Терентий Алексеевич Щапов
Терентий Алексеевич родился 20 октября 1818 года. В записи о рождении значится. «Родители: села Иваново крестьянин Алексей Фёдоров Веселов и жена его – Настасья Иванова. Воспреемники: крестьяне Иван Петров с женкой Авдотьей Федотовой».
31 октября 1843 года Терентий Алексеевич женился на Харитине Яковлевне Горбуновой (1827-22.03.1885).
Сохранилась «актовая запись № 31 о бракосочетании крестьян-ского сына Терентия Алексеева Щапова, 25 лет, и той же вотчины и села крестьянской дочери девицы Харитины Яковлевой Горбуновой, 18 лет. Оба православного вероиспо-ведания, первым браком. Поручи-тели: по жениху – села Иванова крестьянин Терентий Ефимов Зименский и крестьянский сын Авраам Федоров; по невесте – того же села крестьяне Игнатий Иванов Грачев и Феонист Петров Мякотин.»
У семьи Щаповых крестьянские корни. За спиной многие десятилетия тяжёлого крестьянского труда. Представить себе крестьянскую крепостную жизнь мы не можем. Это полная зависимость от господина во всём. Так в записи о бракосочетании Алексея Фёдоровича Щапова отмечено, что оно возможно только при согласии на брак господина их (графа Шереметева).
«Актовая запись №12 о бракосочетании 4 февраля 1816 г. вотчины графа Шереметева с. Иванова крестьянского сына Алексея Федорова Щапова и той же вотчины д.Кобылихи крестьянской дочери девки Настасьи Ивановой Зименковой по добровольному их, родителей их и господина их согласию и по учинению о них обыска [1]. Поручители: той же вотчины и села крестьяне Андрей Михайлов Веденин и Степан Федоров».
Жили Щаповы вместе всей семьёй в большом доме. В выписке исповедной ведомости Покровской церкви села Иванова за 1827 год перечислены 19 человек, живущие в домовладении №16.
«Вдова Агафья Григорьева Веселова, 64 г. дети ее (Федоровы):
Алексей, 36 лет; Федор, 28 л.; Василий, 28 л.; Иван, 20 л.; Иван, 19 л.
Алексеева жена Настасья Иванова, 33 г. Дети их:
Терентий, 8 л.; Татьяна, 5 л.; Александра, 4 г.
Федорова жена Евдокия Федорова [Федотова], 36 лет.
Дети их:
Ирина, 5; Авраамий, 3 г.
Василия жена Варвара Федорова, 31 г. Дети их:
Прасковья, 5 л.; Александра, 3 г.
Иванова жена Татьяна Семенова, 21 г.
Сергей Иванович Веселов, 30 л.
Жена его Авдотья Иванова, 30 л.»
Быт крестьян занимавшихся ситцевым промыслом отличался от быта крестьян, работавших на земле. Он был связан с условиями жизни, когда вся, порой многочисленная семья, состоящая из нескольких поколений, совместно вела своё хозяйство. Образование дети получали домашнее или в церковно-приходской школе. В тоже время, знания в сложном производстве ситца были весьма велики. При семейном изготовлении ситца, необходимы были художественный вкус, умение в изготовлении деревянных набойных досок, изготовлении красок. Нужны были знания по нанесению красителей, их закреплению на ткани. Немаловажными были и деловые качества — умело представить свои ткани на ярмарках и продать их. Благодаря своему образу жизни и следуя многовековым православным традициям, большинство крестьян были тверды в вере, по мере своих сил поддерживали храмы и священнослужителей.
В 1861 году было отменено крепостное право, Щаповы стали свободными. Для торговли произведенным ситцем требовалось перейти в купеческое сословие. Ивановское сельское правление 3 ноября 1871 г. выдало крестьянину Т.А.Щапову свидетельство о том, что за ним «не числится недоимок, и семейство не стоит на очереди по отправлению рекрутской повинности, а поэтому препятствий к перечислению его в купеческое сословие нет». С этого времени Т.А.Щапов и его потомки состояли в купечестве.
Щаповы умело вели своё хозяйство. Продавали ситец сами, в списке арендаторов торговых лавок в 1861 году в новом ситцевом корпусе значится — крестьянин села Иванова Терентий Щапов.
В документах Государственного архива Ивановской области имеется запись[2]: «К богатым и знаменитым людям, добившимся успеха благодаря собственному труду, можно отнести фабриканта Терентия Щапова, который начинал свое дело в сарае собственного дома, печатая рисунки на ткани. Однажды он заметил, что если пропустить ткань через два специальных вала, обработанных веществами, содержащими крахмал, то ткань становилась прочной, красивой и приобретала глянцевый блеск. Так в домашних условиях он открыл новый способ обработки ткани – галандрение[3]. В своем деле он долгое время был монополистом, благодаря чему и стал обладателем неплохого капитала. Через некоторое время ему удалось открыть собственную фабрику».
В 1862 году, согласно ведомости земельных участков, семья Терентия Алексеевича проживала в доме с мезонином, рядом находились – двухэтажная фабрика, красоварка, деревянный сарай, баня. Интересно, что в ведомости Терентий Алексеевич записан как “крестьянин-фабрикант”. Это словосочетание обозначает, что по сословию он крестьянин, но занимается изготовлением ситцев. Здесь слово фабрикант обозначает — изготовитель, производитель. В купеческой среде эти люди занимали высокое положение, в отличие от купцов, занимающихся только продажей различных товаров.
Следуя лучшим купеческим традициям и будучи глубоко верующим человеком, Терентий Алексеевич принимал живое участие в жизни Иваново-Вознесенской епархии. Около 25 лет он был церковным старостой Успенской церкви с приделами Рождества Иоанна Предтечи и Варвары великомученицы, освящённой 19-21 сентября 1843 года. Во время освящения было сказано много тёплых слов обо всех жертвователях и дарителях, в том числе и семье Терентия Алексеевича (в то время крепостном крестьянине), которая из собственных средств благоустроила территорию храма и его окрестности.
[1] обыск — церковная справка об отсутствии кровного родства
[2] Государственный архив Ивановской области, ф.205, оп.1, д.263.
[3] Голандра – станок с железными валами для плющения полотна. В.Даль