В №11 журнала «Ивановский бизнесъ» опубликована статья руководителя Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Иваново-Вознесенской епархии игумена Виталия (Уткина) «Афонские святыни в Успенском соборе».
Предлагаем ее нашим читателям.
В 2016 году будет торжественно отмечаться 1000-летие присутствия русских монахов на Святой Горе Афон.
Иваново-Вознесенская земля тесно связана с афонскими обителями.
Многие историки считают, что выходец с Афона святитель Киприан, митрополит Московский (1330 – 1406 г.г.) основал на территории современного Южского района Ивановской области Святоезерский монастырь.
В этой обители на протяжении столетий существовал храм с очень редким наименованием в честь преподобного Афанасия Афонского, основателя Великой Лавры на Святой Горе. Ведь святитель Киприан был другом игумена этой Лавры Филофея Коккина, ставшего впоследствии Константинопольским Патриархом.
Патриарх Филофей Коккин (1300 – 1379 г.г.) принадлежал к исихастам, афонскому православному движению, особенно активно проявившему себя в середине XIV века.
Исихасты убеждены в том, что человек может видеть Нетварный Свет, тот же самый, который видели апостолы на горе Фавор во время Преображения Господня. Поэтому праздник Преображения весьма чтился исихастами. Во времена очень близкие к святителю Киприану в Плёсе возник Преображенский монастырь. Так афонская традиция вновь проявила себя на нынешней Иваново-Вознесенской земле. Сейчас на месте этой обители находится плесский храм в честь Преображения Господня.
В 60-е годы XIX века в Русском Андреевском скиту, весьма многолюдной обители на Святой Горе Афон, принял постриг Василий Силин, крестьянин села Сербилово (современный Гаврилово-Посадский район). В 1888 году за ним последовал его сын Иван, который был пострижен в Андреевском скиту с именем Иероним. Спустя 20 лет братия избрала его игуменом, затем он был возведен в сан архимандрита. Отец Иероним скончался в 1920 году, прожив на Святой Горе 32 года. Главной святыней Введенского храма села Сербилово и поныне является Иверская икона Матери Божией, присланная с Афона отцом Иеронимом.
Сербилово не случайно стала родиной двух афонских монахов. На протяжении многих столетий в селе действовал Спасо-Кукоцкий мужской монастырь. В середине XVIII века в него была переведена братия из Покровского монастыря села Иваново (ныне на его месте дворец искусств на площади Пушкина). Столетиями формировались в Сербилово традиции духовной жизни, которые и возрастили впоследствии будущего архимандрита Андреевского скита.
Два последних дореволюционных настоятеля Успенского храма г.Иваново-Вознесенска священник Иоанн Сперанский и протоиерей Иоанн Орлов были связаны с селом Васильевское Шуйского уезда. Отец Иоанн Орлов, прослуживший в Успенском храме 32 года, был уроженцем этого села. Другой уроженец Васильевского иеросхимонах Нил (Прихудалов) получил известность в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне благодаря явлению ему Матери Божией. Она повелела передать в эту обитель написанную им Ее Иерусалимскую икону. Это явление было воспринято афонскими монахами как особое благословение Царицы Небесной. Икона, присланная иеросхимонахом Нилом, до сих пор пребывает над царскими вратами в иконостасе Покровского храма Русского Пантелеимонова монастыря.
В свою очередь многие приходы и монастыри в России стремились в качестве благословения Святой Горы получить иконы, написанные в мастерских Русского Пантелеимонова монастыря. Всем миром собирались деньги для того, чтобы заказать их на Афоне. Затем икона доставлялась по морю в Одессу, а оттуда по железной дороге до места назначения. Встречали афонскую святыню всегда очень торжественно, с многолюдным крестным ходом.
Две подобные иконы находятся ныне в Успенском кафедральном соборе города Иваново. На их обратной стороне имеется надпись: «Икона сия писана и освящена на святой Горе Афонской в Русском святаго Великомученика и Целителя Пантелеимона монастыре, от коего и послана в благословение Христолюбивым жителям в благодатную помощь, покров и заступление всем с верою и любовию прибегающим к Всеблагой Владычице мира и умильно молящимся к Ней пред Пречистым Ея образом».
Первая из них, икона Матери Божией «Скоропослушница», написана в 1908 году. Она является списком (копией) с чудотворной иконы, находящейся в афонском монастыре Дохиар и являющейся одним из символов Святой Горы Афон.
Чудо с этой иконой произошло в 1664 году. Она была изображена на стене перед входом в монастырскую трапезную. Каждый день в темноте монах Нил, трудившийся в трапезной, проходил мимо этой иконы с зажженной лучиной в руках. Однажды он услышал голос: «Впредь не приходи сюда с лучиной и не копти Моего образа». Нил не обратил внимания на эти слова, решив, что кто-то из братии подшучивает над ним, и на другой день вновь пришел в трапезную с горящей лучиной. И тогда он опять услышал голос: «Монах, недостойный этого имени, долго ли тебе бесстыдно коптить мой образ?». После этого Нил ослеп. Он понял, что голос принадлежал Царице Небесной, которая всеми афонскими монахами почитается в качестве Игумении Святой Горы.
Утром братия нашла ослепшего Нила распростертым на полу и молящимся перед иконой, которую он раньше коптил. Его молитва продолжалась до тех пор, пока от иконы не раздался вновь голос: «Нил, твоя молитва услышана. Прощаю тебя и вновь даю зрение твоим очам. Возвести братии обители, что Я — их покров и защита монастыря. Пусть они и все православные прибегают ко Мне в нуждах, и никого Я не оставлю».
После этих слов Нил прозрел, и весть об его исцелении моментально разошлась по Афону. В Дохиарском монастыре у иконы устроили специальную часовню.
В Петербурге особо почитается икона «Невская Скоропослушница», находящаяся ныне в Александро-Невской Лавре. Эта икона была принесена в Россию в 1878 году с Афона двумя монахами Русского Пантелеимонова монастыря. Первоначально она размещалась в Николо-Александровской часовне. В результате пожара часовня сгорела, однако икона осталась невредимой.
Такое чудесное событие вызвало большой приток паломников. Была построена новая каменная часовня, в 1905 году ставшая Николо-Барградским храмом. Здесь возносились особые молитвы «о всех верных слугах Царя и Отечества крамолою убиенных».
Создание храма было особо поддержано святой великой княгиней Елисаветой Феодоровной. Причиной этого стало следующее. Вскоре после ее свадьбы с великим князем Сергеем Александровичем она вместе с мужем совершила паломничество на Святую Землю. Здесь ей подарили икону «Скоропослушница». Молясь перед этим образом она, бывшая гессен-дармштадтская принцесса, приняла окончательное решение о переходе в Православие.
Особо почиталась «Скоропослушница» царственными страстотерпцами. Святая царица Александра Феодоровна, родная сестра Елисаветы Феодоровны, писала Государю 29 октября 1916 года: «Мы отправились к Скоропослушнице и поставили свечки — ты носи тот образок, который я тебе когда-то привезла оттуда». А 15 декабря 1917 года, находясь вместе с супругом и детьми под арестом в Тобольске, Государыня писала Анне Вырубовой: «Помолись за нас, за нашу дорогую, любимую Родину, когда будешь у Скоропослушницы. Люблю Ее чудный Лик!»
Вторая афонская святыня Успенского кафедрального собора – это икона святого великомученика и целителя Пантелеимона, написанная в Русском Пантелеимоновом монастыре в 1901 году.
Святой великомученик Пантелеимон пострадал за веру Христову в самом начале IV века. Он родился в Малой Азии, в Никомидии. Его мать была христианкой, а отец язычником. Отец отдал его на обучение в школу к известному в тех краях врачу Евфросину, практиковавшему при дворе императора. Вскоре юноша сравнялся во врачебном искусстве со своим учителем. Он был крещен пресвитером Ермолаем. Пантелеимон стал совершать именем Христовым чудеса и исцеления. При этом не только не брал денег, но и потратил всё доставшееся ему наследство на помощь бедным и больным. Именно поэтому в молитвах он часто именуется бессребреником. По доносу других врачей города, завидовавших его дару, святой Пантелеимон был обвинен императором, подвергся страшным мучениям, но не отрекся от веры. Он был казнен через отсечение главы.
Глава великомученика и целителя Пантелеимона является главной святыней Русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон. В России почитание этого святого известно уже с XI века. Святому великомученику Пантелеимону особо молятся о болящих.
В день памяти великомученика Пантелеимона русский флот одержал две морских победы над шведами — в 1714 году при Гангаузе и в 1720 году при Гренгаме. Поэтому в России этой святой почитается не только как всемилостивый целитель, но и как покровитель воинов.