Тысячи православных людей земли Российской просияли в сонме святых. Их жизнь — бесценный кладезь чистоты и учительской мудрости, питаемый и безмерным доверием Господу, и опытом святых отцов, собственною жертвенно-неугасимою верою. Один из таких людей — преподобный Назарий Валаамский (Николай Кондратьев) (1735-1809), уроженец села Аносова Темниковского уезда Воронежской (с 1796 г. — Тамбовской ) губернии.
Село Аносово ведет свою историю от дворян Аносовых, на чьих землях оно возникло в начале XVII столетия. Уже после рождения будущего игумена Назария село, стоящее на берегу реки Ермишь становится центром Ермишинской волости и переименовывается в Ермишь. Так этот населенный пункт, районный центр Рязанской области, называется и поныне. Уже после того, как будущий игумен Назарий покинул родное село, в 1755 году здесь строится чугуноплавильный завод, и Ермишь превращается в достаточно большой населенный пункт. В советские годы в этом поселке городского типа был даже аэропорт.
Храм в честь Архистратига Божия Михаила, причетником которого был отец будущего игумена Назария Кодрат, значится в окладной книге 1628 года. При нем существовало шесть дворов священнослужителей. В 1812 — 1845 годах на его месте был построен новый каменный храм, взорванный в 1971 году. В 1991 году здесь строится новый деревянный храм в честь Архистратига Божия Михаила. На месте старого храма построена часовня.
В 1752 году, Николай, имея от роду 14 лет, пришел в Саровскую пустынь, при пятом строителе иеромонахе Исаакии. Здесь он пробыл три года. Его старцем был иеросхимонах Варлаам, пребывавший на покое. Ранее он был строителем Костромского Песочного монастыря.
Присмотревшись к юному послушнику. Стремившемуся к молитвенному уединению и постижению монашеского образа жизни, игумен Варлаам посоветовал Николаю отправиться к известному своими монашескими подвигами архимандриту Астраханского Спасо-Преображеснкого монастыря Мефодию (1700-1776). Там, в Астрахани, Николай состоялся и как монах, и как будущий руководитель. Не без его прямого посредничества установились тесные контакты Саровской пустыни с астраханскими монастырями.
Итак, через три года саровской жизни, получив на то благословение настоятеля Исаакия II, послушник Николай Кондратьев отправляется в соседнюю с Воронежским краем Астраханскую епархию. Народная молва о подвижнике Мефодии влечет и направляет его. Там он надеется пройти истинную школу монашества.
Вторая обитель города — Спасо-Преображенский мужской монастырь, основанный в 1569 году после чудесного избавления Астрахани от нашествия войск турецкого султана. Тогда значительно превосходившая силы астраханского гарнизона объединенная армия турок и крымских татар, осадившая город, неожиданно и поспешно покинула свой лагерь и обратилась в бегство. Горожанами это было расценено как явление помощи Божией.
Богата была тогдашняя Астрахань древними церквами и монастырями. Дивная нижневолжская земля не могла не поразить юного послушника. Величественным предстал пред ним Астраханский кремль с Успенским кафедральным собором, построенным известным зодчим Дорофеем Мякишевым. Не только на неискушенного послушника Николая, но и на самого Императора Петра I, посетившего Астрахань в 1722 году, произвел он столь сильное впечатление, что восторженный отзыв самодержца долетел до нас сквозь века: «Во всем моем государстве нет такого лепотного храма!»
Неслучайно позже этот высокий, украшенный богатым декором пятиглавый собор будет взят за образец при возведении в Сарове церкви Успения Пресвятой Богородицы шестым строителем Саровской пустыни Ефремом (1694-1778).
Архимандрит Мефодий, к которому пришел молодой саровский послушник, приобрел широкую известность среди православных людей за свою подвижническую, нестяжательную, нищелюбивую жизнь. Мелетий (так его звали в миру) родился в семье священника о. Петра Суздальской епархии Холуйской слободы и с юных лет, живя в монастырях как послушник, привык к молитвенно-аскетической жизни. Как-то он вспоминал в письме к настоятелю Саровской пустыни о. Ефрему: «Мы сами из детства, пустыннаго же воспитания». В монашество он был пострижен с именем Мефодий еще в 18-летнем возрасте в Борисоглебской пустыни близ Суздаля, где и началась его иноческая жизнь.
Позже, в 1731 году, уже из Флорищевой пустыни, где он тогда подвизался, Мефодий был направлен епископом Суздальским Иоакимом на служение в Астраханскую епархию. Туда он прибыл вместе со своим родственником — епископом Астраханским Иларионом, только что возведенным в сан. 1 августа 1731 года отец Мефодий был возведен в сан архимандрита и определен на служе-ние в Астраханский Спасо-Преображенский монастырь. Именно в эту обитель в 1755 году и прибыл Николай Кондратьев, вскоре ставший келейником архимандрита Мефодия.
Так же, как и его новый наставник, Николай не пропускал ни одной службы, ни одного келейного правила; копал с другими монахами грядки, растил виноград; кормил бедных, присутствовал при отпевании нищих, ухаживал за сирыми, убогими и больными.
Отец Мефодий был пастырем во всех отношениях замечательным. Астраханцы так полюбили своего доброго и смиренного архимандрита, что по смерти епископа Илариона (|1755) обратились к Императрице Елизавете Петровне с просьбой произвести его во епископа Астраханского. И 10 мая 1758 г. архимандрит Мефодий был возведен в городе Казани в сан епископа. Уже 12 августа он прибыл в Астрахань. Летописец, не скрывая благоговейных чувств, писал: «Не столько радовался древний Израиль о избавлении своем из Египта, перешед Чермное море, сколько духовенство и граждане Астраханские, увидя прибывшаго к ним давно желаемаго ими пастыря. Поистине пастырь сей был добрый: он был примером вся¬кой добродетели, был правды ревнитель, кротости и смирения образец, трудолюбия и воздержания рачитель, обидимых защитник, питатель сирых и отец».
Добродетельная жизнь владыки Мефодия восхищала и простолюдинов, и щедрых благотворителей, и Августейших особ. Императрица Елизавета Петровна пожаловала ему ценную панагию, а Императрица Екатерина II не раз жертвовала разные золотые и серебряные вещи на украшение храмов.
За всем этим владыка не забывал и о своем саровском подопечном. В 1760 году, 22 сентября, в Астрахани, в приписанном к архиерейскому дому Покровском монастыре, в присутствии Преосвященнейшего епископа Мефодия послушник Николай был пострижен в монашество крестовым Его Преосвященства иеромонахом Никифором с именем Назарий (др. евр. — «посвященный Богу»).
Это имя он получил в честь святого мученика Назария (память — 14 октября), пострадавшего вместе с христианами Гервасием, Протасием и Келсием в царствование императора Нерона (54-68)
В том же году, 22 октября, о. Назарий был рукоположен владыкой в сан иеродиакона. Воспитанник и келейник Преосвященного Мефодия, о. Назарий продолжает поддерживать связь и со своим духовником из Сарова — игуменом Варлаамом, обмениваясь с ним письмами. В одном из них иеросхимонах Варлаам в ответ на желание своего духовного сына вернуться в Саровскую пустынь пишет:
«Честный отец иеродиакон Назарий спасися о Господе… .Доброе бо твое намерение что из грацких обителей желаеши в пустынной монастырь токмо нечево тебе сказывать. Пустынной монастырь требует большаго терпения. Но нечево тебе писать о нашей пустыни сам ты у нас жил годы с три как еще лет пятнаццети был а ныне ты уже муж совершен и более можеши уразумети и разсуди ти что к лучшей пользе душевной то и твори».
И наставляет: «Восприми душевную пользу от своего добраго пастыря и учителя преосвященнейшаго Мефодия Епископа что в таковом высоком сане а таковое к Богу всеусердное и смиренное житие проходит. И ты брате не отлагай доброе и богоугодное свое намерение на много время милостивой отеческой себе отпуске получа, от своего преосвященнаго. Неизвесть бы мы утрешняго дне доживем или не доживем и пока мы живы, поживем друголюбно, якоже пророк глаголет: коль добро и коль красно еже житии братий вкупе. (….)и сие прекратя остаюсь благословения твоего прошу и всенижайший поклон отдаю Саровский пустыни, иеромонах Варлаам. 1764 году марта в 16 день».
Одновременно ведется оживленная переписка между епископом Мефодием и строителем Ефремом, живо интересующимся судьбою недавнего саровского послушника. В одном из писем в Саров, датированном 28 нояб¬ря 1763 года, владыка пишет отцу Ефрему: «… что же изволите по любви своей просить нас об отпуске [и] еродиакона моего Назария; истинно и охотою отпущу, токмо испросите у своего пастыря Пахомия, епископа Тамбовскаго…».11 В письме от 26 мая 1764 года подытоживает: «Иеродиакона Назария к вам во Святую обитель уволили и з данным ему от духовной моей консистории пашпортом отпустили, да с ним же послал вам на всю братию рыбы сто сазанов, пять осетров, десять севрюг».
8 сентября 1764 иеродиакон Назарий переходит по увольнению из астраханской епархии, по указу епископа Павла Владимирского, в Саровскую пустынь. В это время Саровской пустынью управлял шестой строитель, иеромонах Ефрем.
19 ноября 1765 года, епископ Мефодий писал ему: «Честный иеродиакон Назарий в Богом спасаемой пустыни спасися и о нас помолися. Письмо ваше получил, прочетьши усмотрил, что по желанию вашему в общежительной пустыни жить в ней получил. Спасая спасися и о нас помолися. Аще Бог восхощет живы будем, то и мы к вам будем. От келейника моего Мирона верно известился о равноангельном житии вашей пустыни, всегда из мысли моей не выходит, и дух мой да пребудет с вами. Просто в надежде пишу, иеродиакон Назарий, за отлучением моим, от посещения во епархии. Ныне винограднаго вина на служение, […] весною пришлю. Да отпиши ко мне, чем бы услужить вашей обители от рыбы, от икры. Угодно ли им будет ежели, что в угоду хотя бы человека какова прислали и своим коштом [… ]отправлю. Ты яко сын наш того ради к тебе и пишу о всем, ко мне отпиши чтобы и […], но сугубо отправлю. За сим смиренное наше постырское благословение посылаю и молитв прошу. Мефодий епископ Астраханский. 1765 году ноября 19 дня»
Но на этом связь между Саровской обителью и Астраханской епархией не обрывается. Преосвященный Мефодии продолжает переписку с отцом Ефремом, не забывая радовать весточками и своего бывшего келейника, коего считал он своим воспитанником.
Через год после отъезда о. Назария в Саров владыка посылает туда же своего келейного послушника Мирона, поручив ему изучить устав и чин Саровского монастыря! А по возвращении своих доверенных лиц он был так обрадован привезенному ими списку устава, что во вновь устроенных им в Астрахани пустынных монастырях: Воскресенском, Покровском и Николаевском — завел устав Саровской пустыни.
Благодаря широкой известности, которую приобрела Саровская пустынь в глазах астраханцев (конечно же, не без помощи Преосвященного владыки Мефодия и посредничества иеродиакона Назария), у нее появилось несколько крупных благотворителей.
Обремененный преклонными летами и многосложными трудами, епископ Мефодий возымел решительное намерение оставить Астраханскую кафедру и поселиться в Саровской пустыни, чтобы остаток дней своих посвятить исключительно на служение Богу, но Господь судил ему иначе окончить жизнь. В 1776 году, объезжая свою епархию, епископ Мефодий остановился в Червленской станице, недалеко от города Кизляра. Желая полечиться тамошними теплыми водами, он приказал поставить над горячим ключом войлочную кибитку на подмостках. Но только лишь вошел он в кибитку, оступился и упал в кипящий колодезь, откуда служители вытащили его едва живого. На другой день, 29 мая, он исповедался, приобщился и, по окончании таинства Елеосвящения, скончался, завещав похоронить себя в Астрахани.
Весть о неожиданной кончине любимого архипастыря поразила жителей города Астрахани глубокою скорбью, которая особенно выразилась тогда, когда смертные останки его привезли в Астрахань. Почти все жители города, с горьким плачем, вышли встречать своего покойного архипастыря. Тут были даже татары и язычники, которые вопили: «кто нас будет теперь питать и одевать? Кто за нас заступится?» Он погребен в нижнем храме Успенского собора. От останков святителя при погребении были исцеления. В 1801 году гроб его был освидетельствован при епископе Платоне, причем тело и все облачение найдены нетленными.
В 1773 году отец Назарий нес послушание, исполняя чреду священнослужения, в церкви нес клиросное послушание и шил для братии камилавки. В 1776 году отец Назарий был посвящен во иеромонаха епископом Владимирским Иеронимом. По ведомости значилось, что он исправляет священнослужение, а по немощи временно исполняет послушание в вязании четок для братии, а к другим трудам он за немощью был не способен.
Строгое исполнение иноческого устава было всегдашней заботой отца Назария. Вся жизнь его была подвигом. Душа его так была проникнута мыслью и Божественных предметах, чтобы единственным предметом его бесед было слово о пользе души. О делах мирских он не знал и слов, как говорить о них. Но если отверзал свои уста, чтобы говорить о подвигах против страстей, о любви к добродетели, то его беседа была неиссякаемым источником сладости. И как сам он, так и слушающие, забывали часы и время в усладительной беседе. Слова его были правы, прямы и резки. Без Слова Божия как основания не любил он и начинать разговоров, — так учил и других, чтобы душеспасительные советы основывать не на своем разуме, но на слове Божием. Строгий и как бы недоступный по виду, он своими словами привлекал сердца всех к любви и послушанию к нему. Смиренный сам, он и всех, которые просили у него наставления, прежде всего, учил смирению. Жизнь проводил неизменяемо постническую и нестяжательную; едва только не рубище употреблял для одежды своей.
В 1780 году 5 декабря «о.Назарий с товарищи в Москву отправился», — как писал преосвященный епископ Владимирский Иероним. Видимо именно в это время они посетили Соловецкую обитель. Увидев запустение Анзерского скита, о.Назарий обратился в Святейший Правительствующий Синод, с покорнейшим доношением, в котором он описывал условия жизни Анзерского скита, Соловецкого монастыря и о его запустении.
В начале 1781 года в письме к строителю Саровской пустыни иеромонаху Пахомию митрополит Санкт-Петербуржский Гавриил просил о высылке иеромонаха Назария для восстановления Валаамского монастыря и для заведения в оном устава Саровского. Отец Пахомий как видно на это не совсем охотно соглашался, между прочим выставлял на вид и малообразованность братии. Равно и о.Назария представлял как человека малоумного и неопытного в духовной жизни. Преосвященный Гавриил проник в тайну смирения Назариева: «У меня много своих умников — отвечал им, — пришлите мне вашего глупца». Таким образом о. Пахомию невольно пришлось отпустить смиренного подвижника, избранного Промыслом Божиим через Архипастыря в оружие к восстановлению древнего Валаама.
В 1781 году указом Святейшего Синода о.Назарий был потребован в Санкт-Петербург, где по убеждению митрополита Гавриила определен в строители в Валаамский монастырь для устройства в нем общежития и порядка по уставу Саровской пустыни.
Через год преосвященный Гавриил писал к владыке Виктору Владимирскому: «Благодарю за увольнение отца Назария; он в Валаамском монастыре устроит порядок пустынный».
В грамоте, данной о.Назарию по случаю назначения настоятелем, митрополит Гавриил объясняет, «что остров Валаам, по пустынному положению своему и святости жизни первых своих тружеников, самим Промыслом Божиим определенный к пребыванию на нем иноков, требует восстановления селений праведных на непреложных правилах, существующих в Саровской пустыни, и тем самым принесения жертвы Спасителю. Призывая для сего честного отца иеромонаха Назария, известного подвигами своими и усердием для утверждения монашествующих в спасительной жизни, мы преклоняем колени и сердца наши пред Господом, да даст им, по богатству благости и Славы Своей, укрепиться Духом Его Святым и да сохранит в сердцах любовь и мир Божий о Христе Иисусе».
5 марта 1786 года, по повелению Государыни Императрицы Екатерины II, Валаамский монастырь был включен в число штатных монастырей 3-го класса с настоятельством игуменским.
Но главная миссия о. Назария состояла во внутреннем устроении обители. Митрополит Гавриил вызвал о. Назария для того, чтобы он ввел на Валааме общежительный порядок по образу Саровской пустыни, и отец Назарий действительно исполнил это назначение. Общежительные порядки Саровский старец ввел в Валаамском монастыре сразу же по своем назначении.
Благодаря непоколебимому основанию, заложенному отцом Назарием, Валаамская обитель достигла своего расцвета в середине XIX столетия. Святитель Игнатий Брянчанинов так писал об обители в 1846 году: «По устройству своему, в монашеском отношении, Валаамский монастырь — верный снимок с монастырей первенствующей Церкви христианской. Он имеет монашествующих всех видов Восточной, Православной Церкви; имеет и общежитие, и скит, и пустынников, и отшельников». А в начале XX века в нем уже насчитывалось более тысячи насельников. За два столетия со времени настоятельства отца Назария обитель воспитала множество подвижников, обязанных своим духовным процветанием великому старцу, который и поныне не оставляет своей обители молитвенным предстательством, ходатайствует у Престола Божия о нынешнем ее братстве.
Отец Назарий возымел великую ревность к изданию избранных творений святых отцов. Его сподвижник архимандрит Феофан с которым они познакомились еще в Санаксарской монастыре, приблизительно около1774 года, много рассказывал ему о великом старце Паисии и о его переводах святых отцов. Впоследствии к ним присоединился и иеромонах Филарет, воспитанник Саровской пустыни. После перевода игумена Назария и отца Феофана в Санкт-Петербургскую епархию в 1781 году, они познакомили со своими планами митрополита Гавриила, который принял самое горячее участие в этом деле.
Для того чтобы получить переводы святых отцов они написали письмо к старцу Паисию, через архимандрита Феодосия, в 1780-1782 годах.
Когда был предпринят перевод с греческого великой подвижнической книги «Добротолюбие», митрополит Гавриил предписал ученым переводчикам советоваться во всем с духовными старцами и прежде всего указал на о. Назария. «Они из опыта лучше вас понимают духовные истины», — сказал митрополит.
В январе 1804 г. о. Назарий подал прошение: «Не безизвестно Вашему Высокопреосвященству, что я поднесь находился жительством в Валаамском монастыре, а ныне воной более жить не желаю. А имею намерение перейти к жительству Тамбовской епархии в Саровской монастырь, того ради Ваше Высокопреосвященство покорнейше прошу меня уволить».
25 января 1804 г. игумен Назарий был уволен из Валаамского монастыря.
По распутице игумен Назарий доехал до Тихвина откуда отправился водным путем. Его провожала иеромонах Илларион и монах Симон.
12 мая 1805 г. игумен Назарий был в Николаевской Черноморской пустыни. Оставляя Валаамский монастырь, о. Назарий пожелал посетить некоторые пустынные обители; а между тем, некоторые знакомые хвалили места способные и удобные к житию монашескому, около станиц Черноморских казаков. Вернувшись в Саров, где полагал начало монашеству, о. Назарий устроил себе пустынную келлию в лесу, при речке Саровке. Когда хватало сил. он в ночное время ходил по лесу, совершая на память молитвословие 12 псалмов, и к рассвету возвращался в келлию. Не раз встречался он с медведями, которые не трогали его, и он их не боялся.
Многие отшельники поверяли ему свои помыслы. В Тамбовском и Нижегородском краю образовалось под его руководством много женских общежитий.
Таким образом игумен Назарий, явился руководителем иноческой жизни для сестер Кадомской богадельни. Матушка Екатерина Варфоломеевна всегда пользовалась его особым уважением, так что он, по ее просьбе, приезжал иногда в Кадомскую обитель, для наставления сестер в иноческой жизни. Но большей частью эти наставления передавались от него сестрам через их первоначальницу, которая часто ездила к нему в Саров за наставлениями. Когда же было нельзя ей туда ехать, то она посылала к нему или к о. Иллариону — ученику его, кого-либо с письмами, и на письма эти получала ответы. Некоторые из писем этих старцев до сих пор целы и хранятся в монастырском архиве. За несколько недель до своей смерти о. Назарий благословил матушку Екатерину Варфоломеевну обращаться за советами к своему ученику о. Иллариону и заповедал слушаться его во всем. Иеромонах Илларион более всех потрудился в устройстве монашеского жития в Кадомской женской обители. Об этом старце вот что сказано в его жизнеописании: «Это был муж чистотою жизни известный многим лицам, которых назидал и утешал чудным своим сладкоголосым словом и примерною ко всем любовью. Дар слова его в беседе столь был утешительным, что всякий слышавший его, находил для себя душевную пользу. Вся жизнь его была посвящена подвигам добра, молитвам о спасении ближних, милосердному врачеванию болезней греховных, душеспасительным наставлениям и вообще строжайшему благочестию…» Он был из санкт-петербургских граждан: в монашество пострижен в Валаамском монастыре в 1797 году. Скончался в Саровской пустыни в 1841 году. В монастыре пребывал всего 50 лет, и в последнее время был общим духовником братии в Саровской пустыни. Некоторые из монахинь Кадомского женского монастыря, беседовавшие со старцем Илларионом, часто вспоминали о нем, называя его своим батюшкой. «Бывало, рассказывала одна старица-монахиня, как он, батюшка наш, приедет к нам в обитель (а он очень часто ездил к нам), то этот день делался для нас великими праздником. Все мы, бывало, соберемся к нему, примем благословение и дожидаемся благодатной беседы его: а он сначала всех спросит, как вы живете, а потом, когда мы чистосердечно расскажем ему, начнет, бывало, говорить и всегда он говорил так хорошо, что слушаешь не наслушаешься».
Пять лет пробыл о. Назарий в Саровской пустыне, и скончался 23 февраля 1809 году, семидесяти двух лет от рождения, в своей келии, на берегу речки Саровки по течению ее на правой стороне. 23 февраля 1809 года. Братия застала его в живых, но он уже не мог сказать ни слова. Скончался он в 6-ом часу по полудни. Тело его погребено у алтаря теплой церкви; близ его духовника иеросхимонаха Варлаама.
Над ним был поставлен памятник со следующей надписью:
«Назарий прахом здесь душею в небесах:
И будет незабвен в чувствительных сердцах,
В которых он вместил священны те таланты,
Пред коими ничто мирские адаманты.
Покойся Отче зде без скорби и рыданья,
Доколь наступит день комуждо воздаянья».
При Святейшем Патриархе Пимене имя игумена Назария было включено в Собор Тамбовских святых, а определением Священного Синода от 11 мая 2004 года включено в Собор Валаамских святых.
День памяти преподобного игумена Назария — 23 февраля/8 марта.
Иерей Иоанн Игнатов
Источник – сайт Касимовской епархии
Литература:
- Минин Н.А. Преподобный Назарий, игумен Валаамский. Жизнеописание Духовные наставления. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 2011.
- Минин Н.А, Минина Н.Ю. Святые и праведники земли Ермишинской. На родине преподобного Назария Валаамского. Сасово, 2010.
- Сайт Свято Милостиво-Богородицкого женского монастыря
- Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской епархии «Православие и современность»
- Интернет-версия журнала «Духовный собеседник» 3(27) • 2001 г.
- Евгений Поселянин. Русские подвижники XIX века
- Официальный сайт Валаамского монастыря
- Интернет — журнал «Русский инок»: декабрь 2007 г.
- Валаамский патерик
- Портал «Дивное Дивеево»
- Иеродиакон Онуфрий (Маханов)// «Игумен Назарий — отец русского монашества»// Интернет — Журнал «Путь Исихастов» №9 (172) Май, 2003