В №12 журнала «Ивановский бизнесъ» опубликована статья руководителя Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Иваново-Вознесенской епархии игумена Виталия (Уткина) «Обычное чудо» в Успенском соборе». Предлагаем этот материал нашим читателям.
В этой статье мы поговорим об одной из росписей, размещенных в Успенском кафедральном соборе города Иваново на стене у выхода.
В ее центре изображен мужчина в красных одеждах. Над ним – икона Божией Матери «Одигитрия» («Указующая путь» или «Путеводительница»). Икона имеет специальную рукоятку, чтобы ее удобнее было носить в крестных ходах. Однако мужчина икону никак не поддерживает, это особо подчеркивается его раскинутыми руками. Вокруг предстоят два архиерея, царь с царицей, миряне.
Перед нами конкретное историческое событие, именуемое «обычным чудом» или «вторничным действом». Происходило оно в Константинополе (ныне Стамбул) – столице Восточно-Римской империи, обычно называемой историками Византийской.
В V веке, полторы тысячи лет назад, императрица Евдокия, сестра императора Феодосия II совершила паломничество в Иерусалим. Оттуда она привезла икону Матери Божией «Одигитрия», написанную по преданию апостолом и евангелистом Лукой.
Пульхерия, сестра Феодосия II построила для этой иконы специальный храм, получивший название Одигон. Впоследствии он стал центром главного женского монастыря Константинополя.
Спустя триста лет в Византии императоры стали преследовать святые иконы. Некая женщина под влиянием господствующей пропаганды решила надругаться над образом Одигитрии. Церковное предание гласит, что она пришла в монастырь Одигон и попыталась выцарапать Матери Божией на иконе глаза. И тут случилось нечто страшное и дивное. Царица Небесная с иконы протянула к лицу женщины свою руку, и сама богохульница лишилась зрения. В страхе и раскаянии много дней и ночей провела она в храме, пока, наконец, Пресвятая Богородица не вернула ей возможность видеть окружающий мир. Женщина приняла монашество, а монастырь Одигон стал местом, где слепым оказывали особую поддержку и заботу.
На площади рядом с Одигоном располагался один из крупнейших константинопольских рынков. Каждый вторник, на протяжении столетий здесь происходило необычное действо, неоднократно и подробно описанное участвовавшими в нем паломниками. Их записи сохранились и являются важными историческими источниками.
Рано утром двадцать человек входили в храм, чтобы перенести на площадь икону Одигитрии. Все они принадлежавшими к одному роду – были, согласно преданию, потомками родственников апостола и евангелиста Луки, написавшего первую икону Богоматери.
В знак отличия эти люди носили красные одежды. Они же ухаживали за святым источником, расположенным рядом с храмом. На этом источнике получали исцеление многие слепые.
Огромная и очень тяжелая икона была покрыта богатым окладом с множеством драгоценных камней. Ее с огромным трудом выносили из Одигона. Затем люди в красных одеждах один за другим подходили к чудотворному образу. Каждый из них пытался ее поднять без помощи других.
Наконец, одному из них это удавалось, что воспринималось как благословение Царицы Небесной. Он начинал с невероятной скоростью кругами ходить по рыночной площади, с легкостью держа на плечах тяжелейшую икону, которую раньше не могли поднять несколько человек. Более того, служитель, носящий икону, раздвигал руки. Могло показаться, что образ Матери Божией совсем не имеет веса, и не человек носит икону, а она сама, летая, носит его по площади.
Паломник из Новгорода по имени Стефан свидетельствовал: «Одному человеку поставят икону на плечи стоймя, а он руки распрострет, словно его распяли, и по площади бросает его туда и сюда. И вертит его в разные стороны».
Когда икона опускалась на землю, ее ставил себе на плечи следующий член братства, за ним – другие. Кружась с чудотворным образом, каждый из них обходил рыночную площадь пятьдесят раз. Суетливый базар как бы превращался в священное место. Так Матерь Божия освящала повседневные труды людей, в том числе и торговлю.
Затем начиналось шествие с иконой Одигитрии через весь город. В нем участвовали император, патриарх, архиереи, большое число священнослужителей и мирян. Позади чудотворного образа обычно шли женщины, «облаченные в шелковые одеяния и воспевающие песнопения».
По свидетельству современников во время подобного крестного хода пелся Акафист Богоматери. Поэтому на росписи Успенского собора города Иваново есть строчки из этого акафиста: «О, Пресвятая Дево, Мати Господа, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся пречистому Твоему образу».
Паломник из Испании Перо Тафура писал об этом шествии: «Если остановить взгляд на иконе, то кажется, что она поднимается очень высоко, выше солнца и полностью преображается».
В древнерусских росписях храмов сюжет «обычного чуда» был достаточно популярен. По этим старинным каноническим образцам он и воспроизведен в Успенском кафедральном соборе г.Иваново.
На росписи Успенского собора среди участников «вторничного действа» изображено конкретное историческое лицо. Это константинопольский патриарх Сергий II, современник святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. Святитель Сергий отличался высокой образованностью, строгой, молитвенной жизнью. Этот патриарх не боялся власть имущих, например, смело выступал против налоговой политики императора Василия II.
«Вторничное чудо» происходило каждую неделю на протяжении более чем 600 лет. В 1453 году Константинополь был взят турками. Чтобы сорвать драгоценный оклад с иконы, завоеватели разрубили ее на четыре части. Так погибла одна из главных византийских святынь.
Почему Матерь Божия через свою икону не помогла столице Византии, именуемой нашими предками Царьградом? Ведь раньше, как свидетельствовали очевидцы, Царица Небесная творила через этот образ многочисленные чудеса. Потому, что Византия к этому времени отступила от чистоты веры Христовой. Руководство страны ради создания военно-политической коалиции против турок пошло на серьезные духовно-мировоззренческие компромиссы. На первое место вышла не вера, а чисто мирской расчет. И тысячелетняя византийская цивилизация была разрушена.
В 1383 году, за 70 лет до падения Константинополя случилось чудо. Во время традиционного крестного хода к берегу моря из Влахернского храма имперской столицы исчезла другая чтимая икона Матери Божией «Одигитрия». Памятник древнерусской литературы «Сказание о Тихвинской святыне» рассказывает нам, что в том же году эта святыня явилась в лучезарном свете далеко не севере – над Ладожским озером.
«Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима», (так говорится в «Сказании»), икона несколько раз являлась местным жителям, пока не достигла берега реки Тихвинки. Здесь был построен деревянный, а впоследствии каменный храм, затем, при царе Иоанне Грозном основана мужская иноческая обитель.
По месту явления икона стала именоваться Тихвинской.
После Великой Отечественной войны чудотворный образ перевезли в Чикаго, а в 2004 году он был торжественно возвращен в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, где пребывает и доныне.
До революции в Успенском храме Иваново-Вознесенска находились сразу два чтимых списка (копии) с Тихвинские иконы Божией Матери. Один из них в окладе с серебряным венцом, украшенным жемчугом размещался в главном алтаре за жертвенником. Другой, в медном посеребренном окладе, так же украшенном жемчугом и камнями, находился в боковом приделе храма.
Во Влахернском храме Константинополя икона Божией Матери Одигитрия, будущая Тихвинская, на протяжении многих веков пребывала у правого столба. Вот и ныне в Успенском кафедральном соборе города Иваново у правого столба помещена старинная Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, весьма почитаемая прихожанами.
Каждый воскресный день после поздней Божественной литургии примерно в 12.00 перед ней совершается водосвятный молебен. Во время него священник возносит особые молитвы о болящих, а также о тех, кому предстоит хирургическая операция, путешествующих (в том числе – на самолете), женщинах, ожидающих рождения ребенка, о тех, кто хотел бы лучше учиться, начинает новое дело или хочет поблагодарить Бога.
Как и до революции в боковом приделе Успенского собора находится вторая Тихвинская икона Божией Матери.
Замкнулся круг времен. Вновь Матерь Божия указывает нам жизненный путь, является Одигитрией, то есть Путеводительницей.