15 августа секретарь Архиерейского совета Ивановской митрополии, руководитель Миссионерского отдела игумен Виталий (Уткин) принял участие в круглом столе «Технологии в инфосфере: аспекты глобального противостояния и безопасность на внутреннем контуре», организованном дирекцией аналитический радиопрограмм «Звезда-Аналитика» и Российским православным университетом святого апостола Иоанна Богослова в рамках форума «Армия-2023». Участниками круглого стола стали представители экспертного сообщества в области информационной борьбы и безопасности, представители академического сообщества, органов законодательной власти – Государственной Думы, Совета Федерации и других ведомств. Модератором круглого стола была Анна Борисовна Шафран.
Тема выступления игумена Виталия – «Концепт «Великая Отечественная война» в церковной печати периода двух мировых войн и значение опыта его изучения для осмысления СВО». Предлагаем запись круглого стола (выступление игумена Виталия с 1:27:00), отдельный фрагмент этой записи – само выступление игумена Виталия, а также подготовленный им текст).
Игумен Виталий (Уткин Игорь Николаевич)
Секретарь Архиерейского совета Ивановской митрополии, руководитель Миссионерского отдела Иваново-Вознесенской епархии
Иваново-Вознесенская Епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата
Концепт «Великая Отечественная война» в церковной печати периода двух мировых войн и значение опыта его изучения для осмысления СВО
Концепт «Великая Отечественная война» (не просто «Великая война» и не «Вторая Отечественная война», а именно «Великая Отечественная») возникнув в церковной печати уже осенью 1914 года, окончательно складывается к концу 1915 года в работе известного дореволюционного историка, обер-секретаря Святейшего Правительствующего синода Стефана Григорьевича Рункевича «Великая Отечественная война и церковная жизнь. Исторические очерки».
Такая формулировка стала возможна благодаря комплексному осмыслению войны в церковной печати 1914-1916 гг.. Речь идет о семи десятках регулярных периодических изданий, от синодальных до епархиальных.
В 1914-1916 годах в церковной периодике война воспринималась в качестве Великой Отечественной (вне зависимости от прямого употребления/неупотребления этого термина) по следующим причинам:
- Она ведется против абсолютного врага, эсхатологического зла, воплощение которого видели в германском милитаризме.
- Итогом войны должно стать коренное изменение положения православной России в мире. Предстоит не только геополитическое торжество России, но и торжество Православия.
- По итогам войны Россия должна коренным образом измениться и обновиться внутри. Например, один из инструментов такого обновления – «отрезвление», не просто введение ограничений на продажу спиртного, но радикальное изменение образа жизни граждан.
Однако, у церковного осмысления войны в 1914-1916 годах имелся ярко выраженный негативный момент – от образа абсолютного внешнего врага периодика, включая епархиальную, очень быстро перешла к поискам врага внутреннего.
Начав с компании борьбы с немецким засильем и выступления против русских подданных германского происхождения («нам не нужны фоны и бароны») церковная печать, даже в большей степени чем светская, стала видеть врага в тех представителях деловых кругов, кто старался сохранить прибыли в условиях существующей в России капиталистической системы. В конечном счете в такие враги церковная печать зачисляла даже крестьянок-молочниц, желающих получить в городе достойную цену за свое молоко.
К 1917 году церковная печать, фактически, утверждала необходимость избавиться от «темных сил», тяготеющих над Россией.
Представление об этих «темных силах» развивалось задолго до войны, когда это понятие использовалось для дискредитации святого праведного Иоанна Кронштадтского и его окружения. Но в ходе Первой мировой войны церковная периодика присоединилась к намекам светской печати на, якобы, предательство, исходящее с самых вершин власти.
Соответственно, Февральская революция была воспринята в церковной периодике в качестве патриотического акта и «Красной пасхи». То есть нагнетание образа внутреннего врага, в том числе в печати, стало одним из ключевых факторов разрушения исторической России.
Можно констатировать, что использованный советской властью уже в 1941 году концепт «Великая Отечественная война» имеет церковное происхождение.
В возобновившем в 1943 году свою деятельность «Журнале Московской патриархии» в рамках этого концепта активно осмысливались происходящие военные события. Однако, главным отличием деятельности журнала от церковной периодики периода Первой мировой войны был отказ от поиска внутреннего врага.
На первой место выходит развитие образа абсолютного внешнего врага. Война воспринималась как ведущаяся с мировым злом, воплощенном в германском нацизме. Четко формулируется духовное всемирно-историческое значение победы над таким злом.
Особо обращает на себя внимание тот факт, что ни в 1914-1916 годах, ни в 1941-1945 годах для церковных авторов образ внешнего тотального врага никак не смягчался нахождением в его рядах православных христиан. Церковь не призывала к миру любой ценой. Факт наличия по ту сторону фронта единоверцев для нее не затмевал самой сути ведущейся духовно-военно-политической брани.
Значимым патриотическим актом стал всецерковный сбор средств на танковую колонную «Дмитрий Донской», проходивший с декабря 1942 по февраль 1944 года. Он получил достойное освещение в «Журнале Московской патриархии», проповедях духовенства. Всего было построено 40 танков, из которых 19 – новейших Т-34/85 и 21 огнеметный ОТ-34.
Вклад Церкви в абсолютных цифрах был очень небольшим — 0,033% от произведенных и полученных в годы войны танков. В годы Великой Отечественной войны в СССР было произведено 110 тысяч танков. Еще 11 тысяч были получены по ленд-лизу. Итого – 121 тысяча танков.
Однако, принципиальное значение имел именно общецерковный характер такого сбора, вовлечение всех существующих приходов, четкую формулировку кто враг и где он. Как подчеркивал будущий патриарх Сергий (Страгородский): «Мы не ищем для себя выгод по ту сторону фронта».
Обращает на себя внимание и прямой сбор на страшное оружие ближнего боя, огнеметные танки, призванные заживо сжигать живую силу противника. Если Т-34/85 применительно к сегодняшней ситуации может быть психологическим аналогом Т-90, то ОТ-34 – прообраз «Солнцепека».
Нынешняя, Четвертая Отечественная война, как бы мы её сейчас по политическим соображениям не называли, не менее важна, чем Третья, Великая Отечественная 1941-1945 годов. Но более значима для России, чем Первая Отечественная 1812 года, и Вторая (Великая) Отечественная 1914-1917 годов. Почему? Потому, что ни в первой, ни во второй войне не решался вопрос о самом существовании нашего Отечества. А вот в 1941-1945 и ныне — решается. Быть или не быть России.
Вновь ведется война с мировым злом, которое еще в большей степени проявило свою абсолютность. И, как показывает опыт осмысление церковной печати двух предыдущих Великих Отечественных войны, здесь очень важно четкое определение целей борьбы. Его мы видим у нашего духовного Вождя и Предстоятеля, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который сформулировал сейчас целостную идеологию такого противостояния.
По опыту церковной периодики периода 1914-1916 годов важно понимать, сколь опасным является нагнетание в ходе войны образа внутреннего врага, что, к сожалению, мы видим сейчас у части медийно-активных церковных людей.
Считаю, что необходим общецерковный сбор впрямую на современные вооружения по образцу сбора на танковую колонну «Дмитрий Донской», чтобы окончательно показать – Русская Православная Церковь с Русской армией, она не стремится никому угодить по ту сторону фронта и призывает к военной победе.