшего всего 9 архиереев и получившего поэтому затем более скромное название Всеправославного конгресса (10 мая – 8 июня 1923 года). Обратим внимание – так называемый Второй всероссийский церковный поместный собор (обновленческий) работал с в Храме Христа Спасителя в Москве с 29 апреля по 10 мая 1923 года. Он строго предшествовал «Вселенскому собору», обсуждал те же вопросы – календарная реформа, второбрачие духовенства.

5 мая собор принял решение о переходе на григорианский календарь (даже не на новоюлианский, разница – празднование Пасхи по-старому или по-новому) с 12 июня. Финляндская церковь к тому моменту жила по новому стилю уже почти два года. Но именно «Вселенский собор», который оказался не собором– точка сборки всего. Представляется, что всё было скорректировано.

27 июня 1923 года Патриарха Тихона выпускают из заключения, и уже на следующий день, 28 июня, он заявляет — единственное, что поддерживает в решениях обновленческого собора, это переход на новый стиль. Да, и у тихоновцев, и у синодалов (обновленцев) новый стиль не удержался, рухнул – но по чисто экономической причине. Русское духовное сословие в период своего существования как замкнутой социально-экономической общности в XVIII — начале XX веков в политэкономическом смысле, как своеобразный общественный класс (проблема присвоения создаваемой в богослужебной жизни символической стоимости) держалось на рубле. И вот прихожане рубли нести перестали – из-за нового стиля. Вот почему даже обновленцы очень быстро отказались вообще от всех литургических реформ. Но важно другое – мы видим предельно четкую синхронизацию 1923 года, видим, что переход на новый стиль – это некая непререкаемая политическая база, от которой нельзя было отказаться. Новый стиль — важнейшее условие тогдашней церковной политической легитимности. И даже не в глазах ГПУ, а в глазах той мировой закулисы, которая направляла процессы и рулила этим самым ГПУ. В рязанской газете «Церковное обновление» в 1923 году рассказывалось об аресте чекистами нескольких священников в Зарайске за отказ переходить на новый стиль и подчеркивалось — что так будет со всеми, кто не подчинится так сказать церковной (чекистской) дисциплине. Но, подчеркну, первичны здесь не ГПУ, не чекисты. Перевичны, судя по всему, те мировые силы, с которыми с неизбежностью приходилось считаться абсолютно всем.

Ну не Мелетий же сам, и, тем более не «красный игумен» от ГПУ Тучков, с его четырьмя классами образования, всё это придумали. Кто же? Я убежден, что ответ надо искать в коллективном «Уолл-стрит» (да-да, можно начинать обвинять меня в банальной конспирологии – типа, «Уолл-стрит и русская революция», гуглите, если не знаете). И, тем не менее, именно США в последний год Первой мировой войны начинают активно создавать новый миропорядок. И вступление их в войну в Европе, и обвал России в революции – всё это шаги по созданию такого миропорядка. В том числе, нужно было изменить православный мир — это и огромная Россия, колоссальный рынок сбыта и источник сырья, и Балканы, и Египет, и Ближний Восток (передел колоний, сырье и т.д.). Недаром с ключевыми решениями по новому стилю связаны те, кто создавал новые православные структуры в США – в одном случае, Греческая архиепископия (через три года после войны), в другом – вообще планы по созданию Православной автокефальной церкви в США (за несколько лет до войны, при ее подготовке), которая должна объединить там все юрисдикции. Новый мир. Старый мир сгорел в огне Первой мировой войны. Переделка мира, в том числе православного, и создание для такой переделки новых геополитических инструментов.
Но зачем именно новый стиль? В самом деле, разве это принципиально для управления новым миром? Разве это так важно для нового мирового порядка? Какая разница, будут ли православные служить по старому или новому календарю? Ну, во-первых, слом ритма – это всегда возможность подчинения через дезориентацию. Точнее – переподчинения. Например, дореволюционная Русская Церковь кардинально зависела от Германии. Зависела чисто экономически. 54 русских свечных завода, основа всей церковной экономики, были не официальными, но реальными филиалами германской монополии в Гамбурге, полностью зависели от поставок немецкого сырья (производства русского воска к 1914 году уже почти не осталось, перешли на немецкий парафин). Не учитывать эту внешнюю зависимость и борьбу вокруг так называемого «свечного кризиса» в годы Первой мировой войны, переход церковной ориентации от немцев к Антанте – значит розово-благодушно не понимать сути происходивших процессов (включая и механизм появления позорного послания во время революции «Свершилась воля Божия»). Теперь – полная переориентация. США усиливались в русской жизни весь 1917 год. Даже Керенский бежал из Петрограда на машине американского посольства. От США зависела и Советская власть. Но США доминировали вообще, в том числе – пересоздавали под себя православный мир.

Но, кроме экономического и геополитического «во-первых», есть и более глубокое – «во-вторых». В рамках моей гипотезы (могу и ошибаться, и т.д., считайте, что все нужные оговорки уже сделал) мировой слом имел не просто геополитический характер. Русский религиозный радикализм давно чувствовал дыхание Антихриста. Да, этот антихрист понимался в нем не буквально-«антиохийски», в стиле преподобного Ефрема Сирина (а в варианте XX века — по протестантски, как написано, так и понимаем), и даже не символически – но анагогически (чтение Писания через призму эсхатологии). Есть разные пласты смыслов в Священном Писании, преподобный Максим Исповедник в «Мистагогии» говорит, что мы должны совлечься буквальных смыслов, буквальных прочтений текста Библии, и тогда нам откроются глубинные смыслы. Так, что те же русские религиозные радикалы (и не они одни, разумеется), основываясь на анагогическом понимании Писания, говорили о коллективном, духовном Антихристе, о всё усиливающейся в мире апостасии. Во власти коллективного ленина-троцкого они разглядели Антихриста куда в большей степени, нежели в царской власти. Попробуйте сказать, что они были не правы — через призму всего случившегося в XX веке антирационального, сатанинского ужаса. Именно радикалы, включая «иоаннитов» (последователей святого праведного Иоанна Кронштадтского), разгромленных было закулисой руками дореволюционного Святейшего Правительствующего Синода, полиции, чиновников, СМИ и некоммерческих организаций, составили ядро низового тихоновского движения. Дыхание Антихриста в предреволюционный период предельно остро чувствовал, например, С.А. Нилус и, как мог, старался передать его в своих художественных (именно так, хотя и исполненных зачастую в публицистической форме) произведениях. Конечно же, здесь положено оговариваться, что часть текстов С.А. Нилуса ныне, как и в 20-е годы большевиками, признаны экстремистскими на территории РФ. Поэтому несколько лет назад пятый том собрания сочинений Нилуса изымался из церковных продаж (из-за известных «Протоколов», тоже художественного пересказа старого французского публицистического памфлета).
В радикальной схеме: Советская власть – коллективный антихрист, Синодальная обновленческая Р.П.Ц. (Российская православная церковь, аббревиатура была создана по образцу Р.С.Ф.С.Р) – лжецерковь, антитаинства которой антисакрально обеспечивают власть духовного, коллективного Антихриста. Но глубокие люди понимали, что Советы существуют не сами по себе, что ГПУ — орудие в руках даже не лениных-троцких, а сил нового мирового порядка. Настоящая же сакральность держится на таинствах церкви Патриарха Тихона и подпольных церковных структур, мир гармоничен, пока живет по правильному, сакральному календарю, где праздники совершаются в свое, исстари установленное время. Сакральное движение космоса обеспечено ритуалом.

Да, в такой схеме можно видеть нечто типа веданты, мир держится на ритуале и т.д. Но ведь действительно, круг церковного года имеет предельно сакральный характер. И круг этот не есть нечто рационально данное – сегодня в один день празднуем Рождество Христово, на следующий год – в другой. Да, круг сформировался исторически. Но он открыт нам в литургическом космосе, в данности Тела Христова, которое мы знаем на самом деле только в нашей поместной форме, только в нынешней исторической реальности. Рациональность (захотели — поменяли, ибо исторично) здесь не проходит. То есть слом календаря — слом сакральности. И русский мужик это очень хорошо чувствовал, он проголосовал рублем против реформы и заставил рационализированное и практичное духовенство отказаться от реформ. У греков так не получилось — греческое старостильное движение не смогло вернуть всё на круги своя, было объявлено раскольническим, вытолкнуто за пределы легальности. То есть на глубоком духовном уровне геополитический переворот в пользу США оказывался антисакральным переворотом, установлением нового мирового антисакрального порядка.

Иерархи, непосредственно вовлеченную в сиюминутную политическую борьбу, в многосложные отношения с властью, внешнеполитическую игру и т.д., могли этого уже не чувствовать. Но чувствовали простые люди, те внизу, часто в подполье, кто столкнулись с жутью нового чудища, которое «о́бло, озо́рно, огро́мно, стозе́вно и ла́яй» куда в большей степени, нежели старое государство. Они чувствовали, что чудище антисакрально, принадлежит Антихристу. И имеет уже мировой размах. И чудище это стало менять календарь, ритм года, годовой литургический круг, на котором стоит мир. Вырывать основу из под этого мира. Вырывание такой основы — апокалипсично.

Владыка Венедикт (Поляков)

Примечание. В истории Ивановской епархии есть очень значимая фигура, тесно связанная с борьбой за сохранение юлианского календаря. Это один из выдающихся архипастырей XX века, борец за права русских в Бессарабии, стойкий защитник канонического порядка и юлианского календаря, неоднократно арестовывавшийся румынскими властями и отправленный в конце жизни под домашний арест властью советской, архиепископ Венедикт (Поляков). В 1948 — 1956 году — епископ (с 1953 г. архиепископ) Ивановский и Кинешемский. В 1956 году в Ярославле возглавил отпевание другого выдающегося русского церковного деятеля — схиархиепископа Лазаря (Димитрия, Градусова).

При владыке Венедикте (Полякове) были поновлены росписи Преображенского храма города Иваново, те самые, которые мы видим и ныне.

Фотографии владыки Венедикта — из группы Вконтакте «Ивановская епархия в лицах».

игумен Виталий (Уткин), секретарь Архиерейского совета Ивановской митрополии