Святитель Афанасий Великий говорит: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом».
Для современного уха это звучит очень странно. Однако, это действительно так.
Человек остается тем, кем он создан Богом – тварью, творением. Но наш Спаситель, Иисус Христос, Слово, ставшее Человеком, обещал и даровал ему участие в Божественном: в вечной и непорочной жизни в Боге. Бессмертие и непорочность – вот, согласно святым отцам, признаки обожения.
Наше соединение с Богом во Христе – это не просто человеческое совершенство, не высшая точка некоего «морального» поведения. Это реальная личная встреча человека и Бога, когда Божественное присутствие как бы пронизывает всю полноту человеческого существования.
Как такое возможно? Неужели мы в своей жизни, в своей молитве можем встретить настоящего, Истинного Бога. Святые отцы отвечают нам: да, человек в своем молитвенном делании, в духовном восхождении действительно встречается с Богом и созерцает его вечную Славу. Это происходит потому, что Бог, не покидая «неприступного света», в котором Он обитает вечно, устремляется к человеку и объемлет его Своей благодатью и действием. То есть спасение – это не просто прощение грехов. Это подлинное обновление человека. Достигается это на пути отрешения от мира и умного делания – непрестанного творения Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Очень часто путь такого делания называют исихазмом (от слова «исихия» — покой, безмолвие).
Расцвет исихазма приходится на XIV век. Своей высшей точки он достигает на Святой Горе Афон. Именно оттуда исихазм начинает распространяться и в России. С одними из самых ярких страниц такого распространения связано зарождение монашества на Иваново-Вознесенской земле.
Можно утверждать, что оно связано с именем святителя Киприана, митрополита Киевского и Московского (1330 – 1406 годы).
Будущий святитель родился в 1330 году в тогдашней столице Болгарии, городе Тырново. Происходил из весьма знатного рода. Господь судил ему соприкоснуться с великой монашеской традицией, восходящей к преподобному Григорию Синаиту (1275 – 1346), много потрудившемуся несколькими десятилетиями раньше на Святой Горе Афон. Так получилось, что ко времени, когда преподобный Григорий пришел на Афон, здесь во многом оскудела традиция умного монашеского делания.
Во всяком случае, преподобный Григорий, обойдя Святую Гору, не нашел здесь по сути, ни одного монаха, практиковавшего безмолвие и хранение ума. Он стал обучать этому пути не только монахов, живших уединенно, но и насельников больших монастырей. Основная его деятельность на Афоне пришлась на область вокруг монастыря Великая Лавра, основанного некогда преподобным Афанасием Афонским. Ниже мы скажем о почитании преподобного Афанасия на Иваново-Вознесенской земле.
В 1325 – 1328 годах преподобный Григорий Синаит с Афона перебрался к границам Болгарии и основал там монастырь. А один из сподвижников св.Григория, Феодосий, основал Килифаревский монастырь близ Тырново, ставший известным центром исихазма. Именно в Килифаревском монастыре принял постриг будущий святитель Киприан. Отсюда происходит та традиция, которую он потом принесет и в Россию.
Затем будущий святитель перешел на Афон, где сблизился с Филофеем Коккиным, тогда игуменом Великой Лавры преподобного Афанасия Афонского. Здесь вновь перед нами возникает образ удивительного монастыря Святой Горы – Великой Лавры.
В 1364 году Филофей становится патриархом Константинопольским, а Киприан – его апокрисиарием (то есть ходатаем по церковным делам). Филофей, который был старше Киприана на тридцать лет, являлся пламенным последователем главной фигуры исихастского движения – святителя Григория Паламы. В 1368 году именно патриарх Филофей совершил церковное прославление святителя Григория, написал его житие и составил ему службу.
В 1354 году патриарх Филофей поставил святителя Алексия в митрополита Киевского и всея Руси с пребыванием в Москве.
Услышав о трудах преподобного Сергия Радонежского, патриарх Филофей послал ему крест, параман и схиму в благословение на новые подвиги.
В 1375 году в преемники святителю Алексию патриарх Филофей поставил святителя Киприана с титутом митрополита Киевского, Русского и Литовского.
Много скорбей пришлось перенести после этого святителю Киприану. Лишь 6 марта 1390 года, на Крестопоклонной неделе Великого поста, в сопровождении греческого и русского духовенства он прибыл в Москву. Здесь его с любовью встретил сын святого благоверного князя Дмитрия Донского Василий I. Великий князь Василий I является основателем города Плёс.
Святитель Киприан 17 лет предстоял пред Богом во главе Русской Православной Церкви.
Именно святитель Киприан утвердил на Руси почитание святого Григория Паламы во 2-ю неделю Великого поста, а также чин Торжества Православия.
В 1395 году грозный завоеватель Тамерлан подошел к Москве. Святитель Киприан благословил в поход против захватчиков великого князя Василия I и призвал православных христиан к покаянию, усердной молитве и всенародному посту. Затем по Божественному вдохновению он отправил во Владимир посольство, состоявшее из священнослужителей и бояр, за величайшей святыней Руси – Владимирской иконой Пресвятой Богородицы.
Десять дней грандиозный крестный ход нес икону в столицу. Икона была встречена в Москве на Кучковом поле, в том месте, где сейчас стоит знаменитый Сретенский монастырь.
26 августа по юлианскому календарю (8 сентября по новому стилю) совершилось великое чудо. В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону и молились перед ней, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг во сне перед ним в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена, Которая грозно повелела ему оставить московские пределы. Проснувшись в ужасе, Тамерлан призвал своих советников и стал допытываться, что означает это видение. Ему отвечали, что Величественная Жена – это Матерь Божия, великая защитница христиан. Именно поэтому, согласно летописям, гонимый страхом Тамерлан на следующий день повернул на юг.
Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы станет для нас значимой точкой в наших дальнейших рассуждениях.
В 1406 году святитель Киприан скончался. Спустя четыре года великим князем Василием I, в правление которого прошла вся основная деятельность великого московского святителя, был основан город Плёс.
А несколькими годами раньше святитель Киприан основывает Святоезерскую пустынь. Говоря о ней, будем руководстводствоваться историей этого монастыря, составленной в 1909 году В.Т.Добронравовым.
Святоезерская пустынь находится на берегу Святого озера в современном Южском районе Ивановской области (ранее это была территория Гороховецкого уезда Владимирской губернии).
Предание говорит нам, что некогда этого дивного озера не существовало.
Здесь, в лесной глуши жил старец по имени Филарет. Он выкопал себе колодец, дававший необычайно чистую воду. Затем края колодца обвалились и образовалось небольшое озерко, которое потом стало настоящим озером.
Затем, по преданию, митрополит Киприан основывает здесь пустынь в честь Преображения Господня для уединенной молитвы.
В 1408 году Константинопольский Патриарх Матфей поставил на Киевскую и Московскую митрополию святителя Фотия (ск. 1431 г.). Это тоже был грек, человек глубокой молитвенной жизни. Впоследствии, как свидетельствует летопись, святителю Фотию за год и четыре месяца до смерти было явление ангела. Ангел сообщил Московскому предстоятелю, что ему дается «седмица» для рассмотрения жизни и «управления паствы».
Задолго до этого, очень скоро после приезда в Россию, в 1411 году святитель Фотий укрылся в этом месте во время нашествия на Владимир татарского царевича Талыча. Он поставил здесь деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Добронравов приводит летописное свидетельство: «У тоя же церкви нача житии священноинок Пахомий болгарин, иже прииде на Русь из грек с Фотием митрополитом». Сам же святитель на этом месте находился четыре седмицы (то есть месяц) и три дня «в молчании и безмолвии».
Существовали некоторые сомнения, действительно ли монастырь, основанный святителями Киприном и Фотием находился там, где сейчас стоит Святоезерская пустынь. Однако, в том, что это именно та обитель были убеждены такие историки, как Николай Михайлович Карамзин, митрополит Евгений (Болховитинов), известный историк российских монастырей Зверинский.
Первые документальные сведения о мужском монастыре — Святоезерской пустыни относятся уже к XVII столетию. В это время монастырь относился к Суздальской епархии. Тогда в этой обители было два храма – в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы и преподобного Афанасия Афонского. Имя преподобного Афанасия, крайне редкое для русских храмов, указывает нам на уже упоминавшуюся связь не только с Великой Лаврой на Святой Горе Афон, но и на традицию святителя Киприана. Второе посвящение, в честь Иверской иконы Божией Матери, также соотносится с афонской традицией.
Добронравов считает, что в Иверском храме Святоезерской пустыни были приделы в честь святителя Алексия, митрополита Московского и преподобного Макария Унженского, основателя, в том числе и Макариев-Решемского монастыря. Преподобному Макарию и его обителям мы посвятим с вами отдельную беседу.
Сохранилась опись Святоезерской пустыни, произведенная в 1680 году. Послушаем, что в ней говорится и представим себе эту обитель. Здесь, как уже указывалось выше, существовали два храма: зимний, в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы и летний в честь преподобного Афанасия Афонского. Колокольни тогда не было – четыре колокола висели на столбах. В Иверском храме чтимыми была Иверская икона с клеймами жития, то есть с маленькими иконописными изображениями основных событий истории этой святыни, образы святителя Николая Чудотворца и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
Вот описание храма преподобного Афанасия Афонского, как он выглядел в 1680 году: «в церкви в начале Спасо образ, да по левую сторону Пречистыя Богородицы Иверския – в окладе, два венца серебряных да пять крестов прикладных на монисте, крест обложен серебром и позолочен, два жемчуга, два камени, другой крест серебряный позолочен и в нем два камени больших, два жемчуга больших, да маленький жемчуг, да третий крест, обложен золоченым серебром и в нем камень, четвертый крест обложен серебром, у него четыре корольки, пятый крест обложен серебром позолочен, да три копейки золоченых».
Очевидно, эта икона была главной святыней обители, поэтому и была она так благоукрашена. Опись продолжает: «Подле Спасова образа – образ преподобного Афанасия Афонского, образ московских чудотворцев Петра, Алексия, Иона и Филиппа, образ Усекновения главы Иоанна Предтечи, образ Алексея митрополита и преподобного Макария Унженского. В алтаре запрестольный образ Знамения Пречистыя Богородицы». Здесь же находились две Владимирские иконы Божией Матери – одна в окладе с 8 камнями, другая в окладе с жемчужинами, на венцах 8 камней. Над царскими вратами – Казанская икона Пресвятой Богородицы.
Строителем (то есть настоятелем или игуменом) Святоезерской пустыни был в это время иеромонах (тогда говорили – «черный поп») Иона. Братии в этом мужском монастыре насчитывалось 10 человек.
В 1719 году Святоезерская пустынь пострадала от пожара.
В 1727 – 1729 годах строителем (настоятелем) монастыря был иеромонах Нифонт. До поступления в Святоезерскую пустынь он являлся монахом другой обители – Вознесенской пустыни с.Мыт (сейчас это Верхнеландеховский район Ивановской области – об этом монастыре мы еще поговорим отдельно).
Братия Святоезерской пустыни, узнав об его подвижнической жизни, пригласила его в 1720 году пригласила его в свой монастырь. Здесь он был рукоположен сначала в иеродиакона, потом в иеромонаха, а затем – и поставлен настоятелем монастыря. Но прошло два года и иеромонаху Нифонту пришлось пепренести тяжское испытание – по наговору помещика, князя Черкасского, владельца Ландеховской вотчины он был изгнан из монастыря.
Из других настоятелей обители этого времени скажем об иеромонахе Никоне. Он был родом из крестьян села Нижний Ландех, затем монахом Святоезерской пустыни. Братия и крестьяне окрестных сел просили суздальского архиерея рукоположить его в иеромонаха и поставить настоятелем, что, безусловно, свидетельствует о высоком уважении, с которым они относились к его подвижническому образу жизни. Их просьба была исполнена. Иеромонах Никон управлял обителью до 1747 года.
Один из других строителей, иеромонах Илия, принял великую схиму с именем Иона.
К этому времени старый летний храм в честь преподобного Афанасия обветшал и вместо него был построен новый трапезный храм во имя этого же святого.
В ночь на 15 декабря 1756 года в монастыре сгорели оба храма – в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы и преподобного Афанасия Афонского. Удалось спасти много святынь, в том числе – чтимую Иверскую икону. Монашествующие на время по распоряжению епархиального архиерея были переведены в другие монастыри – в Юрьевский Архангельский и Шуйский Троицкий (о последнем из них мы еще будем с вами говорить). В пустыни оставался только ее настоятель иеромонах Сосипатр. На помощь монастырю пришли местные помещики – князья Черкасские. Уже к осени 1757 года на их средства отец Сосипатр построил новую деревянную церковь в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Была начата постройка нового каменного храма в честь преподобного Афанасия Афонского. Но постройке было суждено затянуться надолго, так как в судьбе монастыря произошли радикальные изменения – он просто был закрыт властью.
Последним его настоятелем перед ее закрытием был игумен Сергий.
В 1764 году правительство императрицы Екатерины II провело так называемую «секуляризацию церковных земель». Все земли у Русской Православной Церкви отобрали в пользу государства. Как бы в обмен утвердили так называемые «штаты» — суммы, отпускавшиеся государством на содержание монастырей и храмов. Эти средства, конечно, были многократно меньше того содержания, которое раньше получалось от церковных земель. Пользуясь этой реформой государство закрыло сотни древних монастырей. Среди них была и Святоезерская пустынь. Игумен Сергий и братия были переведены в Николо-Шартомский монастырь.
Храм и церковное имущество были переданы в ведение прихода села Нижний Ландех и крестьян вотчины князей Черкасских. В 1768 году настоятелем Иверского храма был назначен священник Василий Львов. Так образовался Святоезерский приход.
После него настоятелем 10 лет был священник Герасим Андреев, бывший пономарь этого же храма. При нем была закончена постройка каменного храма в честь преподобного Афанасия Афонского с колокольней.
Нелегко жилось затерянному в лесу одинокому храму. Отец Герасим писал своего архиерею, что церковь была неоднократно «разбиваема разбойниками и пришла в убожество». Священники отсюда один за другим уходили в поисках лучшей доли.
В 1786 году была сделана первая попытка возродить обитель. К князьям Черкасским обратился настоятель расположенного неподалеку известного монастыря Флорищева пустынь (сейчас – Нижегородская епархия) Дорофей и 4 монаха с просьбой разрешить поселиться у храмов упраздненной Святоезерской пустыни «душевного спасения». Их привлекало это место, издревле славное своей святостью. Князь передал эту просьбу на усмотрение крестьян. Те собрали сход и отказали монахам, боясь, что придется возвращать обители уже поделенные между поселянами бывшие монастырские земли. Греховная людская жадность временно восторжествовала.
В конце XVIII столетия Суздальская епархия была упразднена. Святоезерская пустынь относилась теперь к Владимирской епархии.
В 1834 году в храме преподобного Афанасия Афонского был устроен каменный придел в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы, а обветшавший деревянный Иверский храм – упразднен и стоял закрытым.
В 1842 в храме преподобного Афанасия Афонского был устроен новый иконостас, а в 1850 году церковь была заново расписана.
При храме было всего два дома – священника и причетника и ветхая сторожка, в которой жил старик сторож. В 1841 году сторож умер. В полуразвалившейся избушке по разрешению местного благочинного поселились две благочестивых девицы-крестьянки – жительница села Нижний Ландех Дарья Васильева и уроженка деревни Шестунихи Ковроского уезда Ксения Кириллова. Питались они мирским подаянием, собирали в окрестных лесах грибы и ягоды. Девицы проводили полумонашескую жизнь и читали псалтирь по усопшим, за что терпели ропот со стороны притча храма.
В 1843 году крестьянин села Нижний Ландех Николай Михайлович Косарев с благословения благочинного и разрешения вотчинного правления устроил при приходе Святоезерская пустынь особый дом для приема богомольцев. В нем поселились еще две благочестивые женщины. Теперь здесь складывалась основа для женской монашеской общины. Благочестивая жизнь насельниц стала привлекать и богомольцев и благотворителей. Местный благочинный протоиерей Веселовский доложил об этом епископу Владимирскому Парфению и тот преподал им свое архипастырское благословение.
Часто посещала храм на Святом озере госпожа Посылина из рода известных и богатых в то время Шуйских купцов. Обитательницы Косаревского дома обратились к ней с просьбой помочь построить богадельню, чтобы здесь смогли поселиться еще несколько человек, желающих молитвенного уединения.
В 1854 году такую богадельню построил шуйский фабрикант, потомственный почетный гражданин Михаил Степанович Посылин и дал для нее определенное денежное содержание. Здесь поселились все, кто жил раньше в доме Косарева. Создание богадельни благословил Преосвященный Владимирский Иустин.
В 1860 году на основе богадельни по решению Святейшего Синода был открыт женский общежительный монастырь.
Его настоятельницей стала насельница Владимирского Успенского женского монастыря монахиня Платонида. Много трудов для открытия монастыря положил сын Николая Михайловича Косарева иеромонах Иероним.
6 ноября 1860 года монахиня Платонида была возведена в сан игумении. Постепенно трудами ее и сестер стала обустраиваться обитель. Были возведены необходимые постройки.
Особым образом сложилась судьба деревянного Иверского храма, простоявшего закрытым почти 40 лет. Игумения Платонида возобновила его, но храм был освящен в честь Преображения Господня. Это было сделано специально в память об основании обители митрополитом Киприаном, который построил здесь первую церковь, как мы помним, именно в честь Преображения Господня.
Внутренняя жизнь монастыря была организована игуменией Платонидой по образцу Саровской пустыни, откуда она заимствовала и устав иноческой жизни. Его составителем был первоначальник Саровской обители иеросхимонах Иоанн. Устав широко использовался в русских монастырях. О тесной связи монашества нашего региона с Саровской пустынью мы с вами еще поговорим.
«В Сарове устав суров», — говорили об этой традиции.
Познакомимся только с вечерним саровским правилом. Оно было основано на творении умной молитвы, но всем вместе с братией, в храме, в соединении с поклонами.
После повечерия, не выходя из храма, братия слушали вечернее правило с тремя канонами: Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице с акафистом и Ангелу Хранителю.
Потом “Достойно есть”, Трисвятое по “Отче наш”, тропари обычные и молитву: “Нескверная, неблазная”, “И даждь нам Владыко” и отпуст (сотниц под воскресенье не полагалось). В прочие дни.
В вечер недели (воскресенья) тот же канон Господу Иисусу, Богородице параклисис, ему же ирмос: “Воду прошед”; тропарь же: “Многими содержим напастьми”; канон Архангелам и потом поклоны (т. е. пять сотниц). В вечер понедельника тот же канон Господу Иисусу, параклисис Богородице, каноны святому Иоанну Предтече и Ангелу Хранителю, поклоны и прочее. Во вторник вечера тот же канон Господу Иисусу Христу, канон Богородице Одигитрии и Ангелу Хранителю, поклоны и прочее. В среду вечера тот же канон Господу Иисусу, параклисис Богородице, святым Апостолам и Ангелу Хранителю, поклоны и прочее. В четверток вечера канон Животворящему Кресту, ему же ирмос: “Отверзу уста моя”, параклисис Богородице и Ангелу Хранителю, поклоны и прочее. В пяток вечера канон Иисусу Сладчайшему, ему же ирмос: “Во глубине постла иногда”; акафист Богородице неотложно, каноны Ангелу Хранителю и Всем святым, поклоны и прочее.
Затем — пятисотенное келейное правило:
Боже, милостив буди мне, грешному.
Боже, очисти грехи моя и помилуй мя.
Создавый мя Господи, помилуй.
Без числа согреших, Господи, прости мя.
Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго.
Святии Архангели и Ангели и вси святии, молите Бога о мне, грешнем.
Ангеле Хранителю мой святый, от всякаго зла сохрани мя.
Святый апостоле или преподобне отче или мучениче (имя), моли Бога о мне.
Затем иеромонах говорил возглас: “Благословен Бог наш”, чтец: “Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”. “Царю Небесный”.Трисвятое по “Отче наш”, “Господи, помилуй”, 12. “Слава и ныне”. “Приидите, поклонимся” (трижды). Псалом 50-й. “Помилуй мя, Боже”. “Верую во Единаго Бога”.
Чтец, став посреди храма, начинал полагать 30 земных поклонов. Сказав вслух молитву: “Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас”, полагал поклон, и с ним вся братия. Каждый читал умом ту же молитву и полагал поклоны вместе со всеми. Молитва с поклонами совершалась неспешно и чинно. Каждый инок прежде произносил молитву, потом полагал поклон. По исполнении же с молитвой 30 поклонов, после небольшой паузы, предстоятель произносил трижды вслух молитву: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго”; потом в уме ту же молитву каждый повторял сто раз.
Затем предстоятель возглашал: “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя, Слава Тебе, Боже” (трижды). “Господи, помилуй” (трижды). “Слава и ныне”. И опять говорил молитву: “Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас”, и полагал вновь 30 поклонов, и затем творили 100 Молитв Иисусовых. Затем—“Слава и ныне”, “Аллилуйя” и прочее. Потом опять молитву: “Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас”, и полагали с ней 20 поклонов, и опять читали 100 молитв (“Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго”), “Слава и ныне”, “Аллилуйя” и прочее; затем читали молитву: “Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас”, и с ней полагали 20 поклонов.
После того читали молитву ко Пресвятой Богородице вслух, трижды: “Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго”, затем в уме ту же молитву творили сто раз. “Слава и ныне”, “Аллилуйя” и прочее, затем произносили молитву вслух пять раз “Богородице Дево, радуйся”. Затем чтение из книги преподобного Ефрема Сирина, затем: “Достойно есть”, Трисвятое по “Отче наш”. Тропари: “Помилуй нас, Господи” и прочее. “Господи, помилуй” 40. Молитвы: “Иже на всякое время и на всякий час…”, “Господи, помилуй” (трижды), “Слава и ныне”, “Честнейшую Херувим”, “Именем Господним благослови, отче”, “Молитвами святых отец наших”, “Нескверная, неблазная”, “И даждь нам, Владыко, на сон грядущим”. Затем читали Помянник по Псалтири. Потом из молитв на сон грядущим—преподобного Макария Великого Богу Отцу: “Боже Вечный и Царю всякого создания”, молитву святого Антиоха Господу Иисусу Христу: “Вседержителю Слово Отчее”. Молитва Святому Духу: “Господи, Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, умилосердися”. Молитва Пресвятой Богородице: “Благаго Царя благая Мати”. Молитва Ангелу Хранителю: “Ангеле Христов, Хранителю мой святый”. “Взбранной воеводе” и прочее. “Преславная Приснодево, Мати Христа Бога нашего” и прочее, молитва святого Иоанникия: “Упование мое Отец”. Наконец предстоятель делал малый отпуст и произносил ектению. Затем—взаимное прощение братии.
Сходным был устав и Флорищевой пустыни, настоятель которой иеромонах Дорофей, как мы помним, пытался возродить в 1786 году Святоезерский монастырь. Это была единая монашеская традиция.
Совсем непросто складывались отношения монастыря и все еще сохранявшегося прихода. Лишь в 1869 году Святоезерский приход был упразднен, и монастырь стал вполне самостоятелен в своей жизни. Тогда же игумения Платонида кроме старого Иверского, а к тому времени Преображенского деревянного храма новый деревянный Иверский храм.
В 1892 году игумения Платонида скончалась. Новой настоятельницей была назначена монахиня Августа, возведенная в сан игумении.
Она родилась в крестьянской в крестьянской семье села Ундола Владимирского уезда. В 1867 году поступила в Святоезерский монастырь, в котором, к моменту возведения в сан игумении прожила 25 лет. В монашество пострижена в 1889 году, после 22 лет различных послушаний. Можно представить себе, какой значимый опыт духовной жизни приобрела она к этому времени. Как это непохоже на нынешнее скороспелое монашество, когда, иногда, постригались сразу в мантию даже женщины, никогда не жившие в монастыре.
Много скорбей и трудов выпало на долю матушки игумении. В ночь на 8 июля 1903 года в обители произошел сильный пожар. Он начался на скотном дворе, но сгорела значительная часть построек, в том числе деревянный храм в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы. До ближайшей деревни было 7 верст, а до села Нижний Ландех, где находились пожарные инструменты – 12. Помощь явилась только под утро, когда было уже поздно.
Тяжело пришлось игумении и сестрам. Но случившееся произошло не без помощи Божией, и Пресвятая Богородица не оставила свою древнюю обитель.
Вот как описывает В.Т.Добронравов дальнейшие события: «Во время пожара случайно был в Святоезерской пустыни Шуйский фабрикант Терентьев. Ему нравилась уединенная обитель, строгая уставность богослужения в ней, он не раз и прежде приезжал сюда помолиться. С этой же целью он приехал и в этот раз и был свидетелем случившегося в пустыни бедствия, видел и искреннее горе настоятельницы и сестер. С таким же сочувствием отнесся к горю Святоезерской пустыни и отце Терентьева. На устройство храма они дали первоначально 15 000 рублей, а затем, по смерти Терентьева-отца наследники дали еще 30 000 рублей. На эти средства и пожертвования других благотворителей к 1907 году в пустыни был возвигнут новый величественный каменный храм».
Этот храм, построенный в стиле Новогородско-Московской архитектуры и рассчитанный на 750 человек, был освящен 19 августа 1907 года в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
Величественный храм был полон света и воздуха. При его строительстве применялись новые технологии – церковный свод был сделан из бетона. Именно поэтому в храме нет никаких колонн, всё его внутреннее пространство открыто. Мраморный иконостас был устроен на средства игумении Августы. Мраморными были и клиросы.
Храм был трехпрестольным – в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, архистратига Божия Михаила и мученицы Клавдии.
В новый храм была перенесена главная древняя святыня обители – Иверская икона Пресвятой Богородицы.
Она находилась на правом клиросе в новой вызолоченной ризе со старинными жемчужными убрусом и цатой.
Ежегодно на протяжении всех столетий существования Святоезерской пустыни этот образ на некоторое время с крестным ходом носился в с.Нижний Ландех.
Таким образом, в монастыре были устроены три храма – Казанский, Афанасьевский и Преображенский.
В начале XX века в Святоезерской обители проживали 17 монахинь, 32 рясофорных послушницы (сейчас их обычно неправильно называют инокинями) и 23 послушницы.
Как мы уже сказали выше, жизнь монастыря проходила по Саровскому уставу. Богослужения совершались ежедневно. Кроме обычных. Положенных по уставу церковных служб ежедневно дополнительно еще читался акафист: в понедельник это был акафист архистратигу Михаилу (понедельник богослужебно посвящен ангельским силам, иногда в этот день в некоторых монастырях ради подражания ангелам в этот день устанавливается дополнительный пост), во вторник – Казанской иконе Божией Матери, в четверг – святителю Николаю Чудотворцу (четверг богослужебно посвящается апостолам и их преемникам – святителям), в пятницу – страстям Христовым (пятница – день крестных страданий Спасителя), в субботу – Иверской иконе Пресвятой Богородицы.
В с. Нижний Ландех монастырю принадлежала часовня. Впервые, как деревянная, она была построена в 1693 году одним из князей Черкасских. В 1768 году братья Елшины построили новую часовню. В ней находился больших размеров распятие и икона святителя Николая Чудотворца.
В 1771 году произошло чудо. В это время в Ландехе свирепствовала моровая язва, но когда жители села стали молиться перед этими святынями, мор прекратился. С тех пор почитание этого креста и образа святителя Николая было очень распространено.
Накануне революции пустынь имела статус монастыря 3 класса.
К 1928 году монастырь закрыли. В 1929 году Владимирский музей передал монастырский комплекс на баланс Иваново-Вознесенскому губернскому музею, однако для культурных целей он не использовался.
Монастырский ансамбль стал приходить в упадок, жилые корпуса заселили рабочие созданного здесь торфопредприятия, старинный храм преподобного Афанасия Афонского использовался как ветеринарный пункт, то есть там лечили скот, Преображенский – как аптека и квартира заведующего, Казанский собор – как склад.
Православная община в поселке Мугреевский была зарегистрирована в 1993 году, женская монашеская община сложилась в 1998 году, а в 2001 году решением Священного Синода был учрежден женский монастырь Святоезерская Иверская пустынь.
Адрес монастыря: 155646, с.Мугреевский, Южский район, Ивановская область. Тел/факс: 8-493-47-24790, 8 – 493- 47-24791.
Игумен Виталий (Уткин)