Изначально юродство как особый вид христианского подвига возник в Египте и Византии в первые века христианства, однако наибольшую известность он приобрел в России, начиная с 14-го века.
Буквально слово «юродивый» означает «уродливый», «ненормальный», но эта «ненормальность», будучи «юродством Христа ради», призвана подчеркнуть истину, изреченную Спасителем: «Царство Мое не от мира сего», и граждане этого Царства кажутся «странными», т.е. странниками в мире сем.
Еще в Ветхом Завете пророк Исаия ходил нагим и босым в течение трех лет, предупреждая о предстоявшем вскоре египетском плене, пророк Иезекииль лежал перед камнем, обозначавшим осажденный Иерусалим, и ел хлеб, приготовленный, по повелению Бога, на коровьем помёте. Целью этих поступков было привлечь внимание окружающих и побудить народ к покаянию и обращению.
Ветхозаветные пророки, указанные выше, не считались юродивыми в полном смысле этого слова, а лишь время от времени прибегали к нетрадиционным или вызывающим поступкам для доведения до окружающих воли Божией. Безумие Нового Завета понимается в духовном, а не психопатологическом смысле. Одним из оснований подвига юродства считаются послания святого апостола Павла:»Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых — сила Божия». (1 Кор.1, 18). «Ибо написано, — ссылается апостол на пророка Исаию, — погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну». (1 Кор.1, 19). «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим…» (1Кор.4:10)
Первоначальницей подвига юродства является Исидо́ра Тавеннийская, монахиня, жившая в IV веке в в Египте.Из сорока юродивых, прославленных Вселенской Православной Церковью, лишь шесть жили не в России, остальные 34 — являются нашими соотечественниками. Сегодня известно более четырехсот юродивых, почитаемых в Русской Православной Церкви. Практически каждый крупный город Русской земли имел своего юродивого. На Руси наряду со словом «юродивый» употреблялось слово «блаженный», как например, Василий Блаженный, Симон Блаженный.
Мы же, жители приволжского края, имеем от Бога великую честь жить на земле, давшей миру двух молитвенников и подвижников веры Христовой — блаженного Симона Юрьевецкого и блаженной Матронушки — Босоножки.
Оделёво — подворье Никольского женского монастыря города Приволжска. Здесь имеется источник, забивший из-под земли по молитвам блаженного Симона. В оделевском храме в честь Владимирской иконы Божией Матери крестили маленькую Матрону Щербинину, будущую подвижницу.
Святой блаженный Симон родился в Плесской волости в селе Оделеве от благочестивых родителей Иродиона и Марии. С юных лет он принял на себя подвиг юродства и тайно ушел из родительского дома в густые и непроходимые леса. Однажды поселяне из веси Ёлнатской в уезде города Юрьевца Поволжского, занимаясь рубкой деревьев и собиранием мёда, нашли в дебрях сего блаженного Симона. Они стали спрашивать его, кто он и откуда родом. Но святой ничего не сказал им, кроме своего имени.
Видя, что на святом Симоне была очень ветхая одежда, поселяне сжалились над ним и привели его в свое селение к священнику, по имени Иосифу. В доме сего священника святой Симон стал заниматься работой, особенно он любил исполнять тяжелые работы и через то умерщвлял плоть свою: он часто молол муку на ручных жерновах, рубил дрова для всех жителей селения и ни от кого не брал никакой платы. Также часто и ревностно посещал он храм Божий, где возносил Господу свои молитвы и прославлял Его святое имя.
Не раз святой подвергался насмешкам и поношениям, но все сие переносил кротко, не питая злобы на своих досадителей. Постоянно зимой и летом он ходил в одной рубашке, никогда не носил обуви; ложем ему служила земля, кровом небо. Прожив немало лет в Ялнатском селении, Симон переселился в город Юрьевец и здесь также продолжал подвизаться подвигом юродства Христа ради. Часто добрые люди давали ему одежду или сапоги, но он оставлял всё сие, а облекался в худое вретище. У святого был обычай приходить часто на постоялой двор. В зимнюю пору он часто проводил здесь ночи. Тогда он молился, бодрствовал; часто хозяева и ночевавшие там выгоняли его на стужу.
Нередко он ходил по берегу реки Волги, и часто в зимнее время можно было видеть след его обнаженных ног. От суровой жизни кожа его совсем почернела и прилипла к костям. За свою благочестивую жизнь он еще при жизни сподобился получить дар прозрения, так что мог видеть то, что было скрыто от других.Однажды, юродствуя, он вошел в дом воеводы Третьяка Трегуба. Воевода разгневался на блаженного и велел его силой вывести из дома. Выходя из дома, святой сказал, что на следующий день случится несчастье. Так и вышло. На другой день жена воеводы упала, выходя из сеней, и сильно расшиблась.
С сего времени воевода сталь уважать блаженного Симона. Через некоторое время блаженный Симон снова пришел к тому же воеводе и предсказал, что в городе произойдёт сильный пожар. Вскоре так и случилось. Уже более семидесяти дворов было охвачено пламенем. Тогда воевода приказал привести к себе блаженного Симона. Его нашли стоящим на коленях перед одной из городских церквей. Он со слезами молился пред образом Пресвятой Богородицы. Блаженного привели к воеводе. Воевода вместе с другими гражданами стал молить святого, чтобы он избавил их от страшного бедствия. Симон, протянув руку, указал на пламя и, юродствуя, ударил воеводу по щеке — и пожар тотчас же прекратился.
Святой еще при жизни восприял такую благодать от Господа, что по молитвам его совершались различные чудеса и подавались исцеление недугующим. Один юрьевецкий житель Иосиф Зубарев переплывал реку Волгу. Внезапно поднялся сильной ветер, волны стали заливать маленькую лодку. Испуганный Иосиф вдруг увидел на берегу блаженного Симона; он стал мысленно просить святого, чтобы блаженный своей молитвой спас его от неизбежной гибели. Тогда же Иосиф обещал дать святому новую одежду и обувь. Буря тотчас же прекратилась, и Иосиф благополучно переехал реку. Но потом, как то часто случается, он забыл о своем обещании. Спустя уже много дней он встретился с блаженным.- Иосиф, – сказал ему святой, – ты не исполнил своего обещание. Помнишь ли, что обещал ты, когда тонул на Волге?
Тогда Иосиф вспомнил о своем обещании и почувствовал стыд. Упав к ногам святого, он просил прощения.- Ступай — сказал блаженный — и отдай нищим то, что ты мне обещал, и никогда не забывай их, ибо милостыня избавляет нас от напастей и бед.
Священник соборного храма юрьевецкого во имя святого и славного великомученика Георгия, по имени Алимпий, однажды, вкушая рыбу, проглотил кость. Она остановилась у него в гортани. Долго он страдал, ему всё становилось хуже, и он уже стал отчаиваться в своем выздоровлении. Однажды он встретился с блаженным Симоном и стал просить у него помощи. Святой коснулся несколькими перстами горла сего иерея, и он тотчас же вместе с кровью выплюнул и кость и совершенно выздоровел.
Однажды в осеннюю пору на Волге поднялось сильное волнение. Один из юрьевецких жителей Петр, живший недалеко от берега реки, вдруг заметил, что кто-то идёт по волнам. Он ужаснулся. Но, думая, что ошибся, он подошел к самому краю берега и стал пристально всматриваться. Вдруг он ясно увидел, что это блаженный Симон идет по воде с посохом в руке. От изумления Петр не мог тронуться с места. Подойдя к нему, блаженный сказал ему:- Никому не говори того, что ты видел, доколе я жив.По кончине святого, Петр рассказал всем о столь великом чуде. Все удивлялись и прославляли Господа, посылающего в мир Своих славных угодников.
Другая же угодница Божия — блаженная Матронушка родилась в 1814 году в деревне Ваниной, Оделевской волости. Крещена была в храме Владимирской иконы Божией Матери села Оделева. Ее родители происходили из местных крестьян-земледельцев. Отец — Петр Евстигнеевич Щербинин, мать — Агафья, урожденная Нестерова, из деревни Антоновой той же Оделевской волости. Кроме Матроны у родителей её были сыновья: Макар, Александр и Иван; все занимались земледелием, были, как и Матрона, неграмотны.Матронушка была замужем за мещанином города Костромы Егором Тихоновичем Мыльниковым. Ничего, кроме огорчений, не принесла ей брачная жизнь. Супружество было для нее тяжелым жизненным испытанием.
В Костроме Матрена Петровна имела свой домик на Сергиевской улице и бакалейную лавочку. Во время турецкой войны 1877-1878 гг. муж её был призван в действующую армию, где и умер. С ним вместе отправилась на войну и Матронушка сестрой милосердия, по должности которой получала жалованья 25 рублей в месяц, но жалованье она тут же раздавала бедным солдатам.
По окончании войны Матренушка посвятила свою жизнь на служение Богу и ближнему. Продав все свое имущество, она раздала вырученные деньги нищим и бедным, а сама отправилась странствовать, наложив на себя трудный подвиг юродствующей Христа ради, и первый путь ее — босиком — был к Соловецким чудотворцам.
После гибели на войне мужа, Матрона решила всю свою оставшуюся жизнь посвятить Богу. После того как закончилась война, Матрона вернулась в Кострому, продала имущество, деньги раздала нищим и отправилась странствовать, наложив на себя обет юродства Христа ради, с того момента и до самой своей смерти (в течение 33 лет) она ходила только босиком. Даже зимой Матронушка носила легкую летнюю, обязательно белую одежду.
Последние 30 лет своей жизни Матронушка провела в Санкт-Петербурге, жила она сначала на Петербургской стороне, а затем 16 лет – у часовни во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Босая зимой и летом, в легком белом одеянии, с посохом в руках часто молилась она у Скорбященской часовни. Несколько тысяч человек каждый год посещали блаженную Матронушку, прося ее о молитвенной помощи в болезнях, скорбях житейских и самых разнообразных нуждах. Она излучала любовь и тепло, была прозорлива, молитва ее, по воле Господа, имела огромную силу. Она принимала всех, утешала, давала советы, молилась вместе со страждущими. По ее молитвам избавлялись от тяжкого недуга алкоголики, сохранилось много описаний случаев чудесных исцелений. Люди, имеющие какую-либо серьезную нужду, получали необходимое, помолившись вместе с ней Господу Богу. Многих людей Матронушка предупреждала о грозящей опасности. К ее словам внимательно прислушивались. Получая иногда в дар большие средства, Матронушка тут же раздавала их обездоленным беднякам, посылала пожертвования в бедные приходы и монастыри, а также покупала Евангелия и иконы, которыми благословляла приходящих к ней людей.
Прозорливая старица помогала людям своей молитвой, предостерегала от надвигающихся несчастий, многим открывала Промысел Божий. Высокопоставленные верноподданные государя, отправляясь в места, охваченные эпидемиями и войнами, приходили к ней. Старица кропила каждого святой водой, благословляла иконой, и среди смертельной опасности они оставались невредимы. Но иногда блаженная старица отказывалась молиться о здравии, безошибочно называя день предстоящей смерти больного.
С начала 1909 года Матронушка стала готовиться к смерти. Каждое воскресенье в течение последних двух лет жизни она причащалась Святых Таинств и несколько раз соборовалась. В начале марта 1911 года она почувствовала сильное недомогание и слабела на глазах. К концу месяца старица сказала: «Вместе с водой и льдом уйду от вас». Следует отметить, что Матронушку высоко чтила царская семь, великая княгиня Елизавета Федоровна, узнав о кончине блаженной старицы, долго плакала, по ее распоряжению был прислан на могилу венок. Старица тихо почила 30 марта 1911 года, когда на Неве начался ледоход.
День похорон Матронушки-босоножки совпал с Вербным воскресеньем. Примечательно, что литургию, в день похорон, совершал священник Петр Скипетров, ставший через несколько лет первым петроградским новомучеником.На похороны блаженной старицы Матроны собралось около 25 тысяч человек. Трогательно звучали прощальные слова архимандрита Александра: «…Господь выделяет таких светильников, которые возбуждают в народе любовь к Православной Церкви, ее пастырям…
Будем молиться в надежде, что там, в ином мире, окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту. У высоты Престола не забудь нас, Матронушка, своими молитвами».Похоронили блаженную в ограде часовни, где пребывала в то время чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками).В советское время большая и красивая церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была разрушена, а могилка блаженной Матронушки затерялась.
В 1990-е годы, сохранившаяся часовня превратилась в церковь, которая стала подворьем Зеленецкого Свято-Троицкого мужского монастыря.В 1997 году была найдена и восстановлена могила блаженной Матронушки Босоножки, около нее ежедневно в 17-00, кроме воскресенья совершаются панихиды. Вновь верующие люди получили возможность приходить к блаженной старице, чтобы просить ее молитвенной помощи. Матронушка никого не отвергает, за всех молится, всем по мере возможности помогает… В чём помогает Матронушка – Босоножка? Известно много случаев исцеления по молитвам Матронушки от алкогольной зависимости. Также помогает Матронушка помогает создать просящим ее заступления благочестивую надежную семью, указывает на вторую половину, с которой потом создается православный брак. Также Матронушка любит помогать молодым семейным парам. Она помогает им найти хорошую работу, неожиданно оказывает серьезную финансовую помощь. Матронушка Босоножка делает все возможное для укрепления молодых семей.
Матрона Босоножка помогает справиться с болезнью или получить облегчение от многолетнего недуга. Также известно, что Матронушка Босоножка помогает вам избавиться от страха полетов на самолете – аэрофобии и облегчает сам перелет. Святые блаженные угодники имеют большую благодать пред Богом за свои труды, понесенные во время земной жизни. Им дана возможность помогать людям. И все это знают. Недаром такие многочисленные паломничества бывают, например, к блаженной Матронушке Московской и блаженной Ксении Петербургской. Также множество людей посещает могилку и нашей святой соотечественницы ежедневно, и никто не уходит от нее не утешенным.А на родине вышепоименованных двух угодников Божиих сейчас стоит храм в честь Владимирской иконы Божией Матери в полуразрушенном состоянии.
Фурмановское краеведческое общество «Середская земля» (руководитель — Анатолий Владимирович Петров) и творческое объединение «Спектр» города Фурманова (руководитель — Лев Валентинович Ульев) вместе с сестрами Никольской обители города Приволжска организовывали поездки к святому источнику, находящемуся на территории монастырского Владимирского подворья. История возникновения этого источника связана с именем святого блаженного Симона Юрьевецкого. Вместе они, расчищали сам источник и прилежащую территорию, читали акафист блаженному Симону и поминали о упокоении блаженную Матронушку. Но этого, конечно, весьма недостаточно. Приглашаем всех принять участие молитвенно и деятельно в возрождении и сохранении этого поистине дивного избранного Богом святого места.
Игумения Анатолия (Баршай)