В №4 журнала «Ивановский бизнесъ» опубликована статья руководителя Миссионерского отдела Иваново-Вознесенской епархии игумена Виталия (Уткина) «О Спасе Нерукотворном, Спасских храмах и первом иваново-вознесенском хосписе». Предлагаем нашим читателям текст этой статьи.
В иконостасе Успенского кафедрального собора г.Иваново в местном (нижнем) ряду иконостаса справа от Царских врат обращает на себя внимание икона Спаса Нерукотворного. Её греческое название – Мандилион. Это особый тип изображений Спасителя, который представляет Его лик на убрусе или плате. Изображение на иконе хорошо передает то, что перед нами именно ткань, плат, с характерными изгибами.
Церковное предание гласит: Спас Нерукотворный – самая первая христианская икона в истории.
На территории современной Турции есть город Шанлыурфа. В древности он назывался Эдесса.
Во времена земной жизни Христа этим городом управлял царь Авгарь (Абгар) V Уккам.
Евсевий Кесарийский, церковный писатель, живший почти 17 веков назад, утверждал, что в архиве Эдессы он обнаружил документ, свидетельствующий о переписке Авгаря с Иисусом Христом.
Авгарь был болен проказой. Он отправил Христу письмо, в котором просил Его об исцелении.
Для того чтобы доставить письмо Христу, Авгарь направил к Нему посольство во главе со своим слугой Ханнаном (Ананией). Анания был художником и попытался написать портрет Спасителя. Однако у него ничего не получалось. Христос, видя эти неудачные попытки, умыл свое лицо, отер его платом (убрусом) и отдал художнику. На этом плате чудесно отпечаталось изображение лика Христа. Так появился Нерукотворный, то есть не созданный человеческими руками, образ Сына Божия. Посольство принесло убрус в Эдессу, и Авгарь получил исцеление.
Дальнейшую историю убруса излагает византийский император Константин VII Багрянородный. Он пишет, что в благодарность за исцеление Авгарь приказал наклеить Нерукотворный Образ на доску, украсить икону и поставил её в специальной нише над городскими воротами вместо размещавшегося там раньше идола.
Через некоторое время наследники Авгаря вернулись к язычеству. Чтобы икона над городскими воротами не подверглась поруганию, христиане заложили ее керамической плитой — черепицей (по-славянски, чрепием). Спустя несколько столетий, когда Эдесса вновь стала христианской, доску с образа сняли. Тут выяснилось, что не только сам убрус с ликом Спаса прекрасно сохранился, но изображение чудесным образом отпечаталось на чрепии. Поэтому кроме матерчатой иконы стали почитать и икону на черепице. Такая икона по-гречески именуется Керамидион.
Когда в Византии императоры начали гонения на святые иконы, Эдесса оставалась на территории, не подконтрольной императорскому правительству. Открытое почитание там Нерукотворного Образа было важным аргументом для сторонников почитания икон.
В 944 году византийские войска осадили Эдессу и силой принудили жителей города передать Мандилион и Керамидион в Константинополь. В столице Византии святыни встречали на следующий день после праздника Успения Пресвятой Богородицы. Так появился праздник Нерукотворного Образа, который отмечается 29 августа по новому стилю (16 августа по юлианскому календарю).
В 1204 году во время Четвертого крестового похода Константинополь был захвачен западными войсками. Крестоносцы разграбили столицу Византии. Большинство святынь переправили в города Европы. Но не все они достигли своего нового места назначения. По преданию, корабль, который перевозил Нерукотворный Образ, затонул во время шторма вместе с этой иконой. Однако списки с нее широко разошлись по всему христианскому миру, в том числе очень рано, еще в домонгольские времена, попали на Русь.
Жители села Иваново, а затем и Иваново-Вознесенска весьма почитали праздники, связанные со Спасителем. Одним из главных учебных заведений Иваново-Вознесенска было реальное училище, построенное в 1884-1886 годах на Александровской улице (сейчас это здание Ивановского художественного музея; пр.Ленина, 33). В 1890 году в училище на втором этаже обустроили домовую церковь в честь Нерукотворного Образа. Так попечители училища, иваново-вознесенские предприниматели выразили благодарность Богу за спасение императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы, произошедшей в 1888 году на станции Борки. В ограде училища была построена двухэтажная колокольня.
В том же месяце, когда празднуется Спас Нерукотворный, только чуть раньше, 14 августа (1 августа по старому стилю) отмечается и праздник Происхождения древ Креста Господня. Этому празднику Всемилостивого Спаса был посвящен один из красивейших храмов Иваново-Вознесенска.
Храм располагался в бывшем поселке Хуторово на Всесвятской улице (сейчас — улица Ермака). В наши дни на его месте стоит здание Ивановского энергетического колледжа.
Храм был построен на средства фабриканта Александра Ивановича Гарелина и его супруги —
Марии Александровны (в девичестве Крестовниковой, из рода известных московских предпринимателей).
Проект храма они заказали выдающемуся архитектору Фёдору Осиповичу Шехтелю, одному из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве. Спасский храм был освящен в 1903 году. В нем были установлены двухъярусные иконостасы из белого мрамора. Расписали Спасский храм ученики московского Строгановского училища по образцу Владимирского собора в Киеве.
В 1911 году при храме открылось Свято-Ольгинское общество трезвости. Оно было весьма активным и многочисленным. Например, в мае 1913 года в крестном ходе общества участвовало не менее десяти тысяч человек.
К Спасскому храму была приписана часовня в деревне Афанасово. Она сохранилась до наших дней. Сам же Спасский храм был закрыт в 1935 году, а в 1937-м – полностью уничтожен.
Рядом с храмом Мария Александровна Гарелина построила рабочий поселок. По ее инициативе здесь в 1897 году был открыт первый детский сад на 80 детей (он носил название «приют-ясли»). Через десять лет при нем появилось «колыбельное отделение» на 44 люльки. Неподалеку, на современной Смольной улице, Мария Александровна устроила детский приют на 25 мест и школу на 200 человек. В школе была открыта бесплатная библиотека для рабочих.
Дореволюционные метрические книги Спасского храма свидетельствуют, что практически все, кого там отпевали, погребены на Успенском городском кладбище, то есть возле современного Успенского кафедрального собора. Таких усопших было много, как минимум полторы тысячи человек. Связано это с тем, что неподалеку от Спасского храма располагались многочисленные благотворительные учреждения, созданные ивановскими предпринимателями. Напротив храма возникла вторая городская больница, построенная Харлампием Ивановичем и Екатериной Осиповной Куваевыми (она сейчас так и называется – Куваевская). Неподалеку располагалась городская богадельня имени купца И.В.Небурчилова, а рядом – «убежище для слепых» имени М.А.Скобенниковой.
На нынешней улице Детской Мария Александровна Гарелина, строительница Спасского храма, выстроила большое здание в стиле модерн (ул. Детская, 2/7). Здесь в 1907 году она открыла «больницу хроников» для «беднейшего населения города, преимущественно для лиц, работавших на фабриках и потерявших здоровье». Фактически, это был полноценный хоспис. В нем доживали умирающие, которым, на средства семьи Гарелиных, обеспечивался прекрасный уход. Во дворе здания располагалась часовня.
За десять предреволюционных лет через хоспис прошла примерно тысяча человек. Отпевали усопших в Спасском храме, а хоронили на Успенском городском кладбище. Абсолютное большинство погребенных там жителей Иваново-Вознесенска – простые рабочие и крестьяне. Однако это не помешало Советской власти, считавшей себя властью «трудового народа», в 1933 году уничтожить могильные памятники и кресты, обустроить на останках этих простых людей танцплощадку, кинотеатр, спортивный городок.
В настоящее время, благодаря кропотливой работе прихожан Успенского собора с архивными документами, известны уже имена четырех тысяч человек, похороненных на Успенском кладбище. Все эти имена поминаются в соборе за богослужением. А вот кто вспомнить тех, кто уничтожал старинное Успенское кладбище? Они забыты.
Часть статьи основана на различных публикациях А.М.Тихомирова и А.М.Семененко.