5 марта секретарь Архиерейского совета Ивановской митрополии, ученый секретарь и старший преподаватель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной духовной семинарии игумен Виталий (Уткин) выступил на Всероссийской конференции «Религия и наука: трансформация религиозности в модернизирующемся обществе (к 150-летию публикации труда Э. Б. Тайлора «Первобытная культура: Исследования развития мифологии, философии, религии, языка, искусства и обычаев»)». Конференция была организована кафедрой религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета. Тема доклада игумена Виталия: «Восприятие двуглавого орла в качестве печати Антихриста в русском религиозном радикализме». Предлагаем вашему вниманию текст доклада.
Восприятие двуглавого орла в качестве печати Антихриста в русском религиозном радикализме
На протяжении XVII – XX веков в русском религиозном сообществе поверх юрисдикционных границ существовал радикальный мировоззренческий дискурс. В старообрядчестве он охватывал часть поповцев (неокружники) и беспоповцев (федосеевцы, странники-бегуны, нетовцы и др.). Внутри господствующей Греко-Российской церкви религиозными радикалами можно считать участников «картофельных бунтов» 30-40-х годов XIX века, внутрицерковные мистические движения – хлыстов и скопцов (в том числе, «духовных скопцов»). К русскому религиозному радикализму примыкает и часть катакомбного движения 20-х годов XX века, а также часть движения протеста против так называемой «Декларации митрополита Сергия» 1927 года.
В целом круг идей русского религиозного радикализма может быть описан следующим образом. Внешний по отношению к общине мир захвачен Антихристом. Антихрист – не личность, которая должна прийти в будущем, а коллективный дух апостасии, то есть речь идет о «духовном» или коллективном Антихристе. Царствование Антихриста возможно потому, что в мире утвердилась лжесакральность лжецеркви, под которой радикалы XIX века понимали Греко-Российскую церковь, катакомбники 20-х годов – обновленческую церковь, а участники движения против декларации митрополита Сергия (Страгородского) – его сторонников, а также обновленцев . Антихрист проявляет себя через государственную власть, метрические книги и другие записи актов гражданского состояния, переписи населения, паспорта, наличные деньги, воинскую повинность, прививки.
Не все радикалы разделяли весь круг этих идей.
Например, часть из них видела печать Антихриста в русском государственном гербе, двуглавом орле.
В фонде единоверческого Братства Петра митрополита в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки отложилась рукописная книга под названием «Ключ таинств». Она происходит из круга старообрядцев-поповцев, создана на рубеже 40-50-х годов XIX столетия.
«Книжица» «Ключ таинств» анонимного автора, «завещаемая от отца детям своим», задумывалась как как ключ к эсхатологическим текстам Священного Писания, «пророческое разумение о последнем времени».
В рукописи представление об Антихристе двоится. С одной стороны, речь идет все же о лице, имеющем прийти в будущем. С другой – вся окружающая действительность и русская государственная власть рассматриваются автором как проявление антихристова начала.
Подготовкой Антихриста с одной стороны, и уже как бы проявлением его власти с другой автор считает такую бюрократическую структуру, как комитеты. С его точки зрения само слово «комитет», во-первых, происходит из Франции, от Наполеона, являвшегося, по мнению автора, апокалипсическим зверем и, во-вторых, заключает в себе число 666.
«Комитет министров», «комитет оспенный», «комитет о размежевании земель», «комитет о пенсиях» и прочие, все, по мнению автора «числом звериным правятся». Особенно он обращает внимание на «комитет строительный», видя в нем некую таинственную сущность, от которой «устрояются царства». Комитеты, по мнению автора, создаются под предлогом «блага законодательного», но на само деле это учреждения, «отвсюду попирающие свободу народную».
В рукописи апокалипсически толкуется введение правительством Николая I купеческих свидетельств, без которых нельзя продавать и покупать. Автор особо подчеркивает, что в свидетельствах «впечатан герб двуглавого орла», который, как он убежден, «замыкает в себе всю тайну» и образует «число звериное», которое на крыльях орла «летает по лицу земли». «Сей пернатый», по мнению автора рукописи, «прежде в старом Рыме (Риме) явися», потом «прилете в Новый Рым, Царьград», напоследок же «вогнездился» в «Третьем Рыме Московского государства».
При этом традиционное представление русской культуры, что «Четвертому Риму» «не быть» приобретает совершенно нетрадиционные коннотации – это «не быть» воспринимается как непрерывность антихристовой власти. «А четвертому Рыму по писанному не быть, и ту (то есть в России) сей пернатый имать пребыти до скончания в могутстве своем» «на разрушение и запустение земли». Апокалипсическим в изложении автора становится и неестественная природа двуглавого орла – «двуглавый орлия» «ничтоже имать естественного», но «хитре выдуман» к «обмещению (нахождению места) числа зверева».
Свое толкование автор рукописи основывает на библейской 3-й книге Ездры, 11 глава которой символически изображает Антихриста в виде трехглавого орла: «И видел я сон, и вот, поднялся с моря орел, у которого было двенадцать крыльев пернатых и три головы. И видел я: вот, он распростирал крылья свои над всею землею» (3 Езд. 11, 1-2).
Автор рукописи «Люч таинств» толкует главы орла как «последних царей». При этом собственно Антихрист скрывается, по его мнению, под «средней безглавной пустой короной». Эта корона возложена не от «благодати», но знаменует собой некое антихристово таинство. В пустоте под центральной короной «замыкается» тайна. Это и есть третья, настоящая голова Антихриста.
То есть, говоря языком современного постмодернизма, Антихрист оказывается симулякром. Однако эта не просто ничто, но пустота антисакральности. Здесь и скрывается как бы «игла Кощея», главная тайна Антихриста.
С того времени, как «сей орлия» «вогнездился в гербе Российском», страну, народ, по мнению автора рукописи, постигли многочисленные беды . Антихристова печать пребывает всюду: «на престоле царском, на порфире, на знаменах», «в судебных местах», «на каждом судебном листе». «Полки гвардейские» носят этот знак «уже на челе своем», то есть на головных уборах . «Образ сей» присутствует и на паспортах, и на деньгах, без которых невозможно передвигаться по стране, покупать, продавать.
Особая «тайна» темной сакральности лежит, с точки зрения автора, через двуглавого орла на «пашпортах» или «билетах». Отсюда понятно, что паспорта эти принимать ни в коем случае нельзя.
Все отравлено им, «сей орлие» «посетил» и духовенство, в храмах «на книгах» и «в книгах» «всюду печатается он». Автор имеет в виду метрические книги, исповедные росписи и росписи причастников. Как известно, до 1905 года подобные книги и росписи имели характер не только государственной базы данных, но и означали фиксацию политической лояльности. Среди радикалов в поповской старообрядческой среде в первой половине XIX века имело широкое распространение «метрикоборческое» движение, когда общины всеми силами отрицали запись в метрики своих новорожденных детей. Причем, происходило это не только в России, но и в Австро-Венгерской империи .
В «Ключе таинств» двуглавый орел приобретает характер не просто символа, образа и даже печати, а некоего живого пространства темной сакральности. Автор утверждает, что «в двуглавнем орлии образуется власть и могущество царей российских» . Именно под двуглавым орлом власти совершают гонение на «последний род», которым мыслили себя радикальные старообрядцы. То есть известные преследования старообрядцев в период правления Николая I автор видит в эсхатологическом свете. На верующих из «последнего рода» власти «глаголют всяку лжу», их «лишают домов», «ссылают в дальние страны», их «молитвенные домы уничтожают», «монастыри разоряют», «производят убийства» . «По гласу того Николая» свершились пророчества Священного Писания «над обширною Россиею», «вся изничтожишася и верные люди не имут, где от власти укрытися» и где «отправлять» «службу Божию».
За все это зло, совершенное властью, автор рукописи предрекает скорое разрушение «российского царства».
Обращает на себя внимание тот факт, что перед нами рукопись именно поповцев, а не, скажем, странников-бегунов. Последние, как известно, не принимали документы и наличные деньги. Бегуны, скопцы и прочие радикальные сектанты изготавливали для себя особые паспорта, где писалось, что документы выданы «Господом нашим Иисусом Христом во граде Небесном Иерусалиме».
Однако, как видим, и часть поповцев видела в документах, исходящих от власти, и в самой окружающей реальности прямое проявление антихристова начала. Именно в рамках такого радикального дискурса в старообрядческом поповстве после 1862 года будет развиваться движение против так называемого «Окружного послания», пытавшегося примирить поповство с российской государственностью.
2. Виталий (Уткин И. Н.), игум. Бегство от Вавилона vs общая исповедь как Страшный суд (эсхатологические воззрения русского радикального старообрядчества и последователей святого праведного Иоанна Кронштадтского) // Тетради по консерватизму. — 2020. — № 1. — С. 508–522
3. Виталий (Уткин И. Н.), игум. Образ власти в старообрядческом поповстве // Тетради по консерватизму. — 2020. — № 1. — С. 376–393.
4. Виталий (Уткин И.Н.), игум. Политико-теологические идеи русского религиозного радикализма XVII – XX веков. Доклад на IV Съезде Общероссийской общественной организации Российское общество политологов «Конституционные процессы и устойчивость политических систем: от теорий к национальным моделям». МГУ им. М.В. Ломоносова, дистанционный формат, Россия, 22-23 декабря 2020.