Ниже публикуется части 1-я и 2-я части устава Троицкой Кривоезерской пустыни, принятого в 1817 году и подписанного строителем иеромонахом Феодосием (Крюковым) и всей братией. Устав публикуется по рукописи из Государственного архива Ивановской области (ГАИО, ф. 893, оп.1, д.158). Текст для удобства восприятия в некоторой степени приближен к нормам современного русского языка. Расшифровка и обработка текста: игумен Виталий (Уткин), протоиерей Андрей Ефанов, Е.А.Славик, иеродиакон Петр (Молочков). Примечания всех видов, имеющиеся в тексте, являются его оригинальной составной частью и сделаны непосредственно в рукописи.
Данная часть рукописи опубликована в: Труды Иваново-Вознесенской Православной Духовной семинарии: сб.ст. — Иваново: Иван.гос.ун-т, 2014. — Вып. I, с.с. 136 — 160.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предуведомление
Часть 1-я
О церкви
Главы
1. О разделении продолжений церковных служб с кратким изъяснением оных.
2. О изъяснении времен церковного служения.
3. О вхождении в церковь Божию и благоговейном стоянии в оной.
4. О церковных чтениях.
Часть 2-я
О церемониях
1. При пострижении монахов бываемой.
2. При крестном ходе.
3. О трапезном чиноположении.
4. О церемонии, бываемой в Великий Четверг при умовении ног.
5. О церемонии прощальной.
6. О церемонии погребальной.
7. О церемониях, церковью преданных.
О должностях
- Настоятеля.
- Казначея.
- Ризничного.
- Уставщика.
- Духовника.
- Алтарных служителей.
- Благочинного.
- Эконома.
- Келаря.
- Трапезного.
- Пономаря.
- Канонарха.
- Рухлядчика.
- Нарядчика.
- Вратаря и будильника.
- Благовестителя.
- Повара с помощником.
- Гостинника.
- О разных должностях
- О изъяснении должностных и разных послушаний.
Об общежительных обрядах.
1. О разных общежительных установлениях.
2. О безмолвном и безмятежном в келлиях пребывании.
3. О пустынном и уединенном жительстве.
4. О сохранении между братиев тишины и спокойствия.
5. О дозволительном друг друга посещении.
6. О дозволительном посещении сродников своих в гостеприимном доме.
7. О разделении наказаний духовных преступникам общежительных установлений.
- О правилах монашествующих
а. Нощное соборное.
б. Келейное.
в. Келейное упражнение.
г. Правило монашествующих.
д. Пустынножительное.
Прежде, нежели приступим мы к изображению устава Святой Горы Афонской, то необходимо нужно возвестить нам о сем. Устав оный ничто иное есть, как точное сохранение и исполнение палестинского типика, который под названием устава пречестнейшего святого Саввы Освященного Лавры и прочих иерусалимских монастырей и преподобноавксентиевской горы весь изображен в церковном уставе с надлежащими изъяснениями чиноположений. Но поелику Святая Афонская гора по особенному Божию промыслу и Пречистой Богородицы заступлением, также и по изрядному своему местоположению и далечайшему удалению от мирских селений, и наипаче по невхождению в оную женского пола людей, а того чуднее и бессловесных животных женского пола, имеет великую удобность сохранить палестинский типик и общежительный устав, сему подобно и в наших странах таковое чиноположение удобно исполняти, как самый опыт доказывает в удаленных от селений в России находящихся Валаамской, Саровской, Софрониевской и Песношенской пустынях, которые своими заведениями и заслуживают всеобщего уважения. А каковое в общежительных святогорских и российских вышереченных обителях установлено чиноположение, опять изъясняется нижеследующими частями: 1-я — О церкви, 2-я О — церемониях, 3-я — О должностях, 4-я — Об общежительных обрядах, 5-я — О правилах монашествующих. Изъясняется же оное общежительное установление очевидным путешественническим порядком с особенными в некоторых пунктах рассуждениями и замечаниями под знаками *, которыми разрешается всякое сомнение, могущее последовать при несходственном в одном против другого монастыре чиноположении, от того ли, что по причине открывшихся неудобств или за малолюдством в монастыре братии единообразного установления исполнить не можно. Все те обстоятельства, хотя кратко, но довольно ясно изъяснены. Впрочем, хотя и есть некоторые различности в одних только обрядах, но непосредственно руководствуясь евангельскому воззванию все нарицающиеся общежительными монастыри едину цель имеют, чтоб составить христоподражательное братское общество в истинном искреннем и союзном мире. Противляющиеся же общежительному установлению в чем-либо признаны бывают яко не суть члены, но нарушители таковых обществ, которые основаны были в первенствующей христианской Церкви. Ныне же необходимо нужно иметь послушание к начертанному сему установлению в благоговении и страхе Божием, а идеже страх Божий, там и благочестие. А идеже благочестие, тамо душевная и телесная чистота, без них же никто не узрит Бога.
Сочинен же сей устав во всем сходственно церковному типику и святых отцов преданиям. Как о том довольно чтущему явственно будет с великим желанием того, чтоб приявшие сие общежительное установление прилагали тщательное усердие свое ко единодушному и искреннему друг с другом жительству.
Всемогущий Бог, во славу Пресвятого Своего Имени, да поможет благое сие намерение привести в совершенное дело, и да ввержется в сердца человеческие огнь любви Божественной, в те самые сердца, кои именуется общежительными, и дабы сим превосходнейшим жительством получить первообразную доброту, святость и непорочность душ наших о Христе Иисусе Господе нашем, Ему же купно со Отцем и со Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и в безконечныя веки. Аминь.
Часть 1-я. О церкви
О разделении продолжения церковных служб с кратким изъяснением оных.
- I Церковные службы разделяются на 8 отделений. Именуются: 1. Великопраздничная. 2. Воскресная. 3.Бденная. 4. Полиелейная. 5. Славословная. 6. Вседневная. 7.Субботняя и 8. Постная
- II По 1-му отделению к великопраздничным церковным службам принадлежат Господские, Богородичные и храмовые праздники, в которые поют с отменным и дополнительным продолжением церковную службу, на всенощном бдении поучительные чтения усугубляют. *[1] «Хвалите имя Господне» — оба псалма поют на сходе по обеим сторонам, также величание поют сперва алтарные служители, а за ними и крылосные, употребляя на каждое от избранного псалма по три стиха и потом величание, за сим седальны пред Евангелием, а по нем канон праздника, светилен и хвалитные стихиры – всё сие поют нараспев – сия всенощная продолжается до шести и семи часов.
- III По 2-му отделению в воскресные дни с недели Фомины до 15-го числа сентября отправляются всенощные бдения, которые от великопраздничных различествуют тем, что «Хвалите имя Господне» оба псалма, на величаниях избранные псалмы, а по Непорочных седальны; по Евангелии каноны читаются с припевами написанных песней и продолжаются до пяти часов; и с 15 числа сентября до Недели Фомины отправляются утрени (кроме праздников, в которые положены бдения) и пред нею на полунощнице поем троичный канон гласа; а с утрени по тому же обычаю, как и на всенощном бдении положено и продолжаются до трех часов. **[2]
- IV По 3-му отделению в праздники, имущие всенощное бдение по уставу, отправляется так же, как и воскресные, но кратче бывают от того, что на сих бдениях поется величание без Непорочных, но один только антифон четвертого гласа, на канонах запевы Богородице, святому, ему же есть бдение по уставу; и продолжением до четырех часов.
- V По 4-му и 5-му отделениям, в праздники, имущие полиелей или славословие великое, отправляется утреннее служение по точности указаний церковного устава; к читаемому канону запевы поют Богородице и святому, имущему полиелей или славословие, иногда по рассуждению настоятеля припевают и песни, изображенные во уставе, и продолжаются полиелейные до трех с половиной, а славословные службы до трех часов, и во все вышереченные праздники в церкви земных поклонов не бывает.
- VI По 6-му отделению во вседневной службе по окончании полунощницы присовокупляет «Помилуй нас Господи, помилуй нас» с ектениею, написанною в Часослове после вседневной полунощницы, но впрочем вся служба отправляется по точному указанию церковного устава, в таковые дни бывает в церкви земные поклоны, и по 7-му отделению субботняя служба от вседневной различествует пременением полунощницы, и без прибавки, как бывает по вся дни, пременением песней с каноны и прочими стихи, сверх сего в таковые дни в церкви земных поклонов не бывает.
- VII По 8 отделении постная служба разделяется на три статьи: 1. Святой Четыредесятницы, 2. В посты: Рождества Христова, святых апостолов Петра и Павла и Успения Пресвятой Богородицы и 3. В среды и пятки всего лета, и потому в посты, написанные в первой статье, Святой Четыредесятницы начало утрени с полунощнецею бывает по повседневному*[3]: по отпуске утрени и часов с вечернею исходят вся братия в притвор, поящее литийную стихиру, а за сия поют литию о усопших и, поклоньшеся по чину, исходят в келии свои. Во второй статье первый пост Рождества Христова, второй — святых апостолов Петра и Павла и третий — Успения Пресвятой Богородицы (кроме праздников), в такие дни, в которые по уставу велено петь «аллилуйа», в таковые отправляется церковное служение во всем сходственно Святой Четыредесятнице, кроме только кафизм и канона с песнями, Литургии в той день не бывает, но часы с междочасием и вечернее с поклоны, по великопостному уставу с литиями, и братская трапеза бывает одна в день. В предпразднственные по уставу без земных поклонов, а шестеричной службы дни, по повседневному обыкновению, с земными поклоны, и братские трапезы бывают два раза в день, и по третьей статье в постные дни: среды, пятки всего лета церковная служба бывает по повседневному обыкновению, и братская трапеза одна в день, кроме только таковых дней, в которые бывают тяжелые работы, и во все таковые постные дни утреннее служение продолжается до трех часов с различием одних токмо обрядов и постов.
- VIII Часы с Литургиею Василия Великаго и Иоанна Златоустого продолжаются до двух часов, и часы с междочасием и вечернее во вторые посты продолжается до двух же часов, без междочасия до полуторачаса. В навечерие Рождества Христова, Богоявления Господня и во Святой Великий Пяток часы поются до двух часов, во Святую Великую Четыредесятницу часы же со чтениями и вечернее, а в среду пяток и прочие по уставу дни с Преждеосвященной литургией до трех часов и более.
- IX Вечернее служение во всем году отправляется с повечерием и каноны Иисусу Сладчайшему, ежели в воскресение, то и с акафистом ему же, канон Пресвятой Богородице во октоихе наряду положенный, а по шестой песне присовокупляет и акафист, и канон Ангелу Хранителю, по «Достойно» бывает малый отпуст повечерия, вся сия служба продолжается до двух часов, ежели в сии дни должна каковому-либо святому быть вычитка, тогда канон Иисусу Сладчайшему оставляется, и по Богородичном каноне вычитывается святому вся служба; во Святую Четыредесятницу великое повечерие отправляется со всеми вышепоказанными каноны, акафисты, и с поучительными чтениями, и продолжается более трех часов.
- X Во общежительных монастырях, по общему их обычаю и привычке к столповому пению, как в праздничные, так и по вся дни, на всех церковных службах отправляется пение знаменного распева.
О изъяснении времен церковного служения.
- I В двунадесятые, господские и богородичные праздники и храмовые праздники зимою всенощное бдение бывает в двенадцать часов по полудни, а летом с вечера с семи часов с половиною по полудни.
- II В воскресные и бденные праздничные дни зимою всенощное бдение или утреня бывает в час по полуночи, а летом с вечера, с семи с половиной часов по полудни.
- III В полиелейные и славословные праздники и повседневные дни во весь год утреня бывает в два часа по полуночи.
- IV Ранняя Литургия во весь год начинается с шести часов по полуночи, в сие же самое время обычно монашествующие отправляют келейное утреннее правило до самой поздней Литургии.
- V Поздняя Литургия во весь год бывает с осьми часов, а зимою в кратчайшие дни в десять часов по полуночи, и по отправлении оной и по отпетии молебнов с десяти с половиной и с одиннадцати часов по полуночи бывает братская трапеза.
- VI По 6-му отделению во вседневной службе по окончании полунощницы присовокупляют «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» с ектениею, написанною в Часослове после вседневной полунощницы, но впрочем вся служба отправляется по точному указанию церковного устава, в таковые дни бывают в церкви земные поклоны, и по 7-му отделению субботняя служба от вседневной различествует пременением полунощницы, и без прибавки, как бывает по вся дни. В навечерии Рождества Христова и Богоявления Господня и во Святой Великий Пяток царские часы отправляемы бывают в осемь часов по полуночи.
- VII Во Святую Великую Четыредесятницу часы отправляемы бывают с одиннадцати часов по полуночи, яко достижет братская трапеза в два часа полудни, а когда бывает Преждеосвященная литургия, то начинают часы с 10-ти часов по полуночи, и заканчивают вечерню с Преждеосвященной литургией около двух часов по полудни.
- VIII В прочие посты, когда поют «аллилуия» и Литургии не бывает, то часы начинают с девяти часов по полуночи, а братская трапеза бывает с двенадцати часов по полуночи. Во Святую и Великую Субботу часы начинают в седьмом и оканчивают в восемь часов по полуночи, а по отпетии оных ударяют семь раз в колокол к елеосвящению всей в монастыре братии и с 9-ти часов начинают оное соборне, и помазают всю братию и прилучившийся народ святым елеем по следованию.
- IX В навечерии: Рождества Христова и Богоявления Господня, во Святой и Великий Четверток, Пяток и Субботу вечерни начинают в самые те часы, в кои по исчислению церковного устава показаны.
- X Обыкновенно вечерня во весь год начинается с четырех часов по полудни; по отпетии оной с шести часов по полудни бывает братский ужин.
- XI Во Святую Великую Четыредесятницу великое повечерие начинается с пяти часов по полудни, и с нощным вкупе правилом оканчивается в восемь часов по полудни – во все сии постные дни братского ужина не бывает.
- XII Нощное соборное правило начинается с семи и оканчивается без поклонов в семь часов с четвертью, и с поклонами — в восемь часов по полудни.
О вхождении в церковь Божию и благоговейном стоянии в оной.
- I Всяк брат, находящийся в монастыре, на утреннем пении войдя в церковь Божию, со благоговением и страхом Божиим, должен учинить три поклона земных *[4] и три поклона поясных с молитвою, и потом, поклонившись на обе стороны братии, стоит на своем месте до окончания полунощницы; и пред окончанием оной, учинив настоятелю, а потом крылосным братиям по поклону, стать на крылосном своем месте до самого отпуска утрени. Подобным образом и при выходе из церкви творит поклонения.
- II Стоя в церкви Божией на крылосе или в церкви на утреннем пении, прилежно слушать чтущих псалмы Давидовы, совознося при том ум свой к Богу, с молитвенным призыванием, еже получить милость Божию и оставление грехов своих, равным образом пению церковному, поучениям достодолжно внимать и, елико возможно, в памяти своей содержать.
- III Когда по кафисмах поют седальны, и за ними чтут поучение, а по шестой песни Пролог, тогда кийждо брат да сидит в церкви на устроенных скамьях, дав утружденным ногам отдохновение, но молвы и шепотов отнюдь да не производится, поелику сими поступками препятствуется слышание слова Божия, за что виновные, смотря во вине, накажутся надлежащей епитимией.
- IV Кто из стоящих на утреннем пении изнеможет так, что уже не надеется он до конца утреннего пения отстоять, тогда должен учинить троекратное выходное поклонение, придти к настоятелю и просить прощения: «простите, отче святый, я за болезнию моею или расслаблением не могу совершить славословие Божие, благословите в келлию идти», и, получив благословение, исходит из церкви. Равным образом поступят и те из братиев, кои за благословною виною из церкви выдти должны, но без благословения настоятеля выходить не дерзать, под опасением положения за это епитимии.
- V Если за отлучкою или за болезнию на утреннем пении настоятеля нет, тогда к начальствующему по нем должны суть братия приходить на благословение на выход из церкви.
- VI Братия, поющие на крылосах *[5]: правом достоят до самого отпуска утреннего пения и на левом до стиховны утренней, а в праздничные дни на обоих крылосах да поют до самого совершения утреннего пения.
- VII По окончании утрени, когда начнут читать первый час, тогда служащий чередной иеромонах приходит к настоятелю, творя поклонение лобызают друг другу руки, подобным образом следуют за ним и прочие братия по чину, творя так же поклонение и лобызают друг другу руки. А несвященствующие приемлют благословение и отходят на свои места.
- VIII Когда на утреннем пении пет был празднику или святому полиелей, тогда в начале первого часа приходит настоятель к образу, ему же пет был полиелей, творя два поклона, лобызает святую икону, и потом учиняя оной один поклон, знаменует себя святым елеем от кандилы праздника или святого, станет на своем месте; а за ним чредные иеромонах с иеродиаконом, учиняя таковое же целование и знаменование с поклоны, приходят к настоятелю для принятия благословения. Подобне и вся братия по чину два — два производит целование и принятие благословения.
- IX Когда же в великие праздники за амвоном среди церкви соборне полиелей отправляется, тогда по прочтении Евангелия праздничной иконе бывает целование с поклоны, а принятие от настоятеля благословения бывает в обычное время.
- X Когда настанет время к началу Божественной литургии и по троекратному пономареву ударению к проскомидии, при начатии чреду имеющего иерея пред Царскими дверями читать входную молитву пономарь ударяет в (било) и по ударении производим бывает обыкновенный к Литургии благовест, и в то самое время все находящиеся в монастыре братия должны по обыкновенному порядку придти в церковь для чтения на проскомидии диптихов: как о здравии живущих, так упокоении усопших православных христиан, написанных в диптихах. А кто за нерадением и леностию не придет к чтению проскомидии, тот яко нарушитель и отяготитель общества строжайшей подвержен быть имеет епитимии.
- XI Ежели в каковый праздничный и воскресный день Божественная литургия отправляется соборне, тогда один только чредный иерей с диаконом приходят в церковь и по обыкновению совершают проскомидию, а благовест производим бывает до входа настоятеля в церковь, а по входе, ставши пред царскими дверьми с прочими сослужащими ему и стоящими одесную его иереи, и ошуюю во облачении диакона – читает входную молитву, и по молитве начинают часы.
- XII В слушании Божественной литургии надлежит как поющему, так и стоящему в храме Господнем со особенным и прилежнейшим вниманием стоять и размышлять о толико чистительной приносимой жертве, коею правосудие Божие за грехи всего мира удовлетворено, благодаря Господа Бога сердцем и усты за всемогущество Его благодеяния, прося о прощении грехов своих и о наследии всех душевных и телесных благостей и милостей Божиих. По освящении святых даров, с возношением и явлением оных же Божественных таинств, по изречении иерейском «всегда ныне и присно» поклоняются все братия откровенными главами со благоговением и страхом Божиим Спасителю нашему Господу Иисусу Христу, невидимо во Святых Тайнах сущему до лица земли; не оставляя отнюдь таковых поклонений и в великие праздничные дни, равным образом поклонение производить пред святою трапезою всем входящим во святой алтарь, как в продолжение церковной службы, так и во всякое время почести ради Божественной, Телу и Крови Господним.
- XIII Когда пред окончанием литургии начинают читать псалом «Благословлю Господа», тогда настоятель приходит ко святой иконе, ему же отправляется церковная служба, творя пред нею два простых поклона, лобызает оную, а по лобызании еще учиняя один поклон, приходит к чередному иерею для принятия антидора. А за настоятелем и вся братия по чину производят целование святой иконе с поклоны и приятие антидора, и отходят на свои места.
- XIV По благовесте к вечернему пению во всех монастырях начинают девятый час, а за ним вечерню, а потому пришедшие по обыкновенному порядку во время девятого часа братия должны стоять в церкви или в притворе на своих местах, а при начатии предначинательного вечернего псалма, сотворя каждый брат настоятелю и крылосным по поклону, становятся на своих крылосных местах до самого отпуска как вечерни, так и повечерия, не производя отнюдь неблагоговейных шепотов и переходов с своего места.
- XV После вечернего братского ужина бывает нощное правило, начинающееся с «Трисвятого» и молитв на повечерии, к чему присовокупляют и Молитвы на сон грядущим, а по окончании оного бывают поклоны, изображенные в конце книги сей под литерою А. Но в двунадесятые и Богородичные, и храмовые праздники, во бденные дни, в субботу и неделю вечера таковых поклонов (кроме одних только молитв) не бывает. По поклонах настоятель среди церкви творит четыре поклона, изображенные в правиле, и, обращая лице назад, просит обычное прощение, творя всей братии земное положение, такожде и вся братия поклоняется ему лицем до земли. Сперва чередный иерей и за ним и вся братия приемлют от настоятеля благословение, отходят кийждо в келлию свою с надлежащим себе вниманием и молчанием, и в сие самое время до самой утрени никто не имеет права ходить из своей в братские келлии, кроме настоятеля, казначея и духовника, равным образом и им по должности к каждому брату ночью ходить на запрещается.
О церковных чтениях.
- I Во время церковного служения в церкви всегда по очереди бывают чтения из разных церковных книг, как то: поучительных слов, благовестников, проповедей, триодных синаксарей, прологов и прочих тому подобных, кои и разделяются на священнослужительские и просто монашеские чреды.
- II Священнослужители алтарные — иереи и диаконы по настоятельскому назначению по очередям: как на утрени, так и на третьем и девятом часах, в Великую Четыредесятницу, на Литургии поучительные слова: проповеди и благовестники со благословением чтут обыкновенным порядком и потом, ставши пред местною иконою Спасителя, сотворя трикратное поклонение, учинить такое же и настоятелю, а в небытность его — обеим крылосам по поклону, отходят на свое место.
- III Монашествующие со способными белцы читают на утрени триодные синаксари, прологи, поучительные слова и прочие исторические сказания, как всегда на утрени, так и в Святую Четыредесятницу на повечерии по очередям, вышеизъясненным в предыдущем пункте порядком.
- IV Чтение вечерни с повечерием и правилом, полунощницы с утреней, 1-го, 3-го, 6-го и 9-го со изобразительными часов, именуется череда чтения, которую с предначинательного вечернего псалма до самого 9-го часа продолжать непременно чередному брату, дабы не воспоследовало в чтении какового-либо беспорядка и остановки, в чем и обязан ответствовать кому должно; по окончании своей чреды, то есть по девятом часе или по изобразительных с тем братом, коего наступает чреда, должен учинить местному Спасителеву образу, настоятелю или обоим клиросам по установленному поклону.
- V Чтения на вечерне, утрени, на часах, кафизмах, начиная с первой до последней кафизмы, отправляются по чредам, как на вечерни, так и на утрени; ежедневно по прочтении последней кафизмы творить поклонение по вышеустановленному порядку.
- VI На вечерни на паремиях*[6], на повечерии и утрени**[7] канонов и на Литургии чтения апостолов бывают из способных братий по ежедневным очередям, с вышеустановленными по прочтении поклоны.
- VII Когда устанавливаем бывает чин неусыпающих, тогда надлежит избрать 24 человека, и по очередям да отправляют оный в церкви два человека, поя или весьма редко читая Псалтирь, припевая к каждому стиху «аллилуии», и на каждой Славе «аллилуия» трижды с поклоны, и по кафизмах «Трисвятое» со умилительными тропари петь, и молитвы читать по чину изобразительному во Псалтири, и по завершении своей чреды учиняя троекратное Спасителевой иконе поклонение, споклоняются и пришедшим вместо их братиям, и отходят во свои келлии.
- VIII Для лучшего коемуждо брату сведения о своих очередях необходимо нужно иметь в церкви или трапезе изъяснительный реестр на коегождо брата всех очередей.
Часть 2-я. О церемониях
О церемониях.
О церемонии, при пострижении монахов бываемой.
- I Когда по установленному порядку бывает пострижение монаха, тогда все в церкви или келлии*[8] братия и предстоящие люди да держит кийждо в руках своих возженную свещу, имея откровенные главы, и по отпусте Литургии и по обычном целовании святого Евангелия и новопостриженного брата,**[9] ведут его из церкви в братскую трапезу, с пением «познаем, братие, таинства силу», и со звоном во все колокола; братия же идут в трапезу таким порядком: сперва послушники, а потом рясофорные***[10], за ними мантийные монахи, а за мантийными монахи диаконы и иереи по два человека в ряд, а позади с настоятелем рядом идет новопостриженный монах, и по приходе в трапезу бывает сугубая ектения с поминовением новопостриженного брата, и по отпусте — многолетие.
- II В продолжение братского стола новопостриженный монах пищи не вкушает, но стоя среди братии, по ударении в колокольчик приносит из поварни и поставляет на первое место с молитвою пищу, и паки стоит, ожидая конца трапезы и исполняя начатки своего послушания, по рассуждении же настоятеля новопостриженные монахи читают за трапезою и жертвенник.
- III По окончании братской трапезы провождают новопостриженного монаха со звоном в келлию и с молитвою оставляют его во оной*[11]; и по вкушении постнической пищи упраздняется в молитве и душеспасительных поучениях, и как в келье, так и за всею церковною службою до осмого дни имеет покровенную главу свою; в осмой же день по прочтении установленной разрешительной молитвы ходит по общему обыкновению.
О церемонии, бываемой в крестных ходах.
- I Когда имеет быть около собора или вокруг всего монастыря крестной ход, тогда пред Литургиею бывает малое освящение воды не от настоятеля, но от начальствующего по нем с надлежащим перезваниванием в колокола.
- II По отпусте Литургии вземлют два иерея: святое Евангелие и Животворящий на блюде Крест и вышед за амвон стоят лицом на запад, а около их также стоят, но со свечей запрестольный крест, с хоругвями и со святыми иконами по порядку, пред ними настоятель с сослужащими иереи и диаконы, ставши и прием кадильницу кадит святое Евангелие, кресты и все святые иконы, и по начатии отправляемому празднеству молебна исходят в западную дверь, поюще канон праздника или храма.
- III Порядку же при крестном ходе надлежит быть такову: сперва носящий запрестольный Крест со свещеносцем, за ним хоругви, за хоругвями и святые иконы, из коих последует праздничная икона, ей же отправляется молебен, с пред идущими пред нею двумя свещеносцы**[12] и кадящими пред нею двумя диаконами, за иконами певцы, за певцами следует по чину монастырскому братия, за коими особенно два брата несут ту освященную воду, и ею иерей кропит по всем сторонам монастыря, за святой водой два свещеносца и два диакона кадящих идут пред иереи, носящими святое Евангелие и осеняльный Крест, — за сими и прочие иереи по два человека в ряд, последи же всех и настоятель, сопровождаемый первенствующими диаконы и послед идущим за ним народом.
- IV Таким порядком изшед на западную сторону церкви или монастыря производят осенение на все четыре стороны крестом с кроплением освященной водой, по всем же сторонам по надлежащему, произведя сие действие, идут на полуденную сторону, и ставши на оной поют «спаси от бед» или «моли Бога о нас» святым, и по сугубой ектении бывает обычное осенение креста, по осенении следуют на восточную сторону, где так же поют «спаси от бед» или «моли Бога о нас, святый», по отпетиии кондака и прокимна с принадлежащими стихами, по прочтении Евангелия с пением стихиры Евангельской и по «спаси, Боже, люди Твоя», осеняют обычно крестом и тако идут на северную сторону, где конечное бывает осенение креста с кроплением освященной водой на все четыре стороны, оттуда идут западною дверью в церковь, и оканчивая девятую песнь канона, по коем бывает «Трисвятое», и по «Отче наш» тропари праздника, или «помилуй нас, Господи, помилуй нас». По тропарях же глаголется от диакона ектения «помилуй нас, Боже», по возгласе и по отпусте провозглашается от диакона Императорскому дому, Синоду и местному архиерею, потом настоятелю с братией, синклиту, военачальникам и градоначальникам, и всему христолюбивому воинству и всем православным христианом – многолетие с надлежащим пением на оба лика «многая лета», и по обычном целовании креста идут кийждо по своему званию на места свои.
- V В праздник святого Богоявления Господня, в преполовение Пятидесятницы и в первый день августа бывает освящение воды в такое время, как о том в уставе церковном изображено. Не сохраняя порядки написанного в первом пункте сей главы, но при том в праздник святого Богоявления крестный ход бывает единственно на реку или источник, равным образом и в Преполовение со Спасовым днем с прибавлением токмо ко оным по настоятельскому произволению и вокруг монастыря крестного хода.
- VI Во все крестные ходы бывает во все колокола звон, но когда на какой-либо стороне или реке или источнике оный остановится, тогда для вящего внимания совершаемого тут действия в колокола перестают звонить до самого движения с места святых икон.
От трапезном чиноположении.
- I По отпусте Божественной литургии и по потреблении Святых Даров ударяет*[13] пономарь или кому от настоятеля приказано будет в колокол для собрания братии в трапезу до пятнадцати раз изредка, и по тому и должна вся братия собираться в трапезу, ожидая настоятеля; по приходе же и ударении его в малый колоколец и по обычной молитве да сядут кийждо по чину.
- II В продолжении братской трапезы бывает чтение чреду имеющим братом, а потому надлежит сидящим за братской трапезой прилежно внимать чтению и отнюдь никому не вдавать себя шепотам и разговорам, охраняя притом и свои мысли от неподобных воображений.
- III По окончании братской трапезы и чтения приходит чтущий за трапезой брат к настоятелю, приемля от него благословение и сотворши ему поклонение, отходит в келарню, ожидая второго стола, а братия, вышед из трапезы, да идут кийждо в келлии свои, исполняя данное себе послушание.
- IV В праздничные и воскресные дни по изображенному в уставе и следованном Псалтири чину бывает возношении Панагии то есть части или просфоры в честь Пресвятой Богородицы чреду имущим диаконом.
- V В сходственность изображенного по цветной триоди чина, от недели Святой Пасхи до субботы Светлой седмицы ежедневно бывает возношение святого артоса нижеследующим порядком: по отпусте Божественной литургии, имеющий утром служить Литургию иерей вземлет со аналоя святую икону Воскресения Христова, а диакон артос и идут из церкви в трапезу таким же точно обрядом, как и при пострижении монахов бывает, поющее «Христос Воскресе» многажды, пред иереем и диаконом рядом идущими несут два подсвещника со свещами горящими, последи же всех идет и настоятель, и когда придут в трапезу, полагают святую икону и артос на аналой на то устроенный, и по обычной молитве вся братия садится за братскою трапезою вкушать предложенной им пищи с благодарением Богу, и по окончании трапезы бывает возвышение артоса по чину и по целовании оного несут как икону святую, так и артос в церковь вышепоказанным порядком с пением «Христос Воскресе» до церкви, пришедши же в церковь иерей со диаконом за амвоном ставши лицом назад, а настоятель с братией против их по чину стоя поют «и нам дарова живот вечный» и, поклоньшеся трикратно ко святей иконе, исходят из церкви кийждо в келлию свою. Когда ж такое принесение артоса бывает, тогда во все колокола бывает звон, а в субботу Светлой седмицы с надлежащим молитвословием бывает раздробление артоса по вышепоказанному в цветной триоди чину, и с недели Фомины до отдания Пасхи пременение некоторых стихов в возвышении Панагии бывает по тому самому триодному чину.
- VI Кто за начало братской трапезы придти не успеет и дабы исканием принадлежащего ему места не произвести смущение, пристойнее ему сесть на том месте, где застанет, и если сия медленность по небрежению его учинена, то подвержен бывает епитимии.
- VII Хотя в общежительных монастырях и надлежало бы по церковному уставу иметь расписание — какую именно когда варят пищу, но по различности в России климатов (и) происходящих от того неудобств сего расписания установить никак не можно. Да и из церковного устава видны многие противоречия, иногда ссылаются на афонский, студийский, палестинский и даже на неизвестные монастырские уставы, и каждый видно устав против своего природного изобилия законополагает, а потому и в российских монастырях во употреблении пищи никакого законоположения нет, кроме только того, чтоб она была отнюд не излишна и не многоценна, сообразна монашескому званию с надлежащей экономией снискиваемая.
О церемонии, бываемой в Великий Четверток при умовении ног.
- I В сходственность положенного в большом требнике чина в Великий Четверток в монастырях бывает от настоятеля монашествующим умовение ног, с тою только против архиерейского умовения различностию, что настоятели монастырей, не имея под своим ведением 12 иереев, совершают умовение над 12 человеками, иереями, диаконами, мантийными и рясофорными монахами, облаченных не во священное, но просто монашеское, каждому по своему званию приличествующее одеяние, и исхождение из алтаря к настоятелю не в царские, но в южные и северные двери по два человека бывает, вышедши же из алтаря за амвон, творят на восток троекратное и настоятелю одно поклонение, и да сядут кийждо на принадлежащем ему месте.
- II Когда производимо бывает умовение ног, тогда, по общему всех обыкновению, в место святого апостола Петра во всем ответствует казначей или кто по нем старший брат, но впрочем, пение и молитвословие бывает во всем сообразно изображенному в большом требнике чину.
- III Не воспрещается и коемуждо-либо брату страннолюбствующих и особливо монашествующих с настоятельского благословения позвать к себе в келлию и, удовольствовав его страннолюбным восприятием по заповеди Господней, омывать таковым странникам ноги.
О церемонии бываемой в неделю сыропустную, среду Страстной седмицы и на утрени в неделю Святой Пасхи при прощении братии в церкви.
- I По отпуске нощного соборного правила крылосные поют протяжно стихи: 1. «Покаяния отверзи ми двери». 2. «На спасения стези». 3. «Множество содеянных мною лютых». 4. Субботний Богородичен Октоиха 5 гласа утренний «Оле окаянная душе» (прим. ред. Богородичен Октоиха на «Слава, и ныне» с хвалитных стихир утрени субботы 5 гласа) и прочие по приличию поста стихи; между сим пением настоятель творит по два земных поклона местным святым иконам и целует их, по целовании их покланяется однажды святой иконе, и тако идет ко другой иконе, равным образом и вся братия по ряду с надлежащими поклоны целует святые иконы; по целовании всех святых икон настоятель, став посреди церкви, творит обычные поклоны прощения. И приходит к нему кийждо брат, поклоняяся глаголет – «Прости, отче святый, и благослови» и по приятии надлежащего благословения целуется с настоятелем в рамена, настоятель говорит: «Христос посреди нас», и пришедый брат: «И есть, и будет», и тако становится начен от первого до последнего брата рядом кийждо с братом своим, и целуют друг друга в рамена свои, и отходят кийждо в келлию свою.
- II Таковое же прощение братии бывает кроме целования святых икон и в среду страстной седмицы по отпуске часов, пред самым же началом Преждеосвященной литургии.
- III Во святую и великую неделю Пасхи сообразно изображенному во цветной триоди чиноположению на утрени бывает между братиев, начен от настоятеля и до последнего брата во уста целование, но с мирским людьми, и наипаче с женским полом отнюдь целования никакого и во Святую Пасху не бывает.
О церемонии, бываемой по смерти и погребении коегождо брата.
- I Когда случится кому-либо живущему в монастыре общею всем смертию отойти ко Господу, тогда, если умерый бывает настоятель, ударяют в большой колокол двенадцать раз редко, а если священник и схимонах — три раза, а если диакон или мантийный монах — один раз для возвещения о сем случае всей братии, но по умертвии рясофорного монаха или послушника ударения в колокол не бывает.
- II Монашествующим погребение бывает по особенно положенному в большом требнике последованию, и когда несут его из келлии в церковь и из церкви ко гробу, тогда бывает во все колокола звон.
- III Рясофорные монахи сподобляемы бывают монашеского и послушники — мирских человек погребению, но при выносе из келлии в церковь и из церкви ко гробу звону не бывает.
О церемониях, Церковию преданных.
- I Ведомо убо да будет, яко по церковному уставу по постной и цветной триодям положены различные церемонии, как то: 1) Воздвижение Честного Креста с надлежащим пением и поклонением 2) Великое освящение Богоявленской воды 3) и малое освящение воды в первый день августа 4) в Неделю третью поста 5) и августа 1 числа поклонение Честному Кресту 6) молитвословия в Неделю ваий над вербою. 7) ношение в Великую Субботу круг церкви Плащаницы. 8) молитвенное прошение о пришествии Святого Духа в Неделю Пятидесятницы, и прочие церковные принятые церемонии отправляемы бывают по точном о сем указании церковного устава.
[1] То есть избирает продолжительные пред шестопсалмием из бесед на послания апостольские и по обоим (а в Великую Четыредесятницу и по третьей) кафисмам поучения, по шестой же песне Пролог или Синаксарь.
[2] В воскресные дни по церковному уставу читают пред первым часом оглашения преподобного Феодора Студита, ежели где находятся таковые книги.
[3] С присовокуплением положенных во Святую Четыредесятницу великих и малых поклонов и кафисм.
[4] В двунадесятые, Господские, Богородичные и храмовые праздники, предпразднства и попразднства оных, во имущие всенощное бдение, полиелей и славословие, в субботу и недели — во все таковые дни в церкви земных поклонов не бывает, а производятся как при входе, так и при выходе из церкви простые поклоны.
[5] В великих монастырях оба крылоса пременяются всвоем пении, например, в воскресенье, во вторник, в четверток и в субботу начальствует и оканчивает правый, а в понедельник, среду и пяток левый крылос. – Сверх того, ежели случится двунадесятый, Господский, Богородичный, храмовый и бденный праздник, тогда начальствует непременно правый крылос, не взирая на то, что по дне следует начальствовать левому.
[6] Чтение паримий отправляется, по большей части, от канонархов, ибо таковых способных братий, кроме них, мало находится, и потому, ежели из способнейших кто пожелает паримии читать, обязан испросить настоятельского благословения, да и те сохранят чередный порядок.
[7] Под именем чтения на повечерии, утрени канонов череды разделяются каждый порознь, например, на повечериях идет канонов порядок, утренних особенный другой порядок очередей, с разделением притом и способностей чередных братий, кто каковые каноны может читать.
[8] В келлиях постригаемы бывают по большей части из престарелых великосхимники, а в мантию многонемощные, а потому по пострижении их никакой церемонии быть не может, паче же великосхимники во уважение толико высочайшего восприятия на себя великого ангельского образа, и в братскую трапезу никогда уже не ходят, ибо при восприятии великой схимы приемлют новые постнические подвиги, нестяжательные труды и целомудренные болезни о грехопадениях своих прежде бывших; пост их бывает по обыкновению таков: в понедельник, среду и пяток сухоядение, во вторник и четверток варение со елеем, а в праздник разрешают и на рыбу. В субботу и воскресение рыбу, сыр и яйца разрешают. От праздника Рождества Христова до навечерия Богоявления Господня, в седмицы 1-ю по мытаре и фарисее, именуемою всеядною, 2-ю сырную, 3-ю пасхо-светлую и 4-ю по Пятидесятнице великосхимникам поста не бывает, но разрешают на рыбу, сыр и яйца, со хранением от чревонеистовства. Но в прочем, законоположения на сие великосхимникам жительство нет, и отправляется оное, как выше изъяснено, по общему обыкновению.
[9] В некоторых монастырях в трапезе таковое целование, а равно и препоручение новопостриженного брата старцу не в церкви, но в трапезе бывает.
[10] В рясофор пострижение бывает по изображенному в требнике последованию, но церемонии никакой после этого не бывает, кроме одного только старческого предания, коему новоначальный во всем должен повиноваться.
[11] Некоторых крепчайших монахов по последованию в требнике чину и по настоятельскому рассуждению до 6-го и до 8-го дни оставляют в церкви, в коей и надлежит ему (кроме обеда и благословенного сна) пребывать в непрестанной молитве и чтении неисходно.
[12] В малых монастырях, где монашествующих и в собрании народа бывает мало, в таком крестном ходе необходимо надлежит пред запрестольным Крестом одному и пред праздничною иконою одному же свещеносцам быть, пред последнею и диакон кадит или кропит освященною водою монастырь, он же сказывает следующие на молебне и ектении, за певцами и два иерея несут святое Евангелие и Крест, а сам настоятель следует за ними и сопровождаем бывает народом.
[13] В некоторых монастырях по отпусте Божественной литургии прямо из церкви вся братия с пением псалма «Вознесу Тебя, Боже мой» — входят в братскую трапезу. Но поелику служивший Литургию иерей к таковому входу исправен быть не может, по общему же установлению надлежит ему непременно благословлять трапезу, и к тому же после Литургии обыкновенно многие служат молебны, да и братия, не быв у Литургии и не слыша ударения в колокол, не могут иметь скорейшего собрания в трапезу, во отвращение сих неудобств по настоятельском благорассмотрении и учинен выше изъясненный порядок.