Ниже публикуются 3-я и 4-я части Устава Троицкой Кривоезерской пустыни, принятого в 1817 году и подписанного строителем иеромонахом Феодосием (Крюковым) и всей братией. Устав печатается по рукописи из Государственного архива Ивановской области (Ф.893. Оп.1. Д.158 л.л. 19 – 51 об.). 1-я и 2-я части устава опубликованы в сборнике: Труды Иваново-Вознесенской Православной Духовной семинарии: сб.ст. — Иваново: Иван.гос.ун-т, 2014. — Вып. I, с.с. 136 — 160.
Текст для удобства восприятия в некоторой степени приближен к нормам современного русского языка. Расшифровка и обработка текста осуществлены Е.А.Славик и игуменом Виталием (Уткиным). Примечания, имеющиеся в тексте, являются его оригинальной составной частью и сделаны непосредственно в рукописи.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть 3-я
О должностях.
- Настоятеля.
- Казначея.
- Ризничного.
- Уставщика.
- Духовника.
- Алтарных служителей.
- Благочинного.
- Эконома.
- Келаря.
- Трапезного.
- Пономаря.
- Канонарха.
- Рухлядчика.
- Нарядчика.
- Вратаря и будилника.
- Благовестителя.
- Повара с помощником.
- Гостинника.
- О разных должностях.
- О изъяснении должностных и разных послушаний.
Часть 4-я
Об общежительных обрядах.
1. О разных общежительных установлениях.
2. О безмолвном и безмятежном в келлиях пребывании.
3. О пустынном и уединенном жительстве.
4. О сохранении между братиев тишины и спокойствия.
5. О дозволительном друг друга посещении.
6. О дозволительном посещении сродников своих в гостеприимном доме.
7. О разделении наказаний духовных преступникам общежительных установлений.
Часть 5-я
О правилах монашествующих
б. Келейное.
Часть 3-я О должностях
Глава I.
- I. Настоятель, правильно от местного архиерея поставленный, есть глава братского общества которому надлежит и извествованну быть в богословских трех добродетелях: вере, надежде и любви, но вера сугуба да будет, таинственная православно-кафолическая догматическая, веруя убо сердцем в правду, усты же пред человеки споведуя во спасение, обращая своим учением в тьме неверия и прелести заблудивших ко истинному свету, показуя образ всем поучаемым у него доброй веры и благих дел своих, так же чаять воскресения мертвых и вечную будущего века жизнь, надеждою в твердом и несомненном на промысл божий уповании бытии, и все свои дела и успех во оных не себе но единому всемогущему Богу приписывати, а затем и оказывать во всем как и Богу так и ко ближнему всецелую и совершенную любовь, и елико возможно любовию приуподоблятися Богу Единородного своего Сына за ны на смерть давшего всегда взирая на превожделеннейший образ: смирению, кротости, милости и сострадательных дел Христовых подобну же бытии Христу не иным чем как нижеследующими дородетелями: алчущих питанием, жаждущих напоением, больных и в бедах сущих посещением, нагих одеванием, странных милостивным приятием, малодушных и унывающих утешителем, отчаянно согрешающих, в невежестве и лености пребывающих надлежащим воспитанием и всех различными способы руководствовать ко евангельскому истинному последованию, да тако жительствуя примет от Бога возмездие трудов своих и всех последующих учению Его, яко истинный отец и наставник приведши их к вышнему Сиону, идеже есть Христос, и со дерзновением возможет рещи: се аз и дети, яже ми дал есть Бог. Но кто в богословских трех добродетелях по сходствию их
намерения мало чем либо погрешит, тот праведное милости и благословения Божия восприимет себе оставление.
- II Подобает настоятелю прилежное иметь о кийждом во обители его находящимся брате сведения о нравах, склонностях способностях и о течение жизни, дабы возможно ему было преподать каждому полнейшее наставление и приличное определение к должности.
- III Надлежит настоятелю неусыпное попечение иметь о всегдашнем его и братии пребывании на славословии Божии и о благочинии церковного служения, тем самым доказывается теплая его к Богу любовь, и уклонение от суеты мира сего.
- IV Настоятелю в принятии приходящих новоначальных братий в обитель поступать по правилам и увещаниям святаго Василия Великаго.
- V Настоятель в познании братии и оных тайных страстей, и во отсечение их воли, поступать по правилам и увещаниям святаго Василия Великаго, а так же руководствоваться примерами и святых отец из жития их, смотря по обстоятельству времени и случаю.
- VI Подобает настоятелю всякими мерами во обители его находящуюся братию приводить в единодушие и совершенную друг ко другу по Боге любовь, и аще сие соблюдут, то удобее возмогут простиратися и на всякую добродетель, но напротив того отнюдь не допускать никого до враждебной злобы и развращения, почему и следует ему таковые поступки отлучением от монастыря и епитимиями прекращать.
- VII В первенствующей христианской Церкве единодушие и любовь умножились от того, что всяк христианин отрицался всех своих собственностей, и никто ничего своим не называл, но всем вся быша общее, колми паче подобает монахом всячески отрещись всех мирских вещей и положить под ногами настоятеля на общее употребление монастыря и братии, не прилично бо есть во общежительных обителях иному изобиловати, иному же недостачествовати.[1]*
- VIII Для соблюдения братии от сребролюбия, от него же происходит всем злым корень, во общежитии никому в келлиях денег или излишних вещей иметь не попустить, и всяк желающий во общежитии пребывать да отдастся настоятелю во всесовершенное отсечение воли своей какого бы он достоинства ни был, не покаряющийся же общежительному чиноположению да накажется епитимиею или из монастыря да отлучится по разсуждению настоятеля.
- IX Живущим во общежитии строжайше запрещается утаивать от настоятеля свои или общественные деньги и вещи и отдавать посторонним людям в лихву или на исполнение своих страстей и прихотей, а аще кто в таковом поступке обрящется, это святотатству вменяется и да накажется таковый от настоятеля великой епитимий или отлучением от монастыря.
- X Настоятель имеет прилежнейшее смотрение дабы везде во обители его наблюдаемо было благочиние и благоговеинство как во общих собраниях в церкви трапезе и монастырских работах, так и в келейном пребывании и да приводит настоятель кийждо брата в яснейшее блюдение своей совести и страх Божий и непрестанное памятование данных пред Богом обетов, утешая и уверяя исполняющих получить от Бога вечную награду, а противящихся устрашая страшным судом Божиим и вечною мукою диаволу и его служителям уготованною.
- XI Всяк исходящий из мира и прступающий к восприятию монашеского чина, дает тайный пред Богом от сердца и помышления своего обет, а потому и надлежит настоятелю приходящих во обитель новооначальных братию прилежнейше испытывать каждого, каковое им пред Богом обещание учинено, и рассуждать сообразно его обещанию со отеческими преданиями и монашескими обетами, и да внушит ему, что есть отречение от мира и в чем основывается истинное монашеское житие и тако да определяет его в приличнейшее послушание обучение и различные искусы к монашеской жизни, а отнюдь просто никого не принимати, но с подобающим вниманием исправить и тех, кои или по некоей нужде или просто и невежественно исходят из мира в монастырь, таковых да уврачует целительным духовным пластырем, отдаст его в сожительство благоговейному и искусному монаху, в небрежении никого не оставляти, но всех в познание истинного монашества и благочестия приводити, проитивящихся же монастырскому чиноположению наказывати епитимиями и отлучением из монастыря.
- XII Для лучшего ведения общежительного устава-положения, а особливо вновь поступающих братии, необходимо нужно почасту прочитывать сей устав, настоятелю или кому от него приказано будет, дабы никто неведением сего устава отговорки учинить не мог. Сверх того вновь приходящим братиям, кои не просвещены будучи истинным познанием евангельского совершенства, внушить и изъяснить натсоятелю или кому так же от него приказано будет существенность общежительных установлений.
- XIII Настоятель по божественному апостолу Павлу должен быть домостроителен, почему и долг ему предлежит как для благолепия дому Божия так и о общем братии спокойствии яко отцу и главе попечение устраивать нужнейшие монастырское здание, к соблюдению же интереса вещей и припасов монастырских, да определяет благонадежных способных и искусных из братии людей, да научит же каждого из них препорученную им должность исправляти во общую братии пользу со страхом Божиим и благоговением.
Глава II.
- I Казначей по уполномочению настоятельскому есть ему как в духовных братских, так и интересных монастырских делах помощник, почему и должен он в случае настоятельского отсутствия исправлять его должность, а при самом соблюдать монастырские казну и интерес, и с согласия настоятельского иметь распоряжение над всею братиею, что кому следует исполнять, так же и о сохранении благочестия тишины и спокойствия, равно и устройстве монастырского здания, и о соблюдении добраго ко общей пользе порядка прилежное подобает иметь попечение.
- II Поступаемая в монастырь доходная оброчная и прочих сборов денежная сумма с запискою от настоятеля в приходную книгу поступает к казначею, в чем он и должен отдавать вернейший отчет как в приходе, так и в расходе оной безпрекословно.
- III Казначей без настоятельского совета никаких денежных издержек самому собою не чинит, но все по предварительному с настоятелем совету.
- IV Казначей долженствует иметь о всех монастырских делах сведение, почему и долг ему предлежит усмотреть потребность монастырской нужды, предлагать настоятелю на рассмотрение, и получив от него повеление испонять неупустительно, а отнюдь в небрежении ничего не оставлять.
- V Казначей сам собою без настоятельского повеления ни на кого из братии никакой епитимии в церкве и трапезе да не налагает, дабы от того не произошло каковой либо распри и отягощения, но разве получив от настоятеля при всей братии повеления, тогда может налагать по рассмотрению епитимии.
- VI Казначей хоть и не имеет власти без настоятельского повеления братию епитимиями смирять, но однако если усмотрит кого в каковом-либо безпорядке, неупустительно долженствует обличить и не допустить, не с жестокостию, но в кротости духа, дабы от того не могло произойти великого ропота и смущения, непокорившиеся же ему в таковых случаях повинны суть вящшей епитимии.
- VII Казначей долженствует строжайше усматривать дабы нигде упущения не было в монастырских делах и потребностях, а также и о неупотреблении излишней и дороговизной издержки монастырского интереса и вещей иметь хозяйственное наблюдение, и о том кому что следовать будет в кротости духа внушить, и до нарушения порядка и ущерба монастырского никого не допускать, противящияся же ему повинны будут по рассуждению настоятеля епитимии.
Глава III.
О должности сосудохранителя или ризничего.
- I Ризничий хранитель есть церковных сосудов, утварей, священных одежд, книг и прочих церковных вещей, в чем и должен он отдавать вернейший отчет.
- II Поелику касающиеся до отчета ризничего церковные вещи во употреблении бываемые отдаются в присмотр пономаря, то и следует ризничему иметь за пономарем смотрение о целости и чистоте всех церковный утварей и вещей.
- III Ризничий должненствует иметь порядочный разбор церковных сосудов, утварей, одежд и вещей дабы возможно ему было неупустительно в надобно время чинить приличнейшее употребление и перемены с надлежащей чистотою и опрятностию.
- IV Ризничий да снабжает братию потребными книгами с запискою в учиненный на то реестр, дабы в отчете не произошло замешательства, в случае же недостатка каковых потребных книг, тогда да уведомляет настоятеля о прибавлении оных, равным образом и при недостаточестве каковой либо к ризнице принадлежащей вещи и приобретении оной уведомляет настоятеля.
Глава IV.
О должности екклессиарха или уставщика.
- I В церковном служении предстоящии и молящиеся люди ничем во благоговейное внимание и чувство так не приходят, как согласным пением и чтением, и потому необходимо нужно кроме настоятельского смотрения благочиние и порядок в церкви сохранять эклессиарху или уставщику.
- II Уставщик долженствует прилежно и тщательно наблюдать дабы в церковном служении никакого замешательства не было, но всегда и с подобающим чином и благоговеинством церковное служение неупустительно по уставу отправляемо было.
- III Во уставщиково дело никто другой во время церковного служения да не вмешивается, дабы тем не учинить шумтсва и возмущения.
- IV Уставщик должен иметь незабвенное ведение каковые Господские, Богородичные и святые праздники следует отправляемы быть службе или о всех чтении и пении, почему и должен он таковый порядок предварительно известить канонарху и чтецу.
- V О положенных в церковном уставе на произвол настоятеля службах уставщик должен предварительно уведомить настоятеля о наступлении таковых праздников и получив на то благословение, отправить неупустительно.
- VI Уставщику должно иметь чрез настоятеля ведение когда для великих праздников продолжительную, и когда обычную отправить церковную службу о чем со всеми крылостными и чтецами предварительно да расположится.
- VII Уставщику прилежное подобает иметь попечение дабы вовремя церкового служения никаких раговоров и шепотов не было, почему и сам он должен иметь рассудительное искусство чтоб не произвесть в церкви разговоров и шепотов, о всяком пении и чтении, о порядках крылостных канонарху чтецам и прочим кому что следует прежде службы зараз положить и изьяснить.
- VIII Уставщик должен иметь чрез канонарха сведения о чредах чтения псалмов, поучений благовестников, прологов, проповедей и канонов, почему и должен он соблюдать порядок дабы каждый по чредам своим неупустительно читал, и чтоб от них никому пред другим отягощения и презорства не было.
- IX Уставщик с настоятельского благословения должен иметь разсудительность о способностях поющих и чтущих, почему и может он по способностям поющих от чтения освободить, дабы излишнею тягостию не придти в небрежение, неспособных же к пению, но могущих токмо читать да заменяет чредами вместо певцов.
- X Уставщик непременно должен знать какой где следует быть по церковному уставу порядок и обряд, почему во всяком и времени да внушает он о неопустительном исполнении кому должно.
Глава V.
- I Как правилами святых отец и Номоканоном духовникам повелевается быть спасителями погибающих душ, и о сем неусыпное иметь попечение, почему и следует определенному во обители духовнику бытии во всем искусну, разсудительну, сострадательну и попечительну о спасении душ человеческих дабы от неискуства, безразсудности, жестокости и нерадения не мог погубить кого-либо из жительствующих во обители.
- II Духовник непосредственно должен иметь о каждом брате ведение о течение его жизни, склонностях и намерениях, дабы несообразно с отеческими преданиями и монастырским уставом предприятия благоразумными средствами возможно было отвратить.
- III Духовник по предыдущему пункту если уведает кого в каковом либо душевном и телесном от страстей борении унынии или развращении, то по евангельскому примеру спасителя еже оставить девяносто девять овец и о единой погибшей овце должен он все меры употребить о приобретении и о исторжении от мысленнаго волка и отнюдь в небрежении никого не оставляти.
- IV Духовник долженствует каждого брата всегда возводить к богомысленному упражнению и исполнению монашеских обетов и возложенных им от настоятеля или кого либо за послушание со страхом Божиим и любовию должностей, внушая и умоляя каждаго благоразумне, обнадеживая исполняющих вечною от Бога наградою, а противящихся устрашая грядущим Страшным судом Божиим и вечною грешникам казнию.
- V Если духовник узнает кого из братии боляща, тогда неупустительно да употребит все меры о приготовлении его к смертному исходу, вознерадивый же подвержен будет страшному Божию суду.
Глава VI.
О добром жительстве алтарных священнослужителей и о чредах их.
- I Алтарные служители по долгу звания своего должны суть во образ быти не токмо всей братии, но и всем верным христианам: житием, верою и чистотою, писано бо есть тако: да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваши добрые дела, и прославят отца вашего иже есть на небесех, а потому яко истинным сыновом и честнейшим членовом Церкви надлежит им проходить житие свое воздержно, добродетельно, милосердо, искренно, кротко, долготерпеливо, смиренно, веруя во Святую Троицу православно, совершая таинства святыя и непорочныя веры в чистоте своей совести, да тако жительствуя яко светило миру освящая оный добрыми делами удобнее возмогут увещати как братию. Так и верных христиан к следованию тесным и прискорбным путем к вышнему Сиону, но кто из священнослужителей алтарных сообразно вышеизъясненному жительства иметь не будет, таковый сожаления и слез достоин есть, и надлежит его настоятелю недремлющим вниманием исправлять по разсуждению.
- II Иереи и диаконы в монастыре находящиеся чреды свои отправляют начиная в субботу вечера и оканчивают в пред идущую субботу на литургии, что и составит едину седмицу, во вторую молебны. В третию ранние литургии и в четвертую седмицы соборное церковное священнослужение молебны, панихиды, и всяк священнослужитель каждую чреду свою обязан неупустительно отправлять.[2]
- III Кто из священнослужителей олтарных имея чередное служение впадет в тяжкую болезнь, тогда из тщаливейших и ревностнейших исполнителей закона Христова да заступит его место, писано бо есть друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов.
- IV Буде кто из священнослужителей пренебрегать общее установление, начнет церковную службу с собственною своею поспешностию или повелением своим сокращать, таковый яко нарушитель общего уставоположения подвержен быть имеет строжайшей епитимии.
- V Священнослужители алтарные при совершении проскомидии и служении частных молебнов и панихид да будут кротки, смиренны, и не сребролюбивы, всемерно удаляясь при таковых случаях гневнаго горделиваго и корыстолюбиваго поступка, но обличенные во гневе и гордости яко нарушители общаго спокойствия и корыстолюбии яко святотатцы подвержены быть имеют строжайшей епитимии.
Глава VII
- I В каждом общежительном монастыре из алтарных служителей настоятелем определяется благочинный, которого должность состоит в том, чтоб он имел смотрение в церкви, дабы каждый брат стоял в церкви со страхом Божиим благоговейно на принадлежащем ему месте, а отнюдь не на чуждом месте, или где-либо по своей страсти, в братской трапезе также смотреть прилежно, чтоб сидение и вкушение было благочинно, равным образом и при работе братских общих и келейных, над общими эконома, келаря и нарядчика с братиею работающею монастырские дела, и над келейными каждого в особенности брата прилежно усматривать, дабы исполняли общее монастырское послушание с предначинанием надлежащей молитвы, и в продолжении оного ум свой непрестанною молитвою возводили к Богу, но отнюдь не вдавались бы в суетные беседы и помышления, и кого усмотрит в сохранении сего предания исправна, тому кротко да учинит надлежащее наставление, ежели кто наставлению благочинного учинит непокорность, о том да предлагается на дальнейшее настоятеля благорассмотрение.
- II Благочинный прилежно да смотрит над всею братиею, чтобы они к церковному служению ходили в приличном своему званию платье, к вечерни, утрени и Литургии нижнее платье иметь, кафтан или подрясник черный, опоясону кожаным поясом, обувану в сапоги или басавики, верхнее платье – мантийным мантию, а рясофорным монахам – рясу, на главе — клобук с камилавкою, и в руках четки кожаные или шерстяные держать, и молитву Иисусову непрестанно творить, и кто монашеского образа на себя еще не принял, тому ходить в церковь в кафтане или подряснике черном, опоясону кожаным поясом, обуту в сапоги или басавики, и в руках четки иметь и молитву Иисусову творить.
- III В братскую трапезную ходить монашествующим в одной только на голове камилавке и им же с бельцами одетым в кафтан или подрясник черный, опоясону кожаным пояом, обувену в сапоги или басавики.
- IV К нощному соборному правилу настоятель ходить в черном кафтане или подряснике, а чередный иерей в мантии, на главах имеют камилавки, а прочие монашествующие с бельцами ходят в балахонах белых с тою лишь от бельцов различностию, что монахи имеют на главах своих камилавки в праздничные и воскресные дни. Когда в церкви поклонов не бывает, тогда к нощному соборному правилу вся братия ходят в черном нижнем платье.
- V Если благочинный кого-либо из братии усмотрит, что они вышеизъясненному преданию не последуют и отнюд о том не радеют, тогда надлежит ему не взирая ни на кийждо лицо придти к нему, и поклонившись с поясом « прости мя, отче святый или брат, Бога ради, я по должности своей напоминаю Вам, чтоб постарались Вы с надлежащим рачением исполнять предания монастыря сего», изъясняя ему самую причину нерадительности к общему установлению, и тако отходит от него с поклонением, и если паче чаяния обличенный в своем проступке брат благочинного не послушает, то немедленно доводит сие обстоятельство до сведения настоятеля.
Глава VIII
- I Эконом хранитель есть всяких во монастыре потребных вещей, как то: съестных припасов, различных материалов, инструментов и на всякую потребу посуды.
- II Подобает эконому иметь выгоднейшее рассуждение и строжайшее смотрение, дабы чего излишне и во зло употребляемо не было, о том да восприемлет к пресечению заранее деятельные меры.
- III Эконом долженствует так же не доводить и до недостаточества потребностей монастырских, дабы не учинить настоятелю и братии великой скорби, и в случае какового либо вещей употребления, дабы тем не учинить остановки, о том заранее уведомить настоятеля или казначея о покупке оных.
- IV Подобает эконому строжайше усматривать целость и прочность монастырских потребностей, дабы от небрежения не учинилось какового-либо убытия и истления.
- V Эконом должен всякими средствами наблюдать выгоду, в каковое время удобнее и выгоднее заготовлять монастырские потребности.
- VI Эконом да исполняет всякую выдачу потребностей монастырских по установленной и благословенной от настоятеля мере, и в подобающее время, а без благословения самовольно никакой выдачи да не установляет под опасением строжайшей епитимии.
- VII Эконом должен иметь обстоятельные записные книги, сколько у него бывает в приходе и в расходе ржаного хлеба, овощей и прочих харчевых потребностей, в чем имеет в назначенное настоятелем время отдавать верный ему отчет.
Глава IX
- I В каждом общежительном монастыре бывает по одному келарю, в смотрении которого состоят, во-первых, повара, устрояющие для братии пищу, во-вторых, трапезный, набирающий братскую трапезу, и служащий с братиею, определенной ему при братском столе. В-третьих, и братия, вспомоществующая в необходимых случаях поварам*[3]
- II Келарь должен иметь у себя особый чулан, для клажи во оный приготовленных для братского стола икры, рыбы вареной, молока, масла коровьего и постного, булок и прочих съестных вещей, за чем необходимо нужно строжайшее иметь ему смотрение, не упуская при том и того дабы поварам в неблагословенное время отнюдь никому пищи даваемо не было, и сам по самой к кому-либо приверженности без благословения так же давать из келарни не дерзал бы, в противном же случае как сам келарь, так и монашествующий наказаны быть имеют от настоятеля надлежащею епитимиею.
- III Келарь должен неослабное иметь смотрение и наставлять служащего братской трапезы, дабы в оной всегда была чистота и опрятность, и всякое по сему предмету упущение и небрежливость взыскано быть имеет как с келаря, так и трапезного служителя.
- IV Неупустительно смотреть келарю и за поварами, дабы они данное им от настоятеля послушание исполняли со благоговением и страхом Божиим, и при всяком бы начале дела, аще возможно и навсегда глаголали молитву Иисусову или «Господи помилуй».
- V Так же и за вспомоществующими поварам братиями неусыпно должен иметь смотрение, дабы и они при своем вспоможении отнюдь не имели ни малейшего прекословия, но пришедши в поварню сотворив молитву Иисусову, говорили: «Благослови!» Тогда келарь или кто старее его находится, должен сказать – «Бог благословит», и тако начинать дело в молчании, и о себе самовнимании.
- VI В поварне и келарне всякое упущение и небрежение нечистота и неопрятность настоятелем взыщется и истяжется от келаря и поваров.
- VII Келарь долженствует ежедневно в назначенное настоятелем время входить к настоятелю для испрошения благословения, — какая наступающего утра должна быть варима пища? и получа от него благословение, посылает к эконому за харчами и приуготовляет к наступающему дню*[4].
Глава X
О должности трапезного служителя.
- I Трапезный служитель должен иметь повиновение келарю, а потому начиная набирать стол, или уже и собирать со стола, а так же начиная уметать трапезу или топить оную, должен сотворить молитву Иисусову, и говорить – «Господи, благослови!» И тогда свыше невидимо Господь дело его благословит.
- II Трапезный служитель должен садится за столом с братиею на определенном трапезному месте, и когда ударят в колокольчик, тогда должен со младшею братиею восставши идти в поварню не произведя никакого шума и стука, и пришедшее к повару, сотворя молитву Иисусову, говорить: «Благослови, отче!». И главный повар по «амине» ответствует — «Бог благословит!» и тако несут в братскую трапезу, и пред поставлением сотворя молитву Иисусову, поставляют на стол, и с оного взимая порожнюю посуду относят в поварню, и садятся каждый на своем месте в трапезе.
- III Трапезной должен иметь распоряжение – кому именно на каком месте должно садиться, и чего недоразумеет, то должен спрашивать келаря.
- IV Со особенным вниманием трапезной служитель должен иметь распоряжение, в рассуждении благоговейного и учтивого принятия в братскую трапезу с любовию и чистосердечием странных людей, а паче почтенных особ, в чем не токмо от келаря, но и от настоятеля да просит наставления.
Глава XI
Должности параэкклесиарха или пономаря.
- I По преданию и уставу преподобного Феодора Студита, пономарь должен великое попечение иметь о чистоте церкви, и о исправном содержании у престола, пред Пречистыми и Животворящими Тайны Христовыми, или пред местными иконами Спасителя и Божией Матери неугасимых лампад, так же по приготовлении к священнодействию просфор, вина, воды, кадильницы с фимиамом или ладаном, свеч и прочих потребностей, принадлежащих к священнослужению.
- II Пономарь должен чрез настоятеля или уставщика иметь ведение о времени обычной, повседневной и особенно положенной по уставу в Минеи и Триоди церковной службы, общаго братского моления и правила, и егда приспеет время, тогда взяв от настоятеля благословение, делает в учиненный особенно колокол повестку, а потом определенный звонарь учинит к церковному служению надлежащий благовест.
- III Как пономарь имея всегда первейший в церковь вход и последний исход, то должен он иметь смотрение о целости наружной церковной утвари и вещей, и всякое по церкви интересное упущение взыщется на пономаре.
- IV Пономарь должен иметь твердое и незабвенное ведение о времени вжигания и гашения по уставу в церкви свеч, так же и приготовления кадильницы и прочих потребностей. Дабы не учинить священнослужению остановки, а наипаче долженствует иметь строжайший присмотр, чтобы не учинился в церкви пожар или похищение, и всякое по сему предмету упущение взыщется на пономаре, и первый от него ответ востребуется.
- V Пономарь да оказывает служащим в алтаре достодолжное повиновение, и благоговейное и чинное услужение, дабы не преподать ему вины каковой-либо враждебной злобе и возмущению.
- VI Пономарь идучи ко святым иконам для постановления свеч и ставши пред местною Спасителя иконою, и сотворши пред оной трикратное поклонение, и настоятелю таковое ж, да исполняет данное ему послушание, а по вечернем, утреннем и литургийном входах со свещею по приятии иерейского благословения да творит настоятелю поклон.
Глава XII
- I Канонарх долженствует в повиновении быть церковного уставщика, от коего и да получает наставление каким образом надо исполнять по чину церковное служение.
- II Канонарху иметь сведение о чредах каждого брата чтению псалмов поучений благовестников прологов проповедей и канонов.
- III Канонарх пред наступлением времени чтения долженствует (неразборчиво) настоятелю или кому повелено ему будет и тако да уведомит и брата, имущего чреду, если же от кого-либо произойдет каковой-либо спор, о том да уведомит церковнаго уставщика.
- IV Канонарх, отправляя благоговейно и чинно свое послушание, и при том сказывая гласы, прокимны, аллилуйя, и «Бог Господь и явися нам» со стихи их, должен иметь откровенную главу свою, и по исполнении в церковное служение всей своей должности, надлежит ему ставши пред местною иконою Спасителя и сотворши трикратное поклонение,*[5] творит и настоятелю поклон, и в небытность его – обоим крылосам по поклону, и тако отходит на свое место.
Глава XIII
Должности рухлядного содержателя.
- I В каждом общежительном монастыре необходимо нужно иметь рухлядчика, который без всякаго изъятия должен по своей должности руководствоваться всеми изображенными о должности эконома пунктами.
- II В смотрении рухлядного содержателя состоит выдача братии и принятие от них белья со всею принадлежностию ко оному, так же неупустительное смотрение, дабы от мыющих братское белье не возпоследовало каковой либо утраты и злоупотребления, а потому необходимо нужно ему как для верного отчету, так и для достоверного сведения иметь обстоятельную записную книгу.
Глава XIV
- I В каждом общежительном монастыре необходимо нужно иметь в непосредственном ведении настоятеля или казначея нарядчика братии на послушания, которому и должны с вечера поручить распорядительное повеление, что в наступающее утро надлежит исполнить, и тот точности данного ему с вечера приказания да исполнит.
- II Нарядчик, исполняя свое послушание должен по братским келиям ходить учтиво, и отнюдь не нагло и не грубо, подходя к келлии да сотворит сперва молитву Иисусову, и затем говорит: «За святое послушание потрудись брат идти на такое то дело», и тот в келлии брат по «амине» должен ответствовать с любовию: «Спаси тя Бог! Иду и сотворю волю пославшего мя». И тако да идет на послушание.
- III Буде кто по особенному настоятеля повелению назначен к другому делу или и болен, а нарядчик будет его наряжать на дело, тогда в келлии находящийся брат по «амине» с кротостию должен ответствовать: «прости мя Бога ради, я не могу идти на то дело, на которое зовеши мя, ибо я назначен к другому делу или крайне я болен».
- IV Ежели кто поправши свою совесть чинит сумнительные в рассуждении своего другие о послушании или под предлогом болезни отговорки, тогда нарядчик по втором и третием его звании да уведомит настоятеля, а тот, смотря по вине да накажет его надлежащею епитимиею.
- V Ежели нарядчик кого-либо из братии своею грубостию или поношением оскорбит, то по принесенной на него настоятелю жалобе да накажется надлежащею епитимиею.
- VI Живущих в монастыре по найму работников, хотя и без грубости и суровости, но нарядчик их должен наряжать яко наемников просто, а не так как братию и неотложно надлежит их надлежащим понуждением на дела посылать.
- VII Нарядчик должен иметь смотрение как за летним так и за зимним экипажем, за конскою сбруею и инструментом, принадлежащим к землепашеству.
- VIII Нарядчик обязан смотреть над приставниками: как лошадей, так и рогатого скота, дабы в хождении за ними не было ни малейшего упущения, в противном случае должен известить настоятеля.
- IX Нарядчику необходимо нужно иметь сведения какие именно и куда лошади и экипажи отправлены быть имеют, а потому и должно по распорядительному настоятеля назначению отпустить оныя как исполнение назначенного послушания.
- X Всякая неисправность и упущение в делах монастырских взыщается во-первых, на нарядчика, и во-вторых на неисполнивших послушание, и накажутся надлежащею епитимиею.
Глава XV
О должности вратаря и будилника.
- I В каждом монастыре надлежит быть вратарю*[6] и будилнику**[7], из коих первому у святых ворот должно иметь свою келлию, именуемую сторожку, а второму жительствовать во братских келлиях.
- II Вратарь по окончании нощного правила, то есть в начале IX–го часа должен запереть все в монастыре вороты. И ключи от оных хранить до самого утреннего пения у себя или у кого настоятель прикажет, и на каждом часе троекратно бить в чугунную или какую либо другую доску, а по троекратном ударении в ту ж доску должен ударить сколько часов и потом обойти кругом весь монастырь – нет ли где какой-либо опасности от хищных людей и прочих тому подобных случаев.
- III Когда настанет время ко утреннему благовесту, тогда должен вратарь идти к настоятелю. Сотворя у дверей келлии молитву Иисусову, и по «амине» должен сказать: «пению время и молитве час, благослови, отче, к утрени благовестить», и получа от него благословение да идет к будилнику, сотворя так же молитву Иисусову, и по «амине» говорит: «пению время и молитве час, изволь, брат, к утрени будить» и от будилника идет ко всем воротам, и, отперши оныя, идет на гостеприимный двор, знаменуя пришествием своим время пения утрени, оттуда ж войдя в церковь и получа от настоятеля благословение, идет в келлию свою упокоить претружденное свое тело.
- IV Будилник разбужден быв от вратаря, идет сперва к имеющему чреду иеромонаху, сотворя у дверей келлии его молитву Иисусову и по «амине» говорит – «пению время и молитве час, извольте к утрени идти», а потом для скорейшего отверзения дверей к пономарю, к благовествующему к утрени, а за ними по порядку и к прочим братиям таким же образом, каковым выше показано, и обойдя по всем келлиям, идет в церковь и стоит в оной у дверей церковных, смотря на входящую в церковь братию – кто именно пришел или нет, и пред окончанием полунощницы сходит к непришедшим в церковь братским келлиям, возбуждая их к славословию Божию кротце, и в кельи находящийся брат как сперва, так и тут должен благодарить возбуждающего так – «спасет тя Бог», и идет в Церковь, а ежели болен или отягчен каковыми либо трудами, то должен говорить — «прости мя, брат, Бога ради, я с любовию бы пошел на славословие Божие, но отягчен есмь велиею болезнию или трудами или и леностию – не могу идти в церковь». Будилник получа сей ответ уведомляет настоятеля.
- V Будилник уведомляя настоятеля о каждом брате — кто именно в церкви и кого нет – за болезнию ли или предуготовляя кто себя к великому труду или уже и утружден был или же наконец и за леностию? — получает от него – кого понудить и еще идти в церковь — приказание — идет исполняя послушание со страхом Божиим, и, произведя оное, приходит в церковь к настоятелю, уведомляя о исполнении его приказания, равно и о успехе его понуждения, получа от него благословение, стоит до совершения утреннего пения на своем месте.
Глава XVI
- I Благовеститель[8]* к утрени должен производить благовест до тех пор, пока увидит настоятеля из келлии с фонарем идущаго в церковь, и тогда перестает благовестить и пред окончанием полунощницы звонит к утрени, а когда полиелей, тогда и к Евангелию в подобное время звонит же.
- II Когда настоятеля в монастыре нет, тогда благовест производить по велению начальствующаго в монастыре до самаго ударения в (неразборчиво).
- III К литургии благовест и звон производить кроме ударения к проскомидии по общему обыкновению.
- IV К вечернему пению благовестить до выходу настоятеля из келлии в церковь, и по прочтении IX–го часа звонить, а в небытность настоятеля как в благовест так и в звон руководствоваться сей главы вторым пунктом.
- V В дванадесятые, Господские, и Богородичные и храмовые праздники в начале IX песни в большой колокол бывает двенадцати кратный ряд – во благовест.
Глава XVII
О должности повара и помощников его.
- I Надлежит повару с помощниками его в повиновении быть к келарю по IV пункту о келарской должности сего устава, а потому начиная каждое в поварне дело, сотворя молитву Иисусову, говорить – «благослови, отче или брат»! А келарь или в небытность его помощник должен ответствовать — «Бог благословит», и тако с молитвою и надлежащим вниманием самому себе совершает дело, если же никого при состворении молитвы Иисусовой не будет, то по произнесении оной сам о себе должен говорить – «Господи, благослови»! И так с молитвою совершает данное ему послушание.
- II Повар или помощники его, кто из них тщаливейший и ревностнейший к богослужению церковному, постоявши утреннее пение до Евангельского поучения между кафизмами, должен придти к настоятелю для принятия от него благословения, а по принятии онаго взять от святого алтаря или местного Спасителева образа в фонарь огнь , должен оным в поварне возжеть с молитвою Иисусовою огонь, и так продолжать свое послушание.
- III Когда братская трапеза окончена будет, и уже по совершении конечной молитвы, тогда келарь, трапезный служитель и повар с помощниками пришед к настоятелю, производят как ему, так и братии поклонение, говоря – «благословите нас отцы святые и братия, и простите нас грешных», настоятель благословляя их, ответствует – «спасет и благословит вас Бог послужившим нам», и тако отходят кийждо в келлию свою.
Глава XVIII
О должности гостеприимника[9]**
- I В гостеприимном доме надлежит быть престарелому, но при том учтивому обращательному и проворному брату для принятия и успокоения странствующих и богомольцев, имея непрестанно в себе страх Божий, и тем отвращать от себя могущую ему при сем последовать дерзость, и небрежение о своей душеспасительной жизни. Куда сам настоятель или кто по нем старший из братии в случае его в монастыре отсутствия должен почасту ходить, духовне увещевая гостеприимника ко благоговейному служению странствующим и отвращая всевозможными мерами от мысленной и чувственной склонности его миролюбию.
- II В случае многолюдства странствующих и богомольцов по назначению настоятеля отпускается из братии на помощь гостеприимнику для скорейшего и деятельнейшего услужения обитающим в гостеприимном доме.
- III Гостеприимник во охранении сего дома от пожарного или другого какого либо нещастного случая, неусыпное должен иметь смотрение, и во оном ответствовать кому должно, во всех же сомнительных случаях могущих произойти в гостеприимном доме в то же самое время непременно обязать уведомить настоятеля.
- IV В гостеприимной дом никто из братии да не дерзнет без всякия нужды ходить, но разве по уведомлению гостеприиимника и по благословению настоятеля для посещения сродников своих, да и то во урочное время, ходить не возпрещается.
Глава XIX
- I Сверх вышеизъясненных во особенных главах должностей, имеются во общежительных монастырях и другие келейные или домовые послушания, как то: просфорники, хлебники, квасоварники, прачишники, конюхи, скотники, живописцы, златари, столяры, резчики, плотники, садовники, портные, кузнецы и прочие какие могут быть ремесленные люди, но поелику к церковной и общежительной публике оныя не принадлежат, а потому особенного о каждом послушании изъяснения и правил нет, почему каждому из них в особенности от настоятеля бывает надлежащее наставление, дабы они возложенное на них по способности их послушание исполняли с благоговением и страхом Божиим, имея данное себе дело в руках, а молитву Иисусову непрестанно во уме, сердце и во устах, отсецая при том собственные свои страсти, дабы по своей к кому-либо приверженности или вражде, противу должности своей без благословения настоятеля не поступить и тем Господня не творивших дело Божие с небрежением проклятию не токмо от себе удалить, но всемерно тщательно в молитвах своих призывать на себя мир и благословение Божие.
Глава XX
О изъяснении должностных и разных послушаний.
- I Под именем должностных послушаний разумеются есть изображенные в XIX главах сего устава, которые кроме великих в монастырях нужд свободны суть от разных послушаний, а по своим должностям да ответствуют по совести своей настоятелю.
- II Под именем разных послушаний разумеются земледелие полевое и огородное, жнитво, молочение, и уборка посеянного разного хлеба, и огородных овощей, вспомоществование сажанию садов, рыбная ловля (кроме имеющего начальство в искусство сие), рубление в лесу и монастыре дров, собирание ягод, грибов, и трав, разная монастырская чистотная уборка, вспоможение поварам рыбу и картофель вареной с прочими тому подобными овощами чистить, разные посылки в города и селения по монастырским нуждам как на лошадях, таки пешком, и прочие подобные послушания. В сии, ежели необходимая нужда обстоятельство и время того требовать будет, то не токмо при разных послушаниях, но и при должностях как церковных, так и общественных находящияся братия должны суть без малейшего прекословия идти на повелеваемое им дело. И с молитвою Иисусовою и благословением продолжать оное с наиприличнейшим рачением.
Часть 4-я О общежительных обрядах
Глава I
О разных общежительных установлениях.
- I По имени общежития, во всех таковых монастырях, как церковь, так и каждый брат содержанием довольствуется, как в пищи, так и в одеянии, от церковных и монастырских доходов вообще без разделения, равным образом труды и приобретения по должности коегождо общежительного брата должны поступать в общую монастырскую пользу.
- II Во употреблении одежды алтарным служителям от простых монахов и бельцов преимущество иметь дозволено потому, что правилами святых отец в худой одежде чести ради Святых Таин ко алтарю приступать запрещается.
- III Во употреблении же за братскою трапезою пищи (кроме старости и немощи) никто никакого разнствия не имеют, но вси вообще употребляют в надлежащее время.
- IV В дозволенном общежительным установлением братии утешении, алатрным служителям с превосходными певцы, от простых братии, преимущество иметь не возспрещается, ибо и по отечникам во историях видно, что поющие в церкви сугубейшие мзды возприимали.
- V Кто имеет нужду переменить каково либо платье и обувь, тогда должен придти к настоятелю, и просить у него нужной себе одежды и обуви с благословением, который написав рухлядному или у кого на руках находятся таковые вещи записку, чтобы новое дал, а старое платье или обувь получил обратно, и когда сие исполнено будет, тогда требующий вещь брат приходит со оною к настоятелю, показуя ему оную, просит у него благословения, который благословя принесенную ему вещь, отпустит его с миром.
- VI Пред раздачею определенного настоятелем братии утешения, приходит уставленный на сие брат к настоятелю, простит у него дозволительного на то благословения, и по приянятии онаго приступает ко своему делу с надлежащею верностию.
- VII Дозволенные содержать в каждой келии вещи суть нижеследующие: киот со святыми иконами, стол, вместо кровати скамья, войлок с подушкою, для сидения стул, для клахи книг келейных шкапец или полка, настоятелем определенное утешение, со всею ко оному принадлежностию, трудница с огнивою, нощник с маслом постным, или свеча с подсвечником, рукомойник с тазом и кувшином, топор для рубления дров, кочерги для печи, одежда определенная настоятелем, все оные вещи неминуемо к жизненности принадлежащие беззазорно в кельи имеются.
- VIII Но напротив того, если паче чаяния у кого в келье найдены будут разные напитки, не приличные монашествующим, но изобретенные по единственной токмо страсти, сребролюбственные, мшелоимные и сластолюбные вещи, это преслушания дело, и вражия часть сокрушением и истреблением да преисправляется немедленно, а виновные сему да накажутся надлежащею епитимиею.
- IX Запрещается каждому брату безвременно, а паче того до начатия еще поздней литургии употреблять каковую либо пищу и питие, а кто в таковом постнического правила преступлении окажется, тот яко невоздержный подвержен быть имеет по рассмотрению настоятеля епитимии.
- X Кто пришел из мирскаго состояния к восприятию монашеского образа, и у него есть драгоценные вещи и платье, тогда вещи и платье принять в монастырскую казну на основании VII пункта настоятельской должности, или по согласию новопришедшего брата, продать оные, и сумму хранить в монастырской же казне до востребования его, но в келье хранить никак не дозволять, ибо во общежительных монастырях если б мирския люди во оныя не ходили, то и замков келье держать нужды б не было, но во отвращение того, чтоб дерзностейшие люди во время церковного пения в кельи взойти не могли, замки при кельях держать попущено.
- XI Во все понедельничные дни, как монашествующие, так и бельцы, ради уважения ангельского дня, да воздерживаются от употребления сыра и яиц, и никто, живущий в монастыре, ни монах ни белец о сем воздержании да не нерадит, противящиеся же сему установлению подвержены быть имеют строжайшей епитимии.
- XII По празднице Рождества Христова до навечерия Богоявления Господня и в день Богоявления Господня, в недели: I-ю мытаря и фарисея, II-ю сырную, III Пасхи, и IV –ю по празднице Пятидесятницы – во все таковые дни по понедельникам разрешают на рыбу, сыр и яйца.
- XIII Учиненное от доброжелательных христолюбцев в монастыре подаяние, состоящее из харчей, во отвращение чревонеистовства и в знак общественному заповеданию повиновения, да приносится настоятелю, который по рассуждению своему в братской трапезе, или и по кельям благословя оное да разделяет все то подаяние всей братии без остатку.
- XIV К тому ж да ведят вся общежительная братия, яко при ненарушаемом исполнении сего заведения, надлежит чтобы и внутреннее состояние души их сообразно было внешним благоустройствам, во взоре, в словесех хождениях и во всех поступках бытии целомудренным, смиренным, кротким, сострадательным, воздержным, терпеливым, великодушным, трезвенным, бодрственным, тщаливейшим и ревностнейшим исполнителем данного коемуждо брату дела, нарушители же такового благочестия, по довольном их назидании и увещании искусными на то старцы яве оглашены быть имеют при всем братстве, яко не суть они члены и братия благочестного общества, и яко лжебратия в наказание и страх другим изгнаны быть имеют из монастыря, не взирая ни на какие их дарования и внешние способности.
- XV Впрочем, общежительное установление во всем последует и повинуется Закону Божию, догматам и правилам святых апостол, вселенских и поместных соборов, святых отец, и всем таинственным преданиям принятым греко-российскою восточною православною церковью, а потому и нужды более нет, чтоб учинить каково-либо изъяснение сущности, намерения общежителей, а предоставляется на здравый каждого человека рассудок.
Глава II
О безмолвном и безмятежном в келлиях пребывании и о дозволительном выходе из оных.
- I Надлежит каждому брату во своей келлии пребывать как в чувственном, так и в мысленном безмолвии и безмятежии, занимаясь непрестанно в келейном молитвенном правиле, чтением душеполезных книг и рукоделием, презирая и порабощая плоть свою духови.
- II По общему обыкновению во общежительных монастырях всегда живут во единственной двух келий связи два брата, из коих первый бывает старший, которому юнейший повинуется во всем безпрекословно, а потому и надлежит первому руководствовать юнейшего брата общежительному спасительному пути, отвращая его от небрежения, праздности и уныния.
- III Живущие в келии старший и младший братия, восприемный сын со старцем. И духовный сын с настоятелем духовником, когда отпускаемы будут в келлии для приятия сна, по принятии благословения обычно целуют друг друга в рамена и прощаяся глаголет первый – «Христос среди нас», а второй — «есть и будет», и тако отходит отпущенный в келлию свою, а отпустивый остается во своей келлии с миром.
- IV Когда живущий в келии брат восхощет отраду получить хождением в поле, в лес или куда либо, тогда непременно обязан придти к настоятелю или старцу своему для испрошения благословения, а без этого отнюд за монастырь не выходить.
- V Ежели по диавольской козни впадет кто из братии в чувственное или мысленное искушения, и от того отягощен будет совестным зжением и унынием, тогда надлежит ему прибегнуть к духовнику, изъявляя свою скорбь от диавола нанесенную, да просит от него разрешение и прощение, в недоумительных же случаях и к настоятелю да приходит.
- VI Кто из братии пожелает идти к настоятелю, духовнику или другому искусному старцу на духовный совет, или зачем либо, то должен пред келлию сотворить молитву Иисусову, и по «аминь» говорить «благослови, отче, взойти в келлию», который должен ответствовать — «войди, если ты пришел во имя Господне», и когда впущен будет, то говорит обстоятельно, откровенно и со страхом Божиим, не вдавая отнюд себе празднословия, и если взойдет без всякого дела, тогда попрося у пришедшего брата прощения, и глаголет – «отче святый или брате возлюбленный, писано есть яко и за праздное слово воздадим ответ на страшнем судищи Богу», и посылает его кротце из келлии своей, внимая себе опасно во блюдении ума своего от суеты и мятежа.
Глава III
О пустынном и уединенном жительстве.
- I Кто из совершенных безмолвников возымеет желание жительствовать некоторое время или навсегда в пустыне, горе, пещере и прочих тому подобных местах во уединении, тогда непременно должен намерение свое изъявить настоятелю и духовнику, прося их да помолятся о нем Богу, еже начати и совершити безмолвное жительство, и они если усмотрят богоугодное его намерение и способность к надлежащим молитвословиям и наставлениям, вдая ему особенно установленное для пустынножителей правило и келейное рукоделие, провождают его в желаемое ему место, посещая его еженедельно по два, или по крайней мере по одному разу, увещевая его продолжить равноангельное житие по надлежащему.
- II Кто ж из маломощных братий изъявит настоятелю или духовнику пустыннолюбное свое намерение — то надлежит его уверить о его маломощности и неспособности к таковому жительству, и что в пустыни имеет один он продолжать со диаволом, миром и плотию брань, без всякого ему со стороны вспомоществования, предъявляя и назнаменуя имеющие ему быть искушения и прелести, моля и увещевая его быть в истинном послушании настоятелю и всей братии, и наконец утишив его своими наставлениями отпускают в келлию свою. Без рассмотрения ж богоугодных намерений и способностей, отнюд на уединенное жительство никого не допустить, опасаясь в день Страшного Суда Божия о душе такового отшельника ответа.
Глава IV
О сохранении между братиею тишины и спокойствия.
- I Надлежит всей братии иметь между собою искреннее по Бозе как в делах, так и в словах даже и мыслех любовь. Исполнять данное послушание с любовью, говорить откровенно, нелестно и кротце, охраняя себя от прекословия и непослушания и в словах скрытности, дерзости, лжи, клеветы, лести, самолюбия, зависти, ненависти, тщеславия с гордостию и прочих богоненавистных пороков.
- II Еже кто кого по диавольскому научению делом или словом оскорбит, то оскорбившийся брат кротце должен его обличить, а тот нимало не медля должен у него просить прощения – «прости мя, отче, или брате, Бога ради, оскорбившего тя», которому и надлежит его в тоже самое время простить – писано бо есть – «солнце да не зайдет во гневе вашем», есть ли же от оскорбившего произойдет непризнательность, а от оскорбленного непримиримость, тогда виновный подвержен бывает тяжкой епитимии.
- III А кто в злобном своем неистовстве дерзнет кого ударити рукою в лицо или другой какой либо телесный состав, тот публичной тяжкой епитимии подвержен быть имеет, неисправляющийся же в таковых поступках, яко гнилый и непотребный уд отсечен быть имеет от общежительного сожительства.
- IV О сохранении между братиею треблаженнейшей и божественной любви настоятель должен иметь недремлющее око, писано бо есть – «идеже любовь – тамо и Бог».
Глава V
О дозволительном друг друга посещении.
- I Кто из внимающих, и во всем последуя общему установлению, усмотрит из маломощных кого братии унывающа, в посте или молитве разслаблены бывающа, и о спасении души своей нерадеюща, тогда необходимо нужно такового брата о имени Господни посетить и да не оставить его без надлежащего возстаносвления — писано бо есть – «изводяй честное от недостойнаго яко уста Моя будеши».
- II Но кто из вышеизъясненных нерадивых братии при братском посещении и увещании непокорлив будет, тогда по Христову завещанию надлежит взять два или три брата по увещанию его да при устех двух или трех свидетелей станет всяк глагол, аще сих не послушает, то заповедят Церкви, то есть всему братскому обществу, аще убо и всего общества во исправлении своей жизни по двум и трем увещаниям не послушает, тогда надлежит его яко гнилый и непотребный уд отсещи от общества.
- III Дозволяется каждому брату кого либо из страждущих болезнию в монастыре братии посещать, и подавать по способности своей больному руку помощи во облегчение его болезни, оказывать ему надлежащую прислугу, или по крайней мере сострадание иметь о нем, моля Господа Бога да от одра болезни возставит его в славу пресвятого Своего имени.
- IV А кто из братии будучи многонемощен, и по наружности признан быть имеет что он привременныя жизни вскоре преселен быть имеет к вечности, тогда надлежит всей братии собранной быти к больному, и со всею братиею да простится, и по надлежащем больного христианском напутствовании соборне да чтут на исход души его положенный в Требнике канон, и молятся тепле о душе такового брата, дабы она мытарства лютаго миродержца непреткновенно избегла, и в руце Божии ангельскими руками преставляющагося брата душа восхищаема была.
Глава VI
О дозволительном братии посещении в гостеприимном доме сродников своих и знаемых.
- I Дозволяется каждому брату пришедших родителей, ближайших сродников, и знаемых монахов в гостеприимном доме, днем и не нощию беззазорно посещить, но в келлию свою без настоятельского на то благословения отнюдь никого не вводить, под опасением строжайшей на то епитимии.
- II В посещениях знаемых людей, а особливо женского пола, по предосторожнейшем изследовании можно допустить до свидания. Но и то во урочное время так, что после нощного правила до самой литургии никто уже не имеет права выходить на гостеприимный дом.
- III Без настоятельского благословения никто да не дерзнет в келлию свою хотя и почтенного человека из мужеска пола для пренощевания допустить под опасением строжайшей за самовольство свое епитимии.
- IV Надлежит настоятелю или кому по нем старшему накрепко смотреть дабы посетители святых мест под видом благословнаго с живущими в монастыре братиями разговора, не могли чего либо в словах своих произнести непристойнаго к слышанию монашествующим, и тем не учинили б им какого-либо развращения или соблазну. В таковых случаях развратителей изгонять из монастыря, а послушателей наказывать надлежащею епитимиею.
Глава VII
О разделении наказаний духовных преступившим общежительное установление.
- I Епитимии или духовные наказания полагаются непосредственно самим настоятелем, разсматривая важность дела, состояние возраста, жизни и раскаяния преступника нижеследующим разделением: во-первых, отлучением из монастыря, во-вторых, явною, в-третьих, келейною епитимиями.
- II Отлучение или изгнание из монастыря бывает в важных преступлениях ожесточенным и по наказаниям неисправляющимся, явным нарушителям братскаго союза и общежития, зазорное и развращенное жительство имеющим, и всем тем, кои своею жизнию лжебратиею окажутся.
- III Явные епитимии производимы бывают положением поклонов в церкви или братской трапезе за нарушение общежительного установления, за небытие у церковного служения, и безвременное и неблагословенное исхождение из церкви, за непокорные обидчивые и явно развращенные и кощунственные поступки, и за нерадительное упущение должностей своих.
- IV Келейныя же епитимии по приказанию настоятеля, духовника, старца или другого кого власть имущаго над виновным бывает за нижеследующие проступки: 1-е – за оскорбление кого-либо словом или делом наедине. 2-е – за нерадительное упущение келейного правила и послушания. 3–е – за неопрядственнное содержание келлии и платья. 4-е – за нерачительное и неосторожное сокрушение келейных: поделия, орудия, и посуды, и за все маловажные вины наказуемы бывают положением поклонов в келье своей; того за великое наказание вменяется когда кто-либо за изъясненныя вины ни явною ни келейною епитимиею не наказаны быв, и лишен за то настоятельского духовнического, старческого или другого кого либо благословения, но есть ли кто непокорлив будет к келейной епитимии, то по доносе о сем настоятелю виновный подвержен быть имеет уже и явной епитимии.
- V Довольно пожившие в монастыре, и более сведующие общежительное установление, но впадшие в преступление по Господне словесы подвержены суть великой епитимии, а недавно вступившие в монастырское общесожительство, и впадшие в преступление по неведению своему, аще и малейшей епитимии достойны суть, но дабы таковым послаблением не произвести дерзости, ослушания, небрежения и невнимания, надлежит таковаго не ослаблять разсмотрительным наказанием.
- VI Кто из падших в каковое либо преступление и познавши оное с сердечным сожалением придет к настоятелю, изъявляя свой грех, тот помилования достоин есть, и обличенный самим настоятелем или другим кем-либо, тот не избегнет разсмотрительного наказания, кольми ж паче ожесточенный и при обличении не признающийся.
- VII Преступивший брат по совершении возложенной на него великой или малой епитимии, должен придти к настоятелю, и падши ему в ноги говорить – «прости мя, отче святый, во гресе моем, и благослови! Отныне помогающу мне Господу Богу положу начало благое вашими святыми молитвами», и тако приемлет от настоятеля прощение и благословение. И ежели преступившим учинены каковая- либо обида всему обществу, или единому брату, тогда необходимо нужно как у общества, так и у брата обиженных просить прощения, и по принятии онаго приемлет от настоятеля благословение.
Часть 5-я О правилах монашествующих.
А. Правило монашеское, совершаемое после прочтении молитв на сон грядущим.
Чредный чтец ставши среди церкви глаголет тихо и смиренно
Первый антифон
«Боже, милостив буди мне, грешному» 10 раз с поясными поклоны. Подобне и вся братия наравне, и без смущения творит поклонение
потом
«Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя, грешнаго» 40 раз с поклоны, что и составит всего 50 поклонов
а затем
Учиня трикратное изображение знамения крестнаго глаголет во уме своем:
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» 50 раз, после сих молитв говорит:
«Слава, и ныне: «Аллилуйа, аллилуйа, аллилуйа, слава Тебе, Боже» трижды с поклоны, и потом паки глаголет: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.Аминь».
Вторый антифон
«Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй» 10 раз с поклоны
потом
«Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя, грешнаго» 40 раз с поклоны
а затем
Учиняя двукратное изображение знамения крестнаго глаголет во уме своем:
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» 50 раз, после сих молитв говорит:
«Слава, и ныне: «Аллилуйа, аллилуйа, аллилуйа, слава Тебе, Боже» трижды с поклоны, и потом паки глаголет: «Слава, и ныне».
Третий антифон
«Боже, милостив буди ми, грешному» 10 раз с поклоны
потом
«Господи Иисусе Христе, Богродицею помилуй мя, грешнаго» 40 раз с поклоны
а затем
Учиняя единократное изображение знамения крестснаго глаголет во уме своем
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» 50 раз, после сих молитв говорит
«Слава, и ныне. Аллилуйа, аллилуйа, аллилуйа, слава Тебе, Боже» трижды с поклоны, и потом паки глаголет «Слава, и ныне».
глаголет
Целование Архангела Гавриила Богородице
«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с тобою…» до конца 15 раз с поклоны, и потом «Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго» 35 раз с поклоны
Аще убо день есть седмичен и праздника никакого нет присовокупляет
Молитву святаго Ефрема Сирина
1-е, «Господи, Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми» и поклон до земли.
«Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему» и поклон до земли
«Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь» — поклон до земли и глаголет:
«Господи Боже мой, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя» – семь раз с поклоны земными, что и составит десять великих поклонов – по сем и глаголет
«Боже, милостив буди мне, грешному» десять раз с поклоны поясными, а за сим паки глаголет
2-е, «Господи Боже мой! Умом ли или помышлением, словом или делом согреших — прости мя» десять раз с поклоны земными, по сем и паки глаголет
«Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй» с поклоны поясными, и наконец глаголет
3-е, «Господи Боже мой! Умом ли или помышлением, словом или делом согреших — прости мя» десять раз с поклоны земными, а всех земных с поясными составляет пятьдесят поклонов.
И аще убо есть святая Четыредесятница, то присовокупляется и еще пятьдесят поклонов по нижеследующему порядку
и глаголет
«Боже, милостив буди ми, грешному» десять раз с поклоны поясными, и потом глаголет
4-е и 5-е, «Господи Боже мой! …» по вышепоказанному двадцать раз с двадцатью ж земными поклоны с преименованием «Боже, очисти мя, грешнаго». И «Боже, милостив….» по десяти раз и по десяти ж поясных поклонов.
Всех же вышеизъясненных пременяемых земных с поясными составляет сто поклонов
по сих поклонех глаголет
«Спаси, Господи, и помилуй давших нам милостыню, и прости им всякое согрешение» двадцать раз с поясными поклоны
затем
«Спаси, Господи, и помилуй отцы и братию нашу на послушании трудящуюся, и прости им всякое согрешение» десять раз с поклоны поясными
а потом
Ежели есть брат или благотворитель монастыря усопший, и сорокоуст еще не окончался, то до сорока дней глаголет
«Упокой, Господи, душу усопшего раба твоего (имярек) и прости ему всякое согрешение» десять раз с поясными поклоны, равным образом и другие благопотребныя прошения по разсуждению настоятеля соборне присовокупить с надлежащими поклоны.
а после сего соборного моления
Настоятель ставши среди церкви глаголет
«Боже, милостив буди ми, грешному»
«Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя»
«Создавый мя, Господи, и помилуй мя, без числа согреших, Господи – прости мя» – творя к каждому прошению есть ли в праздничные – поясные, а во вседневные дни – земные поклоны, и потом глаголет
«Ослаби, остави, прости, Боже…» все до конца с надлежащим вниманием и поклоном
Так же обращся лицеем на запад глаголет
«Благословите мя, отцы святи и братия, и простите мя, грешнаго, елика согреших во вся дни живота моего и в сий день словом, делом, помышлением, осуждением и всеми моими чувствы. Благодатию своею Господь Бог да простит и помилует всех нас» и покланяется братии до земли
Подобне и братия такожде творят, в праздничныя же дни, в кои неположены в церкви земные поклоны, как от настоятеля, так и от братии бывают поясные поклоны, и тако приходят к настоятелю для принятия от него благословении, и отходят в келллии свои, в коих чтут краткий помянник «ненавидящих и обидящих нас …», написанный в Часослове, и молитву преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина – «Владыко Человеколюбче…» со стихи: «просвети очи мои, Христе…» и, наконец, молитву крестную: « Да воскреснет Бог…» и проч. И тако с молитвою да получит упокоение трудом своим, приуготовляя себя к трезвенному возстанию на утреннее славословие Божие.
Б. Правило монашеское совершаемое в келлии наедине.
По утреннем пении (ежели на утрени не слышали) чтут утренния молитвы, по молитвех со вниманием стихословят
Псалтирь
Начиная его по точному указанию Псалтири с предначинательною молитвою святей Троице, по кафизме чтут умилительные тропари с молитвою ж, по совершении ж нескольких кафизм оканчивают его с подлежащим молитвословием, изображенным после всех кафизм во Псалтири. – в каковые стихословия Псалтири на каждой Славе возможно поминать усопших по разсуждению своему
Ведомо же буди и сие
Яко стихословие в кельи Псалтыря незаконополагается, поелику оное препоручается каждому брату по качеству их к Богу усердия, и по возможности сил их, судя по возможности нынешних времен некоторые стихословия ныне по три, другие по две кафизмы, а оные по одной только кафизме с надлежащим молитвословием.
Неумеющих грамоте вместо стихословия Псалтыря отправляют за каждую во Псалтири Славу по сту молитв Иисусовых и на «аллилуйи» творят по три поклона.
Но есть ли кто по небрежению или по лености возложенное на него правило оставит, тогда да течет к духовнику прося у него прощения и разрешения в таковом грехе, которой поучив и наказав его довольно, чтоб впредь не вдавался обычной лености и небрежению, но укреплялся елико возможно на надлежащий ему подъем простираться, и тако отпускает его в келлию свою с миром.
Ктож обременен тяжким послушанием, от которого никак не возможно ему исправить келейного правила, таковому пристойнее есть о сем ни малейшей скорби не иметь, потому что послушание паче поста и молитвы, а к тому ж и вся братия соборне за истинных послушников молится, равным образом свободны суть от келейного правила и посылаемые от настоятеля в города, селения и прочие места по монастырским нуждам, но довольно им того, чтоб они имели благоговение страх Божий и во уме своем непрестанную молитву Иисусову, и если сие предание непорочно сохранят, то во истинных послушниках от Бога вменятся, и награду вечную от подвигоположника Христа получат.
По псалтирном стихословии
чтут
Помянник, ежедневно отправляемый и написанный во Псалтири с надлежащими на каждом прошении поклоны.
по Помяннике
Отправляет и поклоны келейныя таким же точно порядком как и под литерою А изображено.
В. Келейное упражнение монашествующих в чтении Святаго Евангелия, Апостола и прочих богодухновенных книг.
По разсуждению настоятеля вместо написанного под литерю Б правила препоручается от него некоторым братиям чтение Святаго Евангелия и Апостола нижеследующим порядком.
По молитвенном начале стоя со благоговением и вниманием чтет сперва надписание, а потом и Святое Евангелие от зачала перваго до клеймоваго знака, обретающегося на поле с надписью во оном следующаго дня, и по окончании, возблагодарив Бога о совершении таковаго чтения, начинает чести
Апостол
Таким же порядком, как и Святое Евангелие чтено, но разнствие состоит только в том, что чтение Апостола можно продолжить и сидя в келлии, но Святое Евангелие в разсуждении важности Спасителевых слов сидя (кроме крайней немощи) в келье читать запрещается.
Тщаливейшее же усердие и теплую ко Господу любовь имеющие братия, и отнюдь не вдаящие себе праздности по псалтирном стихословии, чтут Святое Евангелие и Апостол по надлежащему чину.
По Апостоле чтет неотложно помянник изъясненный в правиле под литерою Б.
Следующего же дня начинает чести Святое Евангелие и Апостол от клейма, изображенного на поле, до другого таковаго же и так далее.
По каковому разположению каждый евангелист отправляется в неделе. А и по том по различию их продолжения надлежит только помнить оставленное на поле следующаго дня замечание, и так продолжать чтение.
По отправлении келейного своего правила с продолжением во уме своей молитвы Иисусовы начинает каждый брат делать келейное рукоделие к каковому кто способен.
Если кто восхощет упразднится в чтении богодухновенных книг, то да не оставляет таковаго душеполезнаго поучения ради лености и небрежения своего. Но да продолжит оное в духовное себе назидание.
По общему же дозволительному обыкновению в братских келлиях чтутся книги нижеследующия:
Библия. Разныя церковныя история, беседы, поучении и послании святаго Василия Великаго. Поучительные слова святаго Григория Богослова, Маргарит, беседы и все поучительные слова святаго Иоанна Златустаго, Ефрем Сирин, Лествичник, Добротолюбие, Исаака Сирина, Макария Великаго Египетскаго, и прочия богодухновенныя поучительныя книги, кои руководствуют к шествию тесным и прискорбным путем к вышнему Сиону – все сии книги со особенным вниманием и поощрением братии чтить дозволяется.
Но светских романических книг и картин великим запрещением возбраняется не только оныя в келье иметь, но даже именовать, дабы тем неискусозлобным братиям не учинить преткновения, и если паче чаяния у кого оныя в келье найдутся, то книги и картины светския предать огню, а имеющаго оныя за нарушение общаго установления наказать надлежащею епитимиею.
Г. Святыя Афонския горы правило монашествующих пустынное.
Сверх вышеизъясненных келейных упражнений во Святей горе Афонской отправляется чин како подобает пети особь дванадесять псалмов с тропари умилительными и молитвы положенными наряду того чина, который весь изображен в конце Псалтиря.
И наконец
Д. И правило еже предаде Ангел Господень святому Пахомию Великому совершати двенадцать молитв во дни, и двенадцать же молитв в нощи, которое так же изъяснено в самом конце Псалтыря.
Подобно установлению Святыя Афонския Горы, и в российских общежительных монастырях сие правило возлагается на пустынножителей, но внутри монастыря живущими братиями отправляется преждеизявленное под литерами АБВ правило и упражнение.
1817 года апреля дня Троицкой Кривоезерской пустыни строитель иеромонах Феодосий с братиею выслушав сие общежительное уставоположение опробывали и подписуемся
Строитель иеромонах Феодосий
Уставщик иеромонах Серапион
Иеромонах Мефодий
Иеромонах Евфимий
Иеромонах Самуил
Иеродиакон Аркадий
Иеродиакон Мелхиседек
Иеродиакон Иларион
Монах Геннадий
Послушник Митрован Уманов (ныне дня игумен Макария Луховского Тихонова монастыря, 1833 год)
Послушник Григорий Дябовский
Послушник Афанасий Кедровский
Послушник Петр (неразборчиво)
Послушик Захар Семенов
Послушник Феодор Вергесов
Послушник Виктор Ипокренский (ныне он казначей Луховскаго монах Варнава, 1834 года)
Послушник Василий Степанов
Труженик Герасим Васильев
И вместо послушников Ивана Степанова, Василия Яковлева, Федора Потанина, Григория Сухарева и тружеников Андрона (неразборчиво) Семена Тимофеева, Николая Аликсеева за неумением грамоты и писать коих прошению руку приложил послушник Тихон Румянцев с послушник Василий Семенов.
Послушник Никита Галахов
[1] * Еже отрещися мира и всего яже в мире, совершеннейшее есть последование во след Христа течением и прискорбным путем к жизни вечной, а потому удобее велблуду сквозе иглины уши проити, неже богату в царство Божие внити, а потому всяк слыша сия, еже оставить вси мирские вещи и положити под ногами настоятеля на общее употребление монастыря и братии, прискорбен быть имеет как и юноша богатый во Евангелии святого Матфея 19 главы в 22 стихе упомянутый и мало таковых есть, дабы кто, оставя самолюбие, предал бы свои собственные вещи а паче деньги в волю настоятеля, то, во отвращение сего отягощения, в нынешние времена во всех общежительных монастырях обычай есть таковый дабы каждого в монастыре брата собственные его деньги взносить все без остатка к настоятелю, который записывает в особый реестр или книгу и сохранять в казне впредь до благословного его требования, при выходе в другой монастырь или при других сему подобных случаях, такоже не воспрещает каждому брату иметь собственные свои иконы и книги, и в прочем поступать во всем сообразно общежительному уставоположению, ежели кому из имеющих свою собственность воспоследует смертию, тогда вся та собственность ему принадлежащая, по правилам святых отец и по государственным узаконениям обращается в пользу монастыря.
[2] В малых монастырях где священнослужителей мало, там отправляются чреды совсем инако, например. В 1 седмицу отправляет чреду священнослужения со вспоможением в нуждах служений: молебнов, панихид, и прочаго, а 2-ю седмицу ранние литургии, молебны, панихиды и соборные священнослужения.
[3] Ведомо до будет, яко в малых обителях келарь исправляет и трапезного служителя, а иногда и повара должности.
[4] В иных монастырях сей пункт исполняют сами экономы
[5] Ежели праздников никаких нет, то последний поклон отправляется земной.
[6] Известно да будет, что в великих монастырях бывает два вратаря, которые по очереди ночь свою должность исполняют. Так что который из них ночь спит, того наступившим утром имеет право нарядчик наряжать на дело близ монастыря находящееся.
[7] И два будилника, определяющихся из братии каждомесячно по очереди, которые должность свою отправляют во всю свою бытность ежедневно пополам, а днем по нарядчикову делу исполняют келейное или общемонастырское послушание.
[8] В великих монастырях, и где находятся большие колокола, там разделяют звон на три человека и более, например, в большой колокол благовестит хлебник или прачишник, в полиелейный сапожник, а в буденной со всеми малыми колоколами благовестит и звонит ранней литургии пономарь. И всяк из них в надлежащее время обязан быть готов к благовесту и звону. В малых же монастырях где малые имеются колокола к ранней литургии пономарей нет, там назначается от настоятеля из способных ко исполнению сему братий.
[9] В великих монастырях гостеприимный дом и служители онаго разделяются на два отделения и именуются в первом – дворянский и купеческий, а во втором отделении чернаго народа гостинники, в надзирательство коих определяется к ним от настоятеля один иеромонах.