В №3 журнала «Ивановский бизнесъ» опубликована статья руководителя Миссионерского отдела Иваново-Вознесенской епархии игумена Виталия (Уткина) «Владимирская икона и православное сопротивление безбожию». Предлагаем нашим читателям текст этой статьи.
В Успенском кафедральном соборе г.Иваново у входа наверху изображены в кругах 17 святителей и князей. Они имеют прямое отношение к территории нынешней Ивановской области. Среди этих святых –благоверный князь Андрей Боголюбский (убит заговорщиками в 1174 г.). С его именем связан расцвет Владимиро-Суздальской земли, куда в те времена входила и современная территория Ивановской области.
Около 1131 года из Константинополя в дар великому киевскому князю Мстиславу были присланы две иконы Матери Божией.
Одна из них была поставлена в Вышгороде близ Киева в Девичьем монастыре. В 1155 году благоверный князь Андрей Боголюбский решил переселиться в Ростовскую землю и взял эту икону с собой. В десяти верстах от города Владимира, как свидетельствует церковное предание, кони, везшие икону, вдруг сами остановились. Ночью князю Андрею явилась здесь сама Матерь Божия. На месте чудесного явления был основан Боголюбский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, существующий до настоящего времени.
Икона, привезенная из Вышгорода святым князем Андреем, была поставлена им в Успенском соборе г.Владимира. Поэтому она стала именоваться Владимирской. В этом храме чудотворный образ находился почти два с половиной века.
В 1395 году к границам Руси подступил грозный завоеватель Тамерлан. Великий князь Василий I, сын святого благоверного князя Дмитрия Донского, стал собирать войска, для того, чтобы противостать нашествию. Однако он хорошо понимал, что силы его дружин несравнимы с мощью войска Тамерлана.
Но случилось чудо. Василий I послал во Владимир за чудотворной Владимирской иконой. Десять дней продолжался крестный ход с этим образом из Владимира в Москву. 26 августа по юлианскому календарю (8 сентября по ныне принятому гражданскому стилю) Москва торжественно встретила прибывшую икону. Встреча на церковно-славянском языке звучит как «Сретение». Поэтому и говорится о Сретении Владимирской иконы Матери Божией. Икона была поставлена в Успенском соборе Московского Кремля. А на месте ее Сретения впоследствии был создан монастырь, существующий и доныне. Он получил название Сретенского.
Церковное предание гласит, что в тот момент, когда Москва встречала чудотворный образ, Тамерлан отдыхал в своем шатре в стане у границ Московского государства. Во сне он увидел высокую гору, с которой спускалось бесчисленное множество весьма грозных воинов. Ими предводительствовала «лучезарная Жена». В страхе Тамерлан проснулся. Он повелел своим мудрецам истолковать сон. Те сказали, что Жена, которую он видел, это «Мать Бога русов», а воины – это ангелы. «Если у Бога христиан такая Мать, то каков же Сам Бог», — воскликнул, как гласит предание, Тамерлан и повелел уходить от границ Русской Земли. Так, благодаря заступничеству Матери Божией, наше Отечество было спасено от страшного нашествия.
Справа у входа в Успенский кафедральный собор города Иваново на стене имеется роспись с изображением Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Эта роспись помещена здесь совсем не случайно.
После чуда над Тамерланом почитание Владимирской иконы Матери Божией стало широко распространяться по всей России. В городе Плёсе тот же самый великий князь Василий I построил в 1410 году крепость.
По всей видимости, тогда же им был основан в Плёсе Преображенский мужской монастырь. Тому есть, как минимум, два свидетельства. Первое из них – само наименование монастыря в честь Преображения Господня, особо почитаемого исихастами. Исихазм – особое молитвенно-богословское направление, учащее обретению внутри себя того света, который был явлен при Преображении Господнем на горе Фавор. Сподвижник великого князя Василия I святитель Киприан, митрополит Московский и его преемник святитель Фотий, способствовали распространению исихазма на Руси.
Второе свидетельство связано с праздником Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Ведь именно ему был посвящен один из первоначальных храмов, возникших в Преображенском монастыре. Можно предположить, что Василий I основал в этом новом монастыре храм в честь самого главного события своего правления – спасения Матерью Божией Московского государства от разорения. Впоследствии придел в честь Сретения Владимирской иконы был устроен во вновь построенном на этом месте каменном Преображенском храме.
Связана с Владимирской иконой и история Иваново-Вознесенска. В начале XX века здесь возник Владимирский женский монастырь. Складывался он постепенно.
Жительницы Иваново-Вознесенска купеческая дочь Е.Г.Корина и ее тетка Н.И.Щербакова благоговейно хранили свою семейную святыню – Владимирскую икону Матери Божией. Они предложили создать в городе женскую обитель в честь этого образа.
В 1900 году Синклитикия Ивановна Жохова, жена владельца небольшого меднолитейного завода пожертвовала для будущего монастыря землю на тогдашней окраине города (сейчас это улица Лежневская). Первоначально, в 1901 году, здесь была создана Алексеевская женская богадельня. В 1903 – 1904 годах строится ныне существующая Владимирская церковь. Богадельня превратилась в полноценную женскую общину. В 1907 году ее настоятельницей была назначена 54-летняя монахиня Августа (Соловьева) из Успенского Княгинина монастыря г. Владимира.
26 августа 1908 года на основании решения Святейшего Синода состоялось торжественное открытие Владимирской женской общины. В 1916 году община стала монастырем. Через четыре года число насельниц достигло 184-х, из них 64 монахини и 120 послушниц. Главной святыней монастыря являлась Владимирская икона Матери Божией, пожертвованная когда-то Е.Г.Кориной и Н.И.Щербаковой. Бессменной настоятельницей обители была игумения Августа.
В 1918 году по требованию властей община была преобразована в трудовую земледельческую артель. Часть сестер объединились в артель «Трудовая игла» и в подвале храма шили стеганые одеяла. В 1927 году монастырь был окончательно ликвидирован, в нем разместили казармы военного авиаотряда. Затем был закрыт и храм.
Однако монахини и послушницы во главе с игуменией Августой остались жить в Иваново-Вознесенске. Они собирались вместе на молитву. Более того, ими было создано подпольное «Сестричество преподобного Киприана». Подвижник благочестия блаженный Киприан жил в XVII веке. Он умер в 1622 году и был погребен при храме села Воскресенское (современный Лежневский район). Столетие спустя над его могилой строится новый каменный храм, а для самого захоронения оборудуется специальная крипта. В советские годы этот храм был закрыт, однако могила блаженного Киприана посещалась паломниками, а во втором храме села продолжались богослужения.
Вокруг имени этого подвижника и объединились сестры закрытого Владимирского монастыря, не желающие сдаваться безбожной власти. В Иваново-Вознесенске они распространяли переписываемые от руки православные книги и молитвы, подпольно проповедовали веру Христову, приводили людей ко Крещению.
А в 1937 году, в самый разгар арестов, в Ивановской области произошло нечто невиданное в тогдашнем СССР. 6 февраля этого года по благословению епископа Ивановского Бориса (Воскобойникова) в селе Воскресенском были обретены мощи блаженного Киприана и положены в действовавшем храме этого села для открытого поклонения. К мощам началось массовое паломничество. Ивановское управление НКВД, видимо, опешило от такой «наглости церковников». Весной мощи были конфискованы властями и вывезены в неизвестном направлении (они так и пропали). Епископа Бориса, многих священнослужителей и сестер Владимирского монастыря арестовали и, в конечном счете, расстреляли. Подполье было разгромлено. Его участницы монахини Владимирской обители Маргарита (Закочурина) и Тамара (Проворкина) прославлены ныне в лике святых новомучеников. Их память совершается 15 декабря по новому стилю.
Могилы игумении Августы (Соловьевой) и еще одной сестры Владимирского монастыря монахини Варвары (Соловьевой) находятся на кладбище на территории Успенского кафедрального собора, за храмом Царственных страстотерпцев.
Так с Владимирской иконой Матери Божией и именем блаженного Киприана оказалось связано сопротивление самому страшному гонению на христианство в XX веке. А центром такого сопротивления стал наш город.