В 1933 году безбожные власти закрыли одно из старейших кладбищ Иваново-Вознесенска – Успенское. Сделано это было, несмотря на то, что на кладбище хоронили покойников вплоть до самого последнего момента и, соответственно, было много свежих могил.
Надгробия и кресты снесли, могильные холмики сравняли с землей.
Кладбище переименовали в сад «Меланжист» (по имени Меланжевого комбината, рабочие которого подписали в сентябре 1933 года ходатайство в горсовет о сносе кладбища, на котором были похоронены их родители). В народе это место получило название «Сад живых и мертвых».
На захоронениях устроили летний кинотеатр с характерным названием «Балаган» и танцевальную площадку. Здесь же работало несколько пионерских кружков, в том числе секция юных натуралистов, разбившая большой огород. Подростки под предлогом работ на огороде, разрывали могилы, вытаскивали из них ценные предметы – часы, цепочки, украшения и т.д. Кости выбрасывали из могил, черепами играли в футбол.
И вот однажды подростки наткнулись на совершенно целый хрустальный гроб, в котором лежало тело девушки.
Останки юные варвары выбросили, а сам гроб разбили. Так гласит ивановская городская легенда.
Могла ли действительно некая девушка быть похоронена на Успенском кладбище Иваново-Вознесенска в хрустальном гробу? Думаю, что да.
Русское общество конца XIX– начала XX века хорошо знало творчество Александра Сергеевич Пушкина, в том числе его «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». В ней описывается, как заколдованную молодую царевну положили в хрустальный гроб:
«Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили — и толпой
Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб ее к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили,
И решеткой оградили;
И, пред мертвою сестрой
Сотворив поклон земной,
Старший молвил: «Спи во гробе.
Вдруг погасла, жертвой злобе,
На земле твоя краса;
Дух твой примут небеса».
В истории России начала XX века есть пример подобного захоронения в хрустальном гробу. 21 декабря 1906 года террористом был убит градоначальник г.Санк-Петербурга Владимир Федорович фон дер Лауниц. По личному распоряжению святого царя-страстотерпца Николая II он был погребен в родовом имении в хрустальном гробу на цепях (село Каргашино современного Сасовского района Рязанской области). В советские годы могила фон дер Лауница была разграблена. Ныне здесь восстановлено надгробие.
Раз петербургского градоначальника могли похоронить в хрустальном гробу, то и какой-нибудь скорбящий состоятельный житель Иваново-Вознесенска под влиянием романтических строк Пушкина мог так же похоронить свою дочь или юную супругу. А спустя пару десятков лет дикие юные варвары, пионеры-юнаты, выкинули ее из гроба….
Игумен Виталий (Уткин)