Село Васильевское располагается на правом берегу речки Матня, при пересечении дорог из Шуи на Дунилово, Кинешму и Гороховец.[1] Первое наименование села – Матнинский[2] (или Матьнинский[3]) стан, по речке Матня.
Село изначально имело важное торговое значение и известно с 1554 года, когда оно находилось во дворцовом ведении.[4] Позднее здесь возникает усадьба для царской соколиной охоты. В период Смутного веремени здесь было охотничье хозяйство царя Василия Шуйского. Некоторыми авторами предполагается, что именно во время правления этого царя, возможно, по его имени, село стало именоваться Васильевским.[5]
В 1608 году, при Лжедмитрии II село было пожаловано думному дьяку П.Третьякову, онако уже в 1619 году оно числилось за родственником царя Иоанна IV – князем Д.И.Черкасским.
Затем Васильевское по каким-то причинам приходит в упадок. К периоду царствования Алексея Михайлович Васильевское было не более как «усад», то есть небольшое рыболовецкое поселение. Здесь находилась ветхая деревянная церковь в честь Архистратига Михаила.[6] Однако при этом же государе в Васильевском учреждаются еженедельные торги для сбыта разных крестьянских изделий[7]. Возобновление торговли способствовало развитию ремесел в селе. В 1666 году Васильевское перешло во владение князя Я.К.Черкасского, активно поддерживавшего торговую деятельность местных крестьян. Крестьяне занимались различными кустарными промыслами, среди них были портные, плотники, сапожники, колесники, ткачи, столяры.[8] Также жители Васильевского и окрестных сел занимались иконописанием[9].
В 1668 году в селе числилось 85 дворов, причем только в 26 из них жители занимались хлебопашеством. Остальные промышляли торговлей.[10]
28 января 1743 года единственная дочь канцлера А.М.Черкасского вышла замуж за П.Б.Шереметева, сына знаменитого фельдмаршала эпохи Петра I Б.П.Шереметева.[11] В качестве приданного невесты к П.Б.Шереметеву перешли села Иваново и Васильевское[12]. Так жители села Васильевское стали крепостными Шереметевых.
В 1750 году в селе произошел большой пожар[13]. После пожара центр села перемещается на торговую сторону. Здесь в 1758 году строится теплый кирпичный храм в честь святителя Николая с приделом Михаила Архангела в воспоминание ранней деревянной церкви[14]. Затем к юго-востоку от нее (уступом, что характерно для большинства церковных комплексов этого региона) выстроили одноглавую церковь в честь Грузинской иконы Божией Матери[15]. В 1768 году к югу от этих храмов был построен пятиглавый летний храм в честь Пресвятой Троицы[16].
4 сентября 1770 года и 14 апреля 1771 года в селе Васильевском произошли сильные пожары[17]. Они нанесли серьезный ущерб храмовому комплексу. При его восстановлении в Троицкий храм из губернского города Владимира был передан старый иконостас Успенского собора кисти преподобного Андрея Рублева.[18] Таким образом, васильевские иконописцы возрастали, имея перед глазами лучшие русские образцы иконописного искусства. В 1922 году по постановлению ВЦИК И.Э.Грабарь вывез из Васильевского 26 икон в Москву. Они хранятся ныне в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее.[19]
К концу XVIII столетия была сооружена внушительная ограда, на углах которой были устроены необычные башни-часовни, наподобие приземистых цилиндрических башен.
Колокольня села ВасильевскоеТогда же была построена высокая пятиярусная колокольня (четыре основных яруса с полуярусом) с парадными проездными воротами посередине западной границы участка[20]. Автор ее проекта -П.К.Корсаков, крепостной архитектор князя Трубецкого из деревни Порхачево.[21]
По сторонам колокольни, замыкающей перспективу дороги на Шую, были устроены дополнительные ворота с фигурными фронтонами. Такие же ворота, поставленные на южной границе комплекса, обращены в сторону Заречья, а на восточной выводили к бывшей Аракчеевской бульварной дороге. К этому времени Троицкую церковь покрыли железом[22].
В 1828 году Троицкий храм был расписан Тимофеем Медведевым, иконописцем из с.Тейково.[23] Общая стоимость работ по росписи современниками оценивалась не менее 40 000 рублей. Храмовые иконы были украшены серебряными ризами.[24]
В 1830-е годы Никольский храм был перестроен в стиле позднего классицизма, при этом его объем был значительно расширен.[25]
Имелась в Васильевском и богадельня. Для нее было построено особое здание, примыкающее изнутри к северо-западной части храмовой ограды.[26]
В 1828 году в Васильевском был построен четвертый храм – в честь Успения Пресвятой Богородицы. Он размещался на кладбище. При храме была возведена колокольня.[27]
Одновременно с развитием торговли в селе возрастает роль промыслов и мануфактур, среди которых одной из первых известна полотняная мануфактура Ивана Смирнова на 16 станков (1793 год).[28] Уже к 40-м годам XIX столетия главным занятием жителей села стала промышленность: изготовление различных льняных и бумажных тканей: пестрядей, шахматки, тяжины и миткалей, которых вырабатывалось в год до 75 тысяч штук на сумму 800 тысяч рублей ассигнациями. [29]
Именно богатством крепостного села и было обусловлено строительство величественного храмового комплекса.
В селе начинают проводиться ежегодные ярмарки (на Троицу), получившие широкую известность. Ведется активное каменное строительство[30]. К 1844 году в селе – 200 домов.[31]
К началу XIX столетия Васильевское, находившееся во владении Н.П.Шереметева поражало современников благоустроенностью: мощными улицами шириной от 30 до 60 саженей (от 64 до 128 метров) и добротной застройкой.[32]
Известный региональный историк В.А.Борисов писал: «После пожара, опустошившего в 1839 году половину села, Васильевское расположилось на ровном и открытом со всех сторон месте, при небольшой речке Матьне, вливающейся неподалеку в реку Люлех, и по правильности и по фигуре постройки не уступает порядочному уездному городу».[33]
В крепостном селе развивается народное образование. К 1818 году в одной из башен церковного комплекса открылось приходское училище.[34] Данное училище действовало здесь на протяжении десятков лет. Оно продолжало функционировать и в 40-е годы XIX столетия.[35]
Процесс развития народного образования продолжился в Васильевском в конце XIX столетия, уже после освобождения от крепостной зависимости. В 1869 году здесь открывается двуклассная мужская школа Министерства народного просвещения, в 1871 году – земская женская школа. [36] В 1883 году строится земская больница, в 1897 году открыта библиотека.[37]
В конце XIX века в селе Васильевское было 882 жителя и 130 дворов, почта, трактир, три постоялых двора, 12 лавок. Активно развивалось промышленное производство.[38]
В состав прихода села Васильевское входили деревни: Запрудье, Летнево, Гришуково, Торбово, Шалахино, Темевий Враг, Теплово, Хотеново, Клетново, Липняги, Ломы, Овинново, Дементьево, Зубиха, Лыково, Лужки, Ульянково, Лазарево, Крохино, Котчево, Кузнечиха, Пшенисново, Меньщиково, Бакшево, Емельяниха, Конопляново, Погорелка, Еремкино, Брезовец, Малое Середнево, Подлесново, Морозиха, Осиновец, Скорятиха, Кстово, Поречье, Бельшое Середнево, Мотово.[39]
В приходе по штату было положено четыре священника, два диакона и четыре псаломщика.[40]
В 1898 году в приходе, включавшем село Васильевское и приписные деревни было 943 двора, 3410 душ мужского пола и 3691 женского, всего – 7 тысяч 101 человек.[41]
Величественный храмовый комплекс, старинная церковная традиция, иконы кисти преподобного Андрея Рублева, высокий общий уровень развития села Васильевского и его жителей, без сомнения, оказали большое влияние на формирование будущего иеросхимонаха Нила (Прихудалова). Крепостная зависимость не была препятствием ни для развития села, ни для полноценной и насыщенной жизни поселян.
Игумен Виталий (Уткин)
[1] Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч.3. – М.: Наука, 2000, стр. 541
[2] Там же
[3] Борисов В.А. Село Васильевское//Владимирские губернские ведомости, 1844, №42; Борисов В.А. Собрание трудов (материалов): В 3 т.: Т.3/редакторы-составители Е.Г.Вопилин, В.И.Баделин. – Иваново: Издательство МИК, 2005, стр. 298; Березин В.С., Добронравов В.Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. V. Владимир, Типо-литография В.А.Паркова, 1898, стр. 40
[4] Свод памятников, стр. 541
[5] Там же
[6] Борисов В.А. Собрание трудов, стр. 298; Березин В.С., Добронравов В.Г. Ук. соч., стр. 38
[7] Борисов В.А. Собрание трудов, стр. 298
[8] Березин В.С., Добронравов В.Г. Ук. соч., стр. 38
[9] Нилосорский иеросхимонах Нил и его сподвижники (память 19 июля)//Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Июль. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. Типо-литография И.Ефимова, 1910, стр. 282, 286
[10] Свод памятников, стр. 541
[11] Тихомиров А.М. Иваново. Иваново-Вознесенск. Путеводитель сквозь времена. – Иваново: ИД «Референт», 2011, стр. 6
[12] Там же
[13] Свод памятников, стр. 541
[14] Свод памятников, стр. 547
[15] Там же
[16] Там же
[17] Там же, стр.541
[18] Там же
[19] Там же
[20] Там же, стр.547
[21] Там же, стр. 541
[22] Там же, стр.547 — 548
[23] Там же, стр. 550
[24] Борисов В.А. Собрание трудов, стр. 299
[25] Свод памятников, стр.551
[26] Там же, стр. 548, 553
[27] Там же, стр. 542, 555
[28] Там же, стр.542
[29] Борисов В.А. Собрание трудов, стр. 299
[30] Свод памятников, стр. 542
[31] Борисов В.А. Собрание трудов, стр. 299
[32] Свод памятников, стр. 542
[33] Борисов В.А. Собрание трудов, стр. 299
[34] Свод памятников, стр. 542
[35] Борисов В.А. Собрание трудов, стр. 299
[36] Березин В.С., Добронравов В.Г. Ук. соч., стр. 40
[37] Свод памятников, стр. 544
[38] Там же
[39] Березин В.С., Добронравов В.Г. Ук. соч., стр. 39-40
[40] Там же, стр.39
[41] Там же, стр.40