Преподобный Паисий Величковский. Послание жителям сел Васильевского и Палеха

Предлагаем вашему вниманию послание преподобного Паисия Величковского жителям сел Васильевское и Палеха. Перевод и комментарии  Андрея Власюка, главного редактора издательства «Наследие Православного Востока».

 

Преподобный Паисий Величковский.

Послание жителям села Васильевского и села Палехи[1].

 Истинным рабам Христа, истинного Бога нашего,

прилежным делателям Его божественных Евангельских душеспасительных заповедей, великим ревнителям и поборникам благочестия, христолюбивым жителям села Васильевского: причетнику церковному Александру Матфеевичу, Иоанну Петровичу, Матфею Яковлевичу, Андрею Ивановичу, вдове Евдокии, Иоанну Сергеевичу и другим братиям; жителю села Палехи Афанасию Никитичу и прочим боящимся Бога и любящим меня грешного, и всему о Христе обществу вашему, смиренно кланяясь, желаю здравия и благополучной, и долговременной жизни, и спасения душевного.

Ваше второе письмо, написанное мне 22–го августа прошедшего 1793 года, 20–го марта сего 1794 года с несказанной радостью получив через возлюбленного нашего брата монаха Феофилакта, я прославил Бога за вашу ревность непорочно хранить Православную Веру, апостольские предания и священные правила, которые содержит Единая Святая и Апостольская Церковь. Эта ревность ваша — по Богу и по разуму, и вы, побуждаемые ею, стяжали такую Божию любовь ко мне и веру, что, невзирая на моё невежество и необразованность, задали мне в письме некоторые вопросы, превосходящие силы мои и разум, разрешение которых не мне, невежде подобает,а соборному рассуждению Церкви, поскольку только архиереям, ради их архиерейства, даётся свыше от Святого Духа слово премудрости и разума, да будут они способны разрешить ответом любой вопрос.

Свои вопросы вы задали мне, недостойному, с уверениями, что без всякого сомнения, в полной уверенности примете мои ответы на них и решения. Весьма хвалю вас за это усердие и радуюсь ему, но рассудите сами — как смогу я ответить на ваши недоуменные вопросы, если даже и захотел бы, ведь, как уже говорил, я человек простой и невежда, да и книг необходимых для этого дела у нас здесь совсем немного. Но и самый учёнейший муж, разве сумел бы на всякий вопрос дать верный ответ по правому церковному разуму, не имея достаточного количества нужных для этого книг?

Потому я и сказал, что разрешение таких вопросов подобает соборному рассуждению Церкви. Ибо в Соборной Церкви есть в великом изобилии все  необходимые для решения всех вопросов книги, и каждому вопрошающему легко сподобиться получить достоверное и несомненное, засвидетельствованное Соборной Церковью разрешение своих недоумений, составленное некоторыми членами Церкви, благодатью Всесвятого Духа руководимыми и наставляемыми на правое и непогрешимое, всей Соборной Святой Церкви принадлежащее, разумение Божественного Писания в духе общего и между собой согласного учения богоносных Отцов наших — пастырей и учителей церковных.

Я же, последнийший, недоумеваю, какое из двух обуревающих меня желаний исполнить. Оставить ли вопросы ваши без ответа, как превосходящие мои силы, что я и сделал в ответ на ваше первое письмо ко мне, или по скудоумному моему разуму хоть как-то ответить вам? И, после того, как я не малое время пребывал в таком недоумении и размышлении, победила меня ваша любовь ко мне и твёрдая вера, и божественная ревность, и неописуемое горячее желание услышать от меня некие ответы на ваши вопросы. И разными умилительными словами, плача и воздыхая, просите вы и умоляете меня утешить вас духовным утешением и возвещаете мне, что не искушая вопрошаете вы меня, но желая спасения и святой пользы для своих душ. Ещё же и более прочего убедило меня ответить вам то, что умоляете вы меня об этом Именем Святой и Живоначальной Троицы.

Рассуждая обо всём этом, я, как сказал уже, был побеждён вашей любовью и, дерзая на это превышающее мои силы дело, молю всемогущего Христа Бога нашего, без Которого никто ничего делать не может[2], помочь мне Своей благодатью по молитвам Пресвятой Своей Богоматери и всех Святых начать это дело и совершить его по правому и непогрешимому разуму и мудрованию Соборной и Святой нашей Церкви.

 

Приступая к ответам на ваши вопросы, я задумал ответ на первый из них — о Крестном знамении, написать вам отдельно, после того, как отвечу на ваши прочие вопросы, чтобы он, как некое особое небольшое сочинение, переписывался отдельно от прочих ответов, как доказательство ревнителям и утверждение истинных сынов Святой Церкви, и как несомненное свидетельство того, что сложение первых трёх перстов правой руки для Крестного знамения — неписаное предание Святых Апостолов, которое всегда непоколебимо хранилось во всей Святой Соборной и Апостольской Церкви и будет Христовой благодатью сохраняться до самого конца этого века[3].

Прошу же любовь вашу простить меня, что, по вышеописанной причине, я не даю вам здесь ответа на ваш первый вопрос.

 

Второй вопрос[4]:

Можно ли христианину держать дома и читать запрещённые Церковью книги, святотатственно тайно печатаемые раскольниками и в народе ими распространяемые или никоим образом нельзя?

 

Ответ.

Церковь Божия заповедует книг еретиков не читать и с ними не беседовать. А в первой части книги «Православного исповедания» в ответ на девяносто первый вопрос: «Какова пятая церковная заповедь?» говорится следующее:

«Нельзя ни читать книг еретиков, ни слушать их вредоносное учение необученным разбираться во Святом Писании и других науках. Нельзя ни разговаривать с ними, ни сообщаться по пророку сладкопевцу, глаголющему: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста[5]. А в одном месте Писание повелевает: еретика человека по первом и втором наказании отрицайся[6]»[7].

Смотрите, христолюбцы, прилежно и внимайте, что Божья Церковь не всем заповедует не читать книг еретических и не беседовать с ними, но только одним необученным в Святом Писании и в науках, поскольку таковые весьма легко могут через чтение еретических книг, из-за обманчивого их учения и посредством неосторожного разговора с ними, впасть в богопротивное и развращённое мудрование, поскольку еретические учения кажутся невеждам истинными, являясь по своей сущности совершенно ложными.

Ведь как и сатана, будучи тьмой, преобразуется во ангела светла[8], так и еретические учения, будучи тьмой и непричастными света Божией истины, необученным во Святом Писании и науках кажутся имеющими некое подобие истины, в то время как они — тьма лжи и развращённого мудрования. И поэтому Святая Божия Церковь заповедует необученным в Святом Писании и в божественных заповедях не читать книг еретиков, не беседовать и не жить с ними, чтоб из-за неопытности своей не повредиться от их богоборного учения. А изучавшие Священного Писание и внешние науки свободны от этой церковной заповеди, каковы, к примеру, богоносные Отцы наши, пастыри и учителя Святой Церкви. Ибо они не только Святое Писание, по благодати Пресвятого Духа, изучили в совершенстве, но и все внешние науки и без сравнения превзошли во всякой мiрской премудрости не только своих  непосредственных учителей, но и всех древних философов.

Видя, как еретики, гордясь своей умудрённостью во внешних учениях, полностью подчинив Божественное Писание своей философии и толкуя его в соответствии со своим  ложным и развращённым разумом и философскими доказательствами, воздвигли своим еретическим учением непрерывную брань на Христову Церковь, богоносные Отцы наши, по нужде читая растленные еретические учения и собственную философию во всём покорив и поработив Божественному Писанию и его истине, яснее, чем в солнечный день, увидели в еретических учениях уклонения от истины Писания и двояким непобедимым оружием, то есть — богословием и философскими доказательствами растерзали те хитросплетённые учения, как паучьи сети,  и словом истины защитили Божью Церковь от всех еретических нападок. Ибо и философия, если употребляется по правому и истинному разуму Божественного Писания, настолько бывает, как учит Святая Соборная и Апостольская Церковь, согласной с Божией истиной, что никоим образом не может быть одолена какими-либо словесными еретическими хитросплетениями. А если она используется по ложному, неправому и противному Святому Писанию и Божией Церкви разуму, по мудрованиям злочестивых еретиков, то становится совершенно противной Божьей истине и, как держащаяся лжи, весьма легко побеждается истинными доказательствами Святых Отцов.

Итак, для чтения раскольнических книг читающему их подобает быть не непричастным как богословскому, так и внешнему учению, чтобы быть способным таким дарованным Богом учением, как обоюдоострым мечём, отделять в раскольничьих книгах ложь от истины, их развращённое учение от правого церковного учения, и церковному [учению] — следовать, а растленное — отметать; ещё же и ближнего своего к правому церковному учению направлять, а от раскольнического заблуждения отвращать.

А не знающим этих Богом дарованных наук лучше, во избежание вреда от чтения раскольничьих книг, повиноваться Богу и заповеди Церкви, говорящей: книг еретиков не читать и с ними не беседовать.

 

Третий вопрос:

Если у кого-то есть некие сомнения в преданиях Соборной Церкви, и он не слушает её повелений, например, крестится двумя перстами, не доверяет   некоторым другим церковным положениям и не хочет им покориться, то имеется ли у такого человека надежда на своё спасение (хотя бы за добрые дела) или нет? И можно ли священнику таковых на исповеди разрешать и удостаивать их причастия Святых Таин, или сие в любом случае противно истине? Утвердите, ради Бога, наши колеблющиеся ныне помышления.

 

Ответ.

В ответ на этот ваш вопрос не неприлично будет  рассказать вам об одном случае, произошедшем при мне в 1746 году, когда я пришёл в одну, недалеко от речки Серет расположенную и населённую русскоязычными монахами обитель Рождества Пресвятой Богородицы, называемую Поляна. А в недалеко расположенной от неё пустыни жили четыре инока-раскольника, которых иеромонах Осия убеждал оставить раскол и все свои несогласные с Церковью обычаи, придти к общению церковному и во всём покориться Церкви, чтобы, как истинным её чадам, иметь твёрдую надежду на спасение. Они же обещали принять все предания Церкви и подчиниться всем её обычаям, но только чтоб Церковью было позволено им креститься двуперстным сложением. А на триперстное сложение (когда крестятся, складывая три первых пальца), они никоим образом согласиться не могли. Иеромонах Осия, видя их такое непреклонное намерение, твёрдо обещал им испросить для них от церковных лиц на это снисхождение, позволение и благословение, если только и они во всех прочих церковных преданиях и обычаях будут послушны Святой Церкви.

Без сомнений поверив его обещаниям, они оставили своё жилище и, придя в обитель, начали строить себе кельи. Оставив одеяния раскольничьих монахов, они облачились по-монашески, согласно с церковными обычаями, и часто просили Осию исполнить своё обещание, но тот до поры до времени отлагал это. В пост же Святых Апостолов[9] он по их усердной просьбе пошёл с ними в столичный молдавский город Яссы к иерархам Православной Церкви.

В то время в Яссах находились Святейший Патриарх Антиохийский Сильвестр, муж святой и исполненный премудрости Святого Духа, и Молдавский Митрополит Никифор Грек, также премудрый муж. Поставив перед ними иноков, Осия подробно рассказал, как он увещал их к церковному общению и, что они без всяких сомнений согласны со всеми преданиями и обычаями Церкви и проклинают все свои противные ей заблуждения, но просят лишь одного и со слезами молят Святую Церковь о снисхождении позволить им для крещения употреблять двуперстное сложение, и тогда они с глубочайшим душевным миром войдут в общение с Церковью. А на то, что они оставят своё двуперстное сложение, согласятся на триперстное и станут по апостольскому преданию креститься тремя перстами, нет и малейшей надежды, и они никоим образом не хотят этого.

Всё в отношении их совершенно уяснив, Святейший Патриарх и Преосвященный Митрополит сказали им:

— Если вы от всей вашей души приступаете к Соборной Церкви, то подобало бы вам и все апостольские предания и все церковные обычаи, вплоть до самого последнего, принять без всякого сомнения и с искренней верой. И Святая Церковь, как любимых своих чад, с великой радостью приняла бы вас в общение с собой. Вы же принимаете не все апостольские предания и церковные обычаи, но крепко и непоколебимо стоите на своём самовымышленном, Богу, Святой Церкви и апостольским преданиям противном и упрямом сложении двух перстов для знамения Честного Креста, отнюдь не принимая апостольского предания креститься тремя первыми, как от дней апостольских и до ныне, и до скончания века все православные христиане во всей Соборной Церкви делали, делают, и будут делать без всякой перемены. Вы не хотите покориться Святой Церкви в триперстном сложении, но просите и молите, чтоб она приняла вас в общение с вашим двуперстным сложением, но быть этому отнюдь невозможно. Ибо, как может быть так, чтоб в одной и той же Соборной Церкви существовали два друг с другом несогласных и противных друг другу обычая, и одни и те же христиане не одним и тем же образом налагали на себя знамение Честного Креста? Ведь должен быть один образ крещения — либо двумя перстами, либо же тремя, и как в таком случае будет между христианами согласие, и не ясно ли, что будет между ними раскол и распря?

Поэтому Церковь Божия отнюдь не примет вас в общение с вашим двуперстным сложением. Ибо, если бы она приняла вас с вашим двуперстным сложением, то произвела бы тем самым во всей Греции и во всех других православных землях раскол, подобный тому, что сотворили в России противные Богу невежды. Но да не станет Святая Церковь виновницей раскола! Так что будьте твёрдо уверенны, что Церковь Божия никак не может принять вас, приходящих к ней с таким предложением, и просим более не беспокоить нас по этому поводу, так как выполнить вашу просьбу — вещь невозможная. Идите восвояси и более не живите в той обители, где вы сейчас пребываете, ибо не может быть никакого общения между православными монахами и непокорными Церкви людьми.

Услышав такой ответ от Святейшего Патриарха и Преосвященного Митрополита, они ушли и, вернувшись в обитель, сильно обижались на  обманувшего их своим обещанием иеромонаха Осию. Потом, попрекнув его последними словами, они вернулись к раскольникам в своё прежнее жилище.

 

Отсюда разумейте, христолюбцы, что если вот таких принимающих все апостольские предания и обычаи Святой Церкви раскольнических иноков Божья Церковь не приняла в общение только за одно то, что они не оставили двуперстного сложения, но отринула от себя как непокорных, то как бы она  могла принять в общение тех, о которых вы предложили мне свой вопрос с их непокорством и противлением? Ведь они имеют некие сомнения в преданиях Соборной Церкви, не слушают её повелений, крестясь двумя перстами, не доверяют неким церковным положениям и не хотят покориться им! Отнюдь невозможно быть этому!

Вы спрашиваете о них, имеют ли они надежду на спасение, хотя бы за свои добрые дела, или нет? И можно ли таковых на исповеди священнику разрешить и сподобить причастия Святых Таин, или сие в любом случае противно истине? И молите разъяснить вам этот вопрос.

На это я отвечу вам, что я различаю два типа раскольников. Первые сами состоят в расколе, а вторые и других своим богоборным учением, отторгая от Церкви, приводят в раскол. Вот такой, второй раскольник, если бы и все добрые дела сотворил, если бы и кровь свою мученически пролил за Христа (что несравненно превосходит собой все добрые дела), [то всё равно] никак не сможет загладить этого смертного греха — раскола, даже мученической своей, за Христа пролитой кровью. А если и мученической кровью не может он загладить своего раскола, то откуда будет у него надежда на спасение, и как священник сможет на исповеди разрешить его без истинного обращения к Церкви и сподобить причастия Святых Таин? Это совершенно невозможно, поскольку будет всячески противно истине Божией и Святой Церкви.

 

Ваш четвёртый вопрос (которого я здесь дословно не привожу, а только его смысл) был таким:

Существует клятва, то есть анафема, давно соборно возглашённая Восточными Патриархами на противящихся Соборной Церкви, на тех, кто крестится двумя перстами или в чём-то другом противится и не покоряется Церкви. Разрешил ли эту анафему какой-нибудь Восточный Собор или нет? И можно ли неким архиереям без собора, без согласия и воли Восточных Патриархов разрешить эту клятву? И если такую анафему нельзя разрешить никакому архиерею без Восточных Патриархов и она ими не отменена, то не будут ли некие из христиан умирать в противлении и нераскаянии, — увы нам! под этой Соборной анафемой? И подобает ли церковное поминовение таковых христиан? Не лишите нас объяснений и по этим вопросам.

 

Ответ.

Эта клятва, то есть анафема, на противящихся Соборной Церкви, на тех, кто крестится двумя перстами или в чём-то другом противится и не покоряется Церкви, соборно возглашенная Восточными Патриархами, будет оставаться твёрдой, непоколебимой и неразрешимой не до некоего только времени, но до скончания мiра.

 

И еще вы спрашиваете: разрешил ли эту анафему какой-нибудь Восточный Собор или нет?

Отвечаю.

Каковым бы мог быть такой собор, разве не был бы он противным Богу и Церкви, каковыми были богопротивные еретические соборы, если бы он собрался для опровержения истины и утверждение лжи? Но во веки не будет в Христовой Церкви такого злочестивого собора!

 

Вы спрашиваете: можно ли неким архиереям без собора, без согласия и воли Восточных Патриархов разрешить сию клятву?

Отвечаю.

Никак невозможно. Несть бо нестроения Бог, — говорит апостол, — но мира[10]. Твёрдо знайте, что все архиереи во время своего рукоположения приемлют одну и ту же вышеестественную благодать Всесвятого Духа и должны, как зеницу ока, хранить, как чистую и непорочную Православную Веру, так и все предания апостольские, правила Святых Апостолов, всех Вселенских и Поместных Соборов и богоносных Отцов, которые содержит Святая Соборная и Апостольская Церковь. И от Того же Самого Пресвятого Духа приняли они власть вязать и решить по тому чину, который Святой Дух узаконил в Своей Церкви через Святых Апостолов и богоносных Отцов. Как святой верховный апостол Петр говорил Клименту, своему ученику и римскому епископу: «Ты свяжешь то, чему подобает быть связанным и разрешишь то, чему подобает быть разрешённым»[11]. А власти разорять апостольские предания и церковные правила от Святого Духа архиереи не приняли, и, потому, разрешить эту анафему на противников Соборной Церкви, как правильно и согласно Святым Соборам положенную, отнюдь невозможно ни архиереям, ни восточным Патриархам. Поскольку будет против Бога и Святой Церкви, если кто покусился бы разрешить таковую соборную анафему.

 

Снова спрашиваете: Если эту анафему невозможно разрешить каким-нибудь архиереям без восточных Патриархов, то разрешима ли она этими Патриархами?

Отвечаю.

Не  только каким-либо архиереям без восточных Патриархов, но и с ними  невозможно разрешить эту анафему, как я уже достаточно сказал об этом.

 

И поскольку такая анафема навечно неразрешима, вы спрашиваете: то не будут ли некие из христиан умирать в противлении и нераскаянии, — увы нам! под этой Соборной анафемой?

Отвечаю.

В этом вашем вопросе мне непонятны три вещи. Первая: «некие из христиан». Вторая: «Не будут ли они умирать в противлении и нераскаянии под этой Соборной анафемой?» Третья: «увы нам!».

Во-первых, я не понимаю, какие такие христиане, без всякого раскаяния противящиеся Соборной Церкви?! Ведь таковые люди недостойны называться христианами, но по праведному суду церковному именуются раскольниками. Ибо истинные христиане во всём повинуются Божественной Церкви.

Во-вторых, я не понимаю вашего вопроса: «Не будут ли они умирать в противлении и нераскаянии под сей Соборной анафемой?»

Как таковые мнимые христиане, пребывая без раскаянья в своей всегдашней непокорности Соборной Церкви, не будут умирать под этой Соборной анафемой? Разве они бессмертны, что вы не знаете, будут ли они умирать? И как таковые не будут умирать двойной смертью, будучи смертными, да ещё и под анафемой церковной — смертью душевной (хотя душа и бессмертна) и телесной, как и умерло уже без покаяния под этой соборной анафемой бесчисленная тьма людей и постоянно ещё умирает. Так и те мнимые христиане, если от всего сердца своего и от всей души своей не обратятся к Христовой Церкви с истинным покаянием, то непременно умрут под вышеописанной соборной анафемой.

И, в-третьих, я удивляюсь вашим словам: «увы нам!». Потому как эти ваши слова наводит меня на мысль: не вы ли сами — те «некие христиане», нераскаянно противящиеся Церкви, и от того боитесь и трепещете перед соборно наложенной на таких еретиков Соборной Церковью анафемой, и поэтому вопрошаете о ней прилежно, разрешил ли её некий восточный собор или нет, и, боясь умереть под такой анафемой и не в силах терпеть непрестанного угрызения совести, с жалостью вопиёте: «увы нам!»? Если же вы — истинные непорочные православные христиане и дети Святой Соборной и Апостольской Церкви, во всём, как родившей вас Святым Крещением матери, повинующиеся ей и крестящиеся по преданию святых апостолов первыми тремя перстами правой руки, и от лица других, а не сами от себя вопрошаете меня, то и анафема эта к вам не относится, и, потому, отнюдь не подобает вам, не от себя спрашивающим меня, произносить о себе такое жалостное слово: «увы нам!».

Вот какие соображения привели меня к такому мнению о вас. Дабы истребить его из моей души, прошу вас, пользуясь удобным случаем, точно удостоверить меня в том, каково ваше исповедание. Ибо мы с противящимися Святой Церкви и крестящимися двумя перстами не может иметь никакого общения, а только с православными христианами, во всём, без всякого сомнения повинующимися Божией Церкви.

 

И ещё в конце этого вопроса вы спрашиваете: «Подобаетли церковное поминовение таковых христиан?».

Отвечаю.

Вы спрашиваете, подобает ли церковное поминовение противящихся Соборной Церкви и не покоряющихся ей и в противлении и нераскаянии своём умирающих под соборной анафемой.

Поверьте мне, что церковное поминовение таковых не только не подобает, но будет полностью противно Богу и Святой Церкви, и дерзающий на это священник смертно согрешает. Самая главнейшая часть поминовения усопших есть Бескоровная Жертва, приносимая от имени живых и усопших христиан. А от явно согрешающих и некающихся православных христиан Божией Церковью приносить Бескровную Жертву возбранено до тех пор, пока они совершенно не отступят от своего греха и истинно не покаются. Если Святая Церковь запретила быть Бескровной Жертве от лица явно грешащего некающегося православного христианина, способного, если захочет, и покаяться, то попустит ли она приносить Бескровную Жертву от лица умершего без всякого покаяния в своём противлении Святой Церкви и под соборной, [налагаемой] за это клятве, и неимеющего уже надежды на покаяние? Да не будет этого!

О том, что не подобает явному грешнику причащаться Божественных Таин и о том, что нельзя совершать о нём Бескровной Жертвы, свидетельствует святой Симеон, архиепископ Фессалонийский, глаголя:

«Здесь[12] нет места неверным и иномудрствующим. Кое бо общение свету ко тьме?[13] Ибо изъемлют, говорит Господь, лукавых от среды праведников ангелы[14]. Поэтому иерей вообще не должен приносить частиц за инославного или совершать по нём память. Нельзя также приносить частиц за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно: потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и причащение тем, кои без покаяния причащаются страшных Таин, как сказал божественный Павел[15]»[16].

«Как нужно [распоряжаться] дарами и за кого приносить частицы?

[Священники] не должны, ради жертвы, принимать приношения от явно согрешающих верующих, но [обязаны] вначале взыскивать [от них] покаяния, поскольку [причастники] причащаются приносимой частицей. И недостойным не подобает причащаться этой Жертвы»[17].

 

«[О том,] что священнику подобает обращать внимание, за кого он приносит частицу.

Но насколько полезно дело, когда бывает приношение за достойных, настолько же вредно, [когда] бывает [приношение] за имеющих всевозможные человеческие недостатки. Ведь частица, за кого-либо принесённая, полагается возле Божественного Хлеба. И когда над Ним бывает священнодействие, то тотчас же приобщается святыни и она. А вложенная в потир, она соединяется и с Кровью. Поэтому и душе, за которую принесена [эта частица], посылает она благодать. И вот так бывает духовное причащение. И если у приобщающихся (даже согрешивших, но покаявшихся) есть благоговение, то невидимо, как [уже] сказал, душа человека получает причащение Духа. А часто и для тела получает [человек] пользу.

Если же кто-то творит грех и вовсе не воздерживается он него, то для него, негодного к причащению, будет в осуждение и [приносимая] за него жертва. Поэтому и священнику надо быть внимательным, чтоб не принимать приношение от всякого желающего. И не приносить [дары] за тех, которые разнузданно грешат, да не будет и сам осуждён вместе с ними»[18].

 

«[Как  подобает] приносить частицы от других просфор за святых и за принесших их верных. И [что подобает] стараться приносить частицы за каждый чин святых и за всех вместе, и за каждого из приносящих верующих, за исключением тех, кто явно нарушают закон и грешат. Поскольку вместо лиц — частицы приносящих. И бывает им духовное причащение со Христом. Поэтому от явно согрешающих и не воздерживающихся не должно принимать приношения…»[19].

«Литургии же бывают, когда перестают грешить и чистосердечно каются, поскольку частица приносимая за делающего грех будет во осуждение. Так что недостойно причащающийся, в суд себе ест и пьёт[20], говорит Павел. Также и недостойно приносящий будет осуждён за то, что не воздерживается от греха, даже если он совершает праздник Богу или святым Его» [21].

 

До этого места слова святого Симеона, а лучше сказать, Святой Соборной Церкви, ибо в соответствии с её соборным разумом святой говорит то, что говорит. И из слов его нужно заключить, что отнюдь не подобает быть церковному поминовению умерших без покаяния в противлении Святой Церкви под Соборной анафемой. Ибо они, как явные и нераскаянные противники Бога и Святой Церкви, многократно хуже, нежели явно согрешающие и не кающиеся православные христиане, от имени которых Святая Церковь возбраняет приносить Бескровную Жертву. А с дерзающего творить поминовение находящихся под анафемой безжалостно спросится за это Христом Богом в день Страшного Его Суда.

 

Пятый вопрос:

Можно ли умершего в расколе с Церковью погребать и поминать церковно, как подобает христианину, или отнюдь нельзя из-за его неверия?

 

Ответ.

В своем третьем и четвёртом вопросе вы называете не раскольниками, а некими христианами противящихся Святой Церкви и не слушающих её повелений, то есть крестящихся двумя перстами и умирающих в таковом противлении и нераскаянии, да ещё и под церковной анафемой. В пятом же своём вопросе вы уже откровенно и неприкрыто спрашиваете об умершем в расколе, как будто бы этот [человек] — несравненно окаянней, нежели вышеназванные, которых мы ни в чём не отличаем от раскольников. Почему же этот умерший в расколе хуже «неких христиан»? Разве не из-за них были такие расколы, как христовщина, сожигатели и погребатели, которых мы уже и не раскольниками называем, а и вовсе безбожными людьми. Но, независимо от того, из какого раскола ни был бы тот, о возможности поминовения и погребения которого вы меня спрашиваете, приведу вам в качестве ответа отрывок из письма Святейшего Патриарха Антиохийского Макария к святейшему Патриарху всея Руси Никону.

«От начала веры мы приняли от Святых Апостолов, Святых Отцов и Святых семи Соборов предание совершать знамение Честного Креста тремя первыми перстами правой руки. И тот из православных христиан, кто не креститься так, как по преданию Восточной Церкви храним мы с первых дней и до сего дня — есть еретик и подражатель армян. И поэтому мы считаем таковых отлучёнными от Отца и Сына, и Святого Духа и проклятыми».

Вот каков ответ Святейшего Патриарха, а лучше сказать, всей Святой и Соборной Церкви, ибо все Святейшие Патриархи отвечают лишь по общему совету и определению. Увидьте, итак, смысл этого ответа: если кто-либо из православных христиан не совершает на себе знамения Честного Креста по преданию Святых Апостолов первыми тремя перстами правой руки, то по этой самой причине он — еретик и подражатель армян, и Святой Церковью отлучён за это от Отца и Сына, и Святого Духа и проклят. И я спрашиваю вас: умерший в расколе, о котором вы пишите, не есть ли точно такой же, как и не крестящийся первыми тремя перстами правой руки, которого Святая Церковь называет еретиком и подражателем армян и считает отлучённым от Отца и Сына, и Святого Духа и проклятым? А если он, умерший в расколе, таков же, как и не крестящийся первыми тремя перстами, то сами рассудите: как можно таковых погребать и поминать церковно, как подобает христианину? Я же более ничего не могу сказать об этой, паче солнца яснейшей вещи.

 

Шестой вопрос:

Некоторые священники, потакая человеческому самоволию, крестят, исповедуют и венчают по старому Требнику и, противореча церковным преданиям, угождают расколу. Не случается ли по этой причине какого-либо преступления закона или препятствия в действии и совершении церковных Таинств. Поскольку ныне многие и церковные (то есть духовные) и мiрские люди, пребывая в неком самомнении и самообмане, прельстившись, [дерзают] на это, а мы из-за этого пребываем в великой скорби, соблазне и сомнении.

 

Ответ.

Такие священники, как расколоугодники, смертно согрешают перед Богом более, чем человекоугодники, кости которых разсыпа Бог[22]. Ибо, потакая людскому самоволию, против церковных преданий угождая расколу и противясь повелениям Святой Церкви, они дерзают совершать Церковные Таинства по старому Требнику. Итак, если они не покаются перед Богом от всего сердца и не перестанут творить этого противного Святой Церкви дела, то постыдятся в день Страшного Божьего Суда, так как Сам Бог уничижит их.

Если эти священники (в том, конечно, случае, что они истинные христиане, рукоположены православным архиереем и с верой и любовью принимают исправленные церковные книги) по вышеописанным (то есть — потворствуя людскому самоволию) и прочим причинам совершают Святые Таинства даже и по старому Требнику, то эти Таинства — совершенны, и сомневаться в этом не подобает. Но сами они, как соблазнители многих душ простых христиан, если не покаются, то повинны будут страшному Божиему осуждению. Ибо, аще кто, по слову Господа, соблазнит единаго малых сих верующих в Него, уне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его, и потонет в пучине морской[23]. А соблазняющие столь многих православных христиан, не попадут ли под намного страшнейшее Божие осуждение? Ведь священникам, поставленным Святой Церковью пастырями и учителями словесного Христова стада православного христианского народа, подобает, во всем повинуясь ей, как истинной своей матери, употреблять для совершения семи Таинств исправленный Требник, а не служить в противовес Церкви на великую скорбь и соблазн христианского народа по старому Требнику, оставленному вместе с прочими старыми книгами по причине бесчисленных прегрешений.

Ещё же подобает им от всей души своей словом, делом и помышлением устраняться и удаляться от общения с раскольниками и прочих со слезами увещевать к этому и поучать их избегать, как смертного яда, всякого общения и разговора с раскольниками, как с явными врагами Божиими, способными предать их души вечной смерти[24]. И за это наставление христианского народа сподобились бы они поучить от Христа Бога мзду в день праведного Его  по делам воздаяния.

 

Седьмой вопрос:

Могут ли совершаться какие-либо Таинства, то есть — крещение, исповедь, венчание и другие церковные действия, иереями, отколовшимися от Церкви и от своих епископов и живущими с раскольниками, или они ни в коем случае не будут благодатными? Благоизвольте известить нас и об этом, ради самой кафолической истины.

 

Ответ.

Священники, отлучившиеся от Церкви и от своих епископов и живущие с раскольниками — едины с ними и вместе с ними хулят Святую Православную Веру, всю Божию Церковь, Святейшие Христова Таины (то есть Пресвятое Тело и Пресвятую Его Кровь) и все другие Церковные Таинства, весь и архиерейский и священнический чин. Эти священники, из-за своего отлучения от Церкви и от своих епископов, из-за ухода в раскол и своих хулений, недостойны называться священниками, но есть лжесвященники, а вернее сказать, несвященники, ибо таковые отлучены от Святой Церкви, чужды ей, собственными архиереями извержены из священнического чина и всею Соборной Церковью преданы анафеме.

Так как же могут они совершать Святые Церковные Таинства или как будут они ими совершаться? Сие отнюдь невозможно. Святой Дух не действует в Церковных Таинствах через таких явных противников Бога, ибо они связаны не только своими архиереями, но и всей Соборной Церковью. А насколько сильно архиерейское запрещение можно понять из следующего случая.

Рака некоего святого мученика, стоящая во святом жертвеннике, по диаконскому возгласу: Елицы оглашенные изыдите[25], с помощью невидимой Божией силы выходила вон из храма, пребывала на церковной паперти до самого отпуста и снова входила в церковь и вставала на своё обычное  место. Происходило же это потому, что этот мученик был связан своим старцем за непослушание. А когда старец, придя, дал ему разрешение, то сразу же с того часа рака перестала исходить из церкви, но неподвижно стояла на своём месте в алтаре.

О, сколь же сильны божественное послушание и запрещение за непослушание, что и кровь этого мученика, ученика старца, пролитая за Христа, не смогла разрешить запрещения старца, если бы связавший старец не разрешил его! Если запрещение этого старца, который не был архиереем, но простым монахом, столь сильно, что даже мученическая кровь не смогла разрешить его, то насколько же сильнее архиерейское запрещение!

Ибо одним лишь апостолам и их приемникам — архиереям даётся от Христа Бога та же благодать Всесвятого Духа вязать и решать, что и ученикам и апостолам Спасителя, изрекшего им: Елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех[26].

Итак, те священники, связанные своими архиереями, навечно связаны и на земле и на небе и, как изверженные собственными архиереями, стали чуждыми благодати священства и всего священнического священнодейства и не могут совершить ни одного Таинства Церкви, если только не дерзнут совершать что-либо из церковных действий на поругание им, на вечную погибель своих душ и на соблазн последующих за ними людей.

Православные священники, праведно соборно изверженные из священнического сана за великие согрешения, ставятся на место мiрян для участия в церковной молитве и причащения Божественных Таин. А если таковые дерзнут служить Божественную Литургию или совершать прочие Церковные Таинства, то, как сгнившие члены, они вовсе отсекаются от полноты верных, как говорит об этом двадцать восьмое Правило Святых Апостолов, которое я перевёл на славянский язык из греческой Книги Правил.

Двадцать восьмое Правило Святых Апостолов:

Аще кий епископ или пресвитер или дикон извержен быв праведнее за явна согрешения, посмел бы прикоснуться вручены некогда бывшия ему службы, всеотнюдь да отсецается от Церкве[27].

Толкование Аристина:

«Низложенный законным образом, если опять прикоснётся к божественным таинствам, совсем должен быть отлучен.

Кто после извержения, последовавшего по достаточным причинам за явные преступления, опять прикоснется к божественному служению, тот, как гнилой член, совершенно отсекается от церкви»[28].

В напечатанной на молдавском языке книге Правил я нашёл один вопрос и ответ, подходящий для ответа на ваш седьмой вопрос.

«Вопрос святого Мефодия, патриарха Констинопольского.

Может ли служить священник, рукоположенный изверженным архиереем, или нет?

Ответ преподобного отца нашего Феодора Студита.

Как не может дикое дерево приносить добрые плоды, так и архиерей без дара свыше не может делать священниками, поскольку не имеет архиерейства. А не имея его, не может дать и священства. Если же он кого-то рукоположит, то тот Литургии да не служит и никакого последования священнического да не творит, так как остался мiрянином, как и прежде. Ибо тот архиерей, не имея дара Пресвятого Духа, не может дать его тому, кого рукополагает. Ведь он извержен, так как сотворил зло и беззаконие и является простым монахом. Человек, имея некую вещь, может подать её, поскольку она у него есть. А если не имеет её, то как даст её? Так же помышляй и об изверженном архиерее».

Из приведенного правила и из этого ответа явственно следует, что праведно изверженные на основании Правил священники становятся простыми мiрянами и несвященниками. А если дерзнут по извержении своём священнодействовать, то за богоборное своё упрямство и бесстыдство и от самой Церкви отсекаются, как сгнившие члены. Ибо не могущие совершить ни одного из Таинств Церковных, как чуждые и непричастные Благодати священства, они дерзнули посмеяться над ними своим противным Богу служением.

Если священники правильно изверженные и связанные своими архиереями дерзают по извержении своём служить и совершать Церковные Таинства, и они совершаются, то получается, что они уже не связаны, а свободны, а запрещение архиерейское не имеет никакой силы и недейственно. Не будут, в таком случае, истиной и всеистинные слова Самоистины Христа Спасителя, сказавшего: Елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси[29]. Но Сам Христос, истинный Бог наш, говорит: Небо и земля прейдет: Словеса же Моя не прейдут[30]. Потому и связывание архиерейское, по словам Господа, сильно и крепко, и связанные архиереями и изверженные ими отнюдь не могут совершать каких-либо священнодействий, будучи связаны нерушимыми узами архиерейского запрещения.

 

Восьмой вопрос:

Можно ли по-христиански погребать и церковно поминать христианина, скоропостижно скончавшегося от винопития? Вы пишите, что у вас многие священники умерших внезапно от многопития не погребают, как подобает христианам, и не совершают их поминовения, причисляя к самоубийцам и повесившимся. И молите меня разъяснить вам и этот вопрос, ради любви и пользы для христиан, и разрешить его по Правилам Церкви.

 

Ответ.

Сильно желал я разрешить это ваше недоумение  по Священным правилам, но из-за неискусности своей ничего не смог найти в них по вашему вопросу и поэтому недоумеваю, как вам отвечать. На службах двух поминальных суббот — мясопустной и предшествующей воскресенью Пятидесятницы, на которых поминаются все православные христиане, упоминаются многие виды внезапных смертей, которыми умирают христиане, поминаемые Соборной Церковью, которая молит Бога о спасении их душ. Этот же образ смерти — внезапная смерть во время запоя, не вспоминается. И из этого можно заключить, что Святая Церковь о таковых не молится и, думаю, что именно о них говорит Святой Дух через Свой избранный сосуд[31]: Или не весте, яко неправедницы Царствия Божия не наследят; не льстите себе, ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители, ни малакии, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татие, ни пияницы, ни досадители, ни хищницы, Царствия Божия не наследят[32]. Ибо внезапно умерший от многопития без исповедания грехов своих, без покаяния и без Причащения Страшных Христовых Таин не сам ли виноват в своей смерти? Ведь если бы он пил вино воздержанно и понемногу, то не умер бы такой страшной и ужасной неожиданной смертью без всякого приличествующего христианам приготовления к исходу из этой жизни. А поскольку он не захотел воздержаться и по собственной воле уклонился в безмерное винопитие, и от этого последовала ему внезапная смерть без всякого покаяния, то он сам виновник своей смерти, и такой не далёко, как думается, отстоит от самоубийцы.

И поэтому-то священники ваши и не дерзают погребать их по христианскому обычаю и совершать о них поминовения. И молю любовь вашу не смущаться по этому поводу, ибо этот вопрос находится под большим сомнением и полон недоумений. Если же кто-нибудь смог бы обрести в Священных Правилах определение по этому вопросу, то никто бы более не сомневался в нём, но в полной уверенности последовал бы определению Церкви.

 

Девятый вопрос:

Можно ли иерею смиренно кающегося человека, по причине его немощи, разрешить без возложения на него епитимии и допустить его до Причастия Святых Таин или нельзя?

 

Ответ.

Этот ваш вопрос кажется мне весьма неясным. Не понятно, в великих ли грехах смиренно кается этот человек или в малых? Душевную ли он имеет немощь или телесную?

Но, предположим, немощь его — телесная. Если эта его телесная немощь такова, что он уже приближается к смерти и не имеет времени понести епитимию за свои грехи, то тогда, хотя и есть у него великие грехи, и он смиренно кается в них, священник должен и без епитимии разрешить его от всех грехов и причастить Святых Таин[33]. А если он не в такой немощи и может носить епитимию, то пусть иерей не разрешает его без епитимии, ибо она есть третья часть Таинства Покаяния и не подобает без опасения смерти оставлять её. Подобает же пространнее изъявить о том, что же такое епитимия и как назначается она Соборной Церковью всем православным христианам, как священникам, так и несвященникам.

Священные правила Святых Апостолов, которые святой Иоанн Дамаскин, уста всей Церкви, считает равными книгам Божественного Писания, за грехи всех освященных[34] извергают из всех священнических степеней[35], а мiрян отлучают от совместной церковной молитвы с верными и от Причастия Божественных Таин. Наша Святая Соборная и Апостольская Церковь, наставляемая Святым Духом, основываясь на этих Священных Правилах Святых Апостолов, посредством Священных Правил Святых Вселенских и Поместных Соборов и  Священных Правил Великих и Богоносных Отцов наших следующим образом устраивает спасение и исправление всех православных христиан, как священников, так и не священников.

Освященные, то есть архиереи, иереи, диаконы и прочие причетники, падшие в малые или большие грехи, за малые грехи на время запрещаются в священослужении, а за великие извергаются из сана до самой смерти, а от Причастия Божественных Таин не отлучаются[36]. Монахи же и все христиане-мiряне, за малые грехи на малое время, а великие — на многие годы отлучаются от Причастия Божественных Таин. Наложения же на неосвященных иного правила или какой-либо епитимии за грехи Церковь Божия отнюдь не определяет, но только один запрет причащаться Святых Христовых Таин. И вот почему.

Древние христиане во всей Христовой Церкви весьма долго, начиная от апостольских времен, от неизреченной и подобной Серафимской пламенной любви ко Христу Спасителю очень часто причащались Святых Его и Божественных Таин. Когда же случалось им, как человекам, пасть в некие малые или великие грехи, то тогда, на малое или большое время, в зависимости от греха, отлучались они от Божественного Причащения и от стояния вместе с верными в Церкви и находились в определённых Церковью местах покаяния. Сначала они стояли пред церковными дверями и со слезами, припадая, умоляли всех верных помолиться о них Богу, чтоб Он простил им их согрешения. Потом им позволялось стоять в притворе храма и слушать пение и чтение церковное, но в саму церковь они не входили. Со временем они стояли в храме за амвоном на всем церковном правиле, а во время Божественной Литургии выходили в притвор, после того, как по чтению Евангелия диакон возглашал: Елицы оглашенные изыдите, и стояли там до самого конца Литургии.Далее они сподоблялись стоять с верными, но не причащались Святых Таин. А когда они разрешались от своей епитимии, то сподоблялись, как и прежде согрешения, с верой и любовью причащаться Божественных Таин.

Как же они вели себя во время епитимии? Всегда воздыхали из глубины сердца, плакали и рыдали, избегали и удалялись от всякого зла, понуждали себя на всякое благое дело и прилежнейшее исполнение евангельских заповедей. В то время как другие христиане причащались Пречистых Таин, они от всей души считали себя недостойными Причащения за свои согрешения. Божественный огонь нестерпимого и несказанного желания Причащения Божественных Таин распалял их души и сердца, и они со многими слезами молили Христа Бога сподобить их, чисто и непорочно по Его Божественной воле прошедших время своего покаяния, причаститься более всего на свете вожделенного Пресвятого и Пречистого Его Тела, и вожделеннейшего и бессмертного Источника Пресвятой и Пречистой Его Крови. Святой Дух, как Бог предвидя такое истинное покаяние отлучённых от причастия христиан, узаконил на определённое время в Своей Святой Церкви в Священных Правилах не иное правило или епитимию за грехи, а одно лишь непричащение Святых Таин.

Подобает знать, что от Церкви архиереям дана власть, взирая на достойные плоды покаяния кающихся, отчасти сокращать сроки епитимии, определённые Священными Правилами. А святой Иоанн Постник, видя состояние бывших в его время христиан и те многоразличные подвиги и добрые дела, которые мог по собственной воле совершать человек, склоняется, чтобы помочь кающимся, к ещё большему сокращению установленных Священными Правилами сроков епитимии. И вся Святая Церковь в исправлении грешников ныне руководится его установлениями.

Ставлю вас в известность и о том, что тщательно поискав в Священных Правилах, нет ли в них некой епитимии за грехи без отлучения от причастия Святых Таин, я ничего не нашёл. Страшно же и помыслить, какое страшное и ужасное прещение Церковь налагает на дерзающих сразу причащать согрешающих без предварительного отлучения от Святых Таин и на причащающихся без такой епитимии, ибо и тех других она уподобляет Иуде предателю!

 

Десятый вопрос:

Когда на Священной Проскомидии вынимаются части за живых или за умерших, то равную ли имеют пользу и силу одна часть, вынутая за одного человека, и одна часть, вынутая за многих? Просим и по этому поводу вразумить худость нашу.

 

Ответ.

Частицы, изымаемые на Священной Проскомидии за живых и за усопших, соединившись с Пречистыми Христовыми Таинами, с Телом и Кровью Его, тотчас же причащаются Святыни и Благодати Всесвятого Духа и преподают равную пользу и благодать тем, за кого приносятся — как одна частица, изъятая за кого-то одного, так и одна частица, взятая за многих. И это ясно из самого чина Проскомидии.

Ведь священник, взяв четвёртую просфору, приносимую за весь священнический чин всей Христовой Церкви, изымает только одну частицу. Также и от пятой просфоры вынимает лишь одну частицу за всех усопших православных христиан. Соборная Церковь верует и исповедует, что если и по одной частице приносится при Бескровной Жертве за всех живых и за всех усопших православных христиан, то это [приношение] преподает им такую же пользу благодатью и Святыней Всесвятого Духа, как если бы по одной частице приносилось за одного православного христианина. Ибо не бессильна одна и та же всесильная и всемогущая Благодать Всесвятого Духа преподать и одному и многим людям одну и ту же пользу через одну частицу, приносимую при Бескровной жертве.

Но кто-то может сказать, что одна частица, приносимая за одного человека, имеет бо̀льшую силу и пользу, чем одна частица, приносимая за многих людей, подобно тому, как одна златница, данная одному человеку, приносит ему большую пользу, нежели одна златница, данная многим людям, потому как разделённая на многие части златница не может иметь равную силу и сотворить ту же пользу, что и целая монета, ибо многие, разделившие между собой одну златницу, получают от неё лишь некую весьма малую часть. Но так действует естество златницы, а превышающая естество благодать не подлежит такому умалению, но пребывает превышающей любое умаление. Поэтому и через одну частицу, приносимую при Бескровной Жертве, [благодать Божия] вышеестественно преподаёт одну и ту же пользу и одному человеку и многим, и сомневаться в этом нам не пристало.

 

Одиннадцатый вопрос:

Допускается ли по особенному желанию и усердию попросить иерея, чтоб он на Проскомидии вынул частицы в честь памяти святых, имена которых захочется человеку помянуть по своей к ним любви? А особенно тех, чьи имена, в соответствии со Служебником, не вспоминаются на чине Проскомидии? Можно ли от усердия подать за них, дабы эти особенно помянутые святые в благодарность за это помолились за нас грешных?

 

Ответ.

Хотя ваш вопрос не кажется вам противным Чину Святой Литургии, но по сути своей он именно таков.

Ведь все святые до единого, хоть и не все поимённо, вспоминаются приносимыми в их честь девятью частицами в числе всех чинов Святых. И если упрошенный некими христолюбцами священник по их желанию и усердию принёс бы в честь некоторых не упомянутых в Служебнике Святых несколько частиц, помимо девяти приносимых в честь всех Святых, то, полагая те частицы рядом с тремя рядами, положенными по три частицы в каждом, он сотворит четвёртый, полагаемый за Святых чин частиц, а всех частиц станет двенадцать. А если он захочет положить на дискос частицы за многих Святых, то получится у него и пятый чин частиц, и будет у него пятнадцать приносимых в честь Святых частиц, поскольку вынутые за Святых частицы должны быть положены рядом с другими частицами Святых, а не на неком ином месте вдалеке от девяти частиц, издревле полагаемых за Святых. И если бы священник дерзнул сотворить это, то тем самым он бы разорил чин Святой Литургии, от начала Веры и даже доныне нерушимо и непоколебимо соблюдаемый Христовой благодатью во всей Православной Церкви и привнёс бы в чин Святой Литургии свой новый новоизмышленный и доселе неслыханный чин. А от таких нововведений обычно происходят различные ереси и расколы, от которых Христос Бог всех право верующих в Него да сохранит Своею благодатью.

А имеющие веру и любовь к Святым, пусть удовлетворяются девятью частицами, издревле изымаемыми за всех Святых по Церковному Преданию и не ищут того, чтобы в честь некоторых Святых брались иные частицы, кроме тех девяти, но пусть призывают многосильные молитвы тех Святых на пользу и спасение своих душ и по их святым молитвам обретут они у Бога милость и прощение грехов.

 

Двенадцатый вопрос:

Может ли один иерей совершить Таинство Елеосвящения или никак не может? Поскольку у нас есть такой обычай, что один священник совершает это Таинство с диаконом и причетником.

 

Ответ.

В книге «Православное Исповедание» говорится, что это Таинство должно совершаться иереями, и это согласно с Божественным Писанием, повелевающим: Болит ли кто в вас; да призовет Пресвитеры Церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавшее его елеем, во имя Господне[37]. Заметьте, призовёт пресвитеров, а не одного иерея, что противно Святому Писанию и Преданию Церкви. А святой Симеон, архиепископ Фессалоникийский, в своей книге на вопрос: «Можно ли одному иерею творить Елеосвящение?» говорит следующее: «Не подобает одному иерею совершать Елеосвящение. Поскольку апостол Иаков говорит:  да призовут Пресвитеры Церковные[38], а не одного пресвитера»[39]. И подобает этому чину сохраняться в этом виде, и как епископа не рукополагает один епископ, так и Елеосвящения не совершает один пресвитер.

 

«Вопрос:

Почему в Елеосвящении участвуют семь пресвитеров? И почему часто и всего лишь трое, из-за недостатка иереев?

Ответ.

Брат Божий не говорит о числе, но обычаем предано призывать семерых, я думаю, — в соответствие седмиричному числу даров Духа, исчисляемых у Исаии[40]. Или по числу семи священников Ветхого Закона, семь раз потрубивших вокруг Иерихона по Божиему повелению, и сим низложивших его стены[41], да и пресвитеры  разрушат сей лукавый град греха и жестокие стены его возношений. А может, потому что, подражая пророку Елисею, семь раз склонившемуся и семь раз помолившемуся над сыном соманитянки[42], иереи, семикратно помолившись, должны воздвигнуть мёртвую от греха душу. Вспоминаю и семикратно помолившегося Илию и отверзшего затворенное грехами небо и сведшего с него дождь[43]. Вот и сии, помолившись такое же число раз и отверзая, подобно Петру, ключом благодати Небо, сведут, на иссохшую в грехах душу, как дождь, Божию милость отпущения грехов. Вот такой смысл, как я думаю, заключается в нашем случае в числе семь. Некоторые же, там, где недостаточно иереев, призывают лишь трёх священников, и сие не нужно порицать, потому что, во-первых, это — ради силы Троицы, а потом — и в воспоминание и свидетельства и проповеди Троицы, бывшую некогда через Илию, когда он умершего сына сарафяныни воскресил, трижды помолившись и трижды распростершись над ним. Некоторые же собирают и более семи, во свидетельство большей веры и усердия. Но не подобает сильно углубляться в исследование о числе, поскольку о нём ничего не написано [в Писании]. Однако, хотя и не написано, но нужно соблюдать древнее Предание, и пусть [священников] будет семь, так как это — древний обычай, а в случае нужды — и менее трёх, но всё должно произносить, что предано произносить, потому что все отеческие [предания] — от Духа. Один же пресвитер пусть не творит елеосвящения, поскольку как об епископе написано, что он не рукополагается одним [епископом], так и о елеосвящении — что оно не совершается одним священником»[44].

До сих пор слова Святого Симеона, которые я перевёл с греческой книги. Из них явно, что не подобает одному иерею свершать Таинство Елеосвящения. А если есть нужда, то не менее трёх иереев должны совершать это Таинство.

В одной славянской книге я нашёл, что при необходимости это Таинство могут совершать и два иерея, но в греческих книгах такого нет. И об этом достаточно.

 

Тринадцатый вопрос:

Как бы нам спастись, живя в мiру с женами и детьми?

 

Ответ.

Кто же может в кратком слове объять всё, относящееся к спасению души?! Лишь один совет я даю вам: весьма прилежно читайте Божественное Писание и учение Святых и Богоносных Отцов наших, которым дано благодатью Пресвятого Духа понимать тайны Царствия Небесного, то есть истинный смысл Божественного Писания. В учении этих просвещённых Духом Отцов полностью и без всякого недостатка имеются различные необходимые для спасения души поучения, наставляющие всякого желающего спастись человека нудиться и подвизаться на всякое благое и угодное Богу дело, а от всякого злого и противного Богу удаляться и избегать его. С верой и любовью, со страхом Божиим, со вниманием и пониманием, усердно и прилежно читая их поучения, вы всегда будете иметь наставление на всякое благое и нужное для спасения дело.

А я, поскольку в своём вопросе вы и у меня, последнего, ищете наставления ко спасению своих душ, отвечаю, что Премилосердный Бог спасёт души православных христиан через Православную Веру, добрые дела и Свою благодать. Православная Вера — та, что содержит Едина Святая Соборная и Апостольская Восточная Церковь, и никому отнюдь невозможно спастись без неё. А добрые дела — заповеди Евангелия, без которых, как и без Православной Веры, никому отнюдь невозможно спастись. Вера Православная без дел добрых мертва есть[45], и дела добрые без Православной веры также мертвы. Хотящемуся же спастись необходимо Православную Веру соединять с добрыми делами и наоборот. И так человек сподобляется спасения по споспешествующей его добрым делам благодати Христа Господа, изрекшего: Яко без мене не можете творить ничесоже[46].

Необходимо знать, что Христос Спаситель, Истинный Бог наш, Иже всем человеком хощет спастись и в разум истины приити[47], добрые дела, то есть душеспасительные Свои Евангельские заповеди, завещал равно всем Православным христианам — как монахам, так и живущим посреди мiра с женами и детьми мiрянам. И от всех православных христиан Он спрашивает и требует исполнения Своих Божественных Евангельских заповедей, и преступающие их и в этом не кающиеся не смогут оправдаться во время Страшного и Второго Его Пришествия, поскольку Его Святые заповеди совершаются не телесными трудами, а одним лишь благим произволением души. Иго бо Святых Его заповедей благо, и бремя делания их легко есть[48], так как их исполнение не зависит от телесных трудов, а от произволения души.

Все православные христиане, мужского пола и женского, всякого возраста и чина, юные и старые, здравые и в различных недугах на одре лежащие, немощные и престарелые, весьма легко могут исполнить Христовы заповеди произволением и смирением души и, через это, спастись.

И поэтому преступившие Евангельские заповеди и не покаявшиеся во время Страшного и Второго Его Пришествия Праведным Судией Христом Богом будут осуждены на вечную муку вместе с бесами. Исполнение заповедей Евангелия, особенно общих, настолько необходимо для спасения, что если и одна из них не будет исполнена, то душа не спасётся. Таковы — любовь к Богу и к ближнему, кротость и смирение, мир со всеми, терпение, от сердца отпускать ближнему его согрешения, никого не осуждать, ни к кому не иметь ненависти, любить врагов, по возможности творить ближнему милостыню и душевную, и телесную и со всем усердием понуждать себя творить все прочие написанные в Святом Евангелии Христовы заповеди. А наиболее всего любить Бога от всего сердца своего и от всея души своея, и всею крепостию своею и всем помышением своим[49], и ближнего своего яко сам себе[50], и, подражая Христовой кротости, до крови стоять, подвизаясь против страсти гнева[51].

А насколько необходимо нам иметь мир со всеми, узнаём мы из того, как часто Христос Господь говорил Святым Своим ученикам  и апостолам: Мир вам[52]. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам[53]. Ибо, где мир Христов, там и Он пребывает. А в душе, не имеющий в себе мира Христова, Он не живёт. Обязательно нужно нам для спасения терпение, так как в терпении, говорит Христос, стяжите души ваши[54]. А приобретение души — есть ни что иное, как спасение её. Терпеть же надо не только до какого-то времени, но до самой смерти, претерпевый бо до конца, той спасен будет[55].

Если кто-то от сердца отпускает ближнему своему согрешения его, тому и Бог отпускает все его согрешения[56]. Тот, кто не осуждает ближнего своего и сам не будет осужден Богом[57]. И кто же сможет исчислить все евангельские заповеди, которые всякий желающий спастись должен, как зеницу ока, хранить и соблюдать?

Смирение, которое есть основание всех евангельских заповедей, столь же необходимо для спасения, как дыхание в жизни человека, поскольку, как без дыхания жить невозможно, так и без смирения невозможно спастись. Все святые спаслись по-разному, но без смирения никто не спасся, и никто никогда не спасётся. Поэтому всякий хотящий спастись должен от всего сердца считать себя перед Богом грешным, прахом и пеплом, худшим и грешнейшим более всех людей, полагать себя последним и ниже всякого Божьего творения и всегда укорять себя перед Богом в тайне своего сердца и во всяком согрешении считать повинным лишь себя самого, а не кого-то иного.

Кратко говоря, нужно день и ночь, и на всякое время, и на всякий час пред Богом держать себя и помышлять грешным. И так действуя по всем Божьим заповедям и совершая их, смиряясь перед Богом и часто молясь Ему в сокрушении сердца о прощении грехов своих, сподобляется человек Божьей милости, прощения грехов и посещения Божьей благодати и, таким образом, по милости Божьей спасает душу свою в полной уверенности и без всякого сомнения.

Ещё же православным христианам надо хранить и прилежно соблюдать и написанные в «Православном исповедании» церковные заповеди, потому как их соблюдение обязательно нужно для спасения.

Таинство же покаяния состоит в том, чтобы истинно покаяться пред Богом и отступить от своих грехов и иметь твёрдое расположение более, с помощью Божией, к ним не возвращаться. Далее необходимо перед духовником, как перед самим Богом исповедать все свои согрешения и получить от него разрешение своих грехов. Потом принять от него за прегрешения свои и канон, или, по-иному, епитимию, по чину Церкви, то есть по Священным Правилам.

Увещеваю вас, чтобы ваша подготовка к Причастию Божественных Таин совершалась по чину Святой Церкви, что значит — с чистой исповедью, с постом и умилением, с совершенным примирением со всеми людьми и слушанием в установленные дни, по христианскому обычаю, всего церковного правила. И чтоб неимеющие епитимии, возбраняющей причастие, приступали к причащению Пречистых и Животворящих Христовых Таин со страхом и трепетом, с верой и любовью и Одному Богу подобающим поклонением во оставление грехов и в жизнь вечную. А об устроении домашних дел, о том, как вести себя с женой и чадами и обо всех прочих христианских обязанностях вы можете найти исчерпывающее наставление, читая со вниманием и страхом Божиим озарённые благодатью Святого Духа поучения святого  Иоанна Златоуста и других святых.

 

Вот и пришёл, с Божией помощью, конец моих ответов на ваши вопросы, которые я дал по вашему желанию, а лучше сказать, по прилежному вашему молению, а ещё вернее, по принуждению вашему, которым вы понудили меня и не хотящего (по причине неведения и малоумия моего) дерзнуть на сие. Не уповая на свой скудный разум, я преклоняю его пред соборным рассуждением Святой Церкви, которому я, как истинному, во всём последую и буду последовать по Христовой благодати до последнего своего издыхания, хотя я и грешный сын Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Вы же, задавшие мне свои вопросы христолюбцы, простите меня грешного за то, что я не смог по желанию вашему, из-за неискусства своего, сотворить ответы на все ваши вопросы и разрешить все ваши недоумения по Священным Правилам, поскольку в ответ не на все ваши вопросы я смог найти приличествующие им Правила.

Принимая эти ответы на свои вопросы, читайте их внимательно, и, если найдёте в них что-либо согласное со Святым Писанием и правым Церковным разумом, то тому и последуйте. А если же я в своих ответах в чём-то, как человек, ошибся, то вы не следуйте моему прегрешению, но во всём держитесь правого разума и рассуждения Святой Соборной Церкви и никогда не согрешите.

Бог же мира и любви да будет с вами, аминь.

 

 

[1] Перевод с церковно-славянского и древнегреческого языков А. Власюка.

[2] Ин. 15: 5.

[3] Оригинальный церковно-славянский текст ответа на первый вопрос издан в книге: «Прп. Паисий Величковский. Полемические произведения, поучения, письма». Фонд «Наследие Православного Востока». М, 2006. С. 95–164.

[4] Оригинальный церковно-славянский текст остальных тринадцати ответов прп. Паисия, приводимый ниже в русском переводе, опубликован там же. С. 50–90.

[5] Пс. 1: 1.

[6] Тит. 3: 10.* (Знаком * здесь и далее отмечены неточные и видоизменнёные цитаты из Священного Писания).

[7] Исповедание. С. 62–63.

Имеется в виду «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» Петра Могилы. Ссылка на страницы проставлена по изданию: «Православное иповѣданїе Каөолической и Апостольской Церкви Восточной». Москва, 1900. Но текст самого «Исповедания» приводится не по этому изданию, а в нашем переводе церковно-славянского текста прп. Паисия.

[8] 2 Кор. 11: 14.

[9] Начинается с понедельника второй недели по Пятидесятнице и продолжается до 29 июня по старому (по н. ст. — 12 июля)  — дня памяти  славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.

[10] 1 Кор. 14: 33.

[11] Из греческой книги «Каталлаги», страница 65. (примечание прп. Паисия в рукописи ответов).

Речь идёт о книге «Каталлаги» иерусалимского патриарха Досифея (1669–1707). Каталлаги, в переводе с греческого — примирение.

[12] То есть в Божественном Причащении. (Примечание прп. Паисия в рукописи ответов).

[13] 2 Кор. 6: 14.

[14] Мф. 13: 49.

[15] См.: Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. 1 Кор. 11: 29.

[16] Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. С–Пб, 1856. С. 129.

[17] С. 282. (Для этой и трёх последующих цитат мы указываем нумерацию по Ясскому, 1683 года, изданию сочинений блаженного Симеона Солунского (в оригинале книга имеет очень длинное название), с которого и переводил с древнегреческого преподобный Паисий, и по которому переводим на русский и мы, поскольку этих вопросов и ответов нет в известных нам русских переводах произведений блаженного Симеона).

[18] Так же. С. 291.

[19] Так же. С. 347.

[20] 1 Кор. 11: 29.*

[21] Так же. С. 362.

[22] Ср.: Бог разсыпа кости человекоугодников. Пс. 52: 6.

[23] Мф. 18: 6.* Син.: а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.

[24] Ср.: И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне. Мф. 10: 28.

[25] Возглас в конце Литургии Оглашенных, призывающий выйти из храма некрещёных и находящихся под епитимией.

[26] Мф. 18: 18.

[27] Ср.: Правила Святых Апостолъ,  и Святыхъ Отецъ с толкованиями. Паломник, 2000. С. 61.

[28] Там же. С. 62.

[29] Мф. 18: 18.

[30] Мф. 24: 35.*

[31]  Деян. 9: 15.

[32] 1 Кор. 6: 9.*

[33] Ср. Правило 52 Святых Апостолов: «Аще кто, епископ, или пресвитер, обращающегося от греха не приемлет, но отвергает: да будет извержен из священного чина. Опечаливает бо Христа рекшаго: радость быввает на небеси от едином грешнице кающемся (Лк. 15: 7)».

[34] То есть клириков.

[35] Существует три степени священства — диакон, иерей, архииерей. Извержение из всех степеней означает, что не существует «понижения» во священной степени согрешившего носителя какого-либо священного сана: лишенный священного сана иерей не становится диаконом, а архиерей иереем или диаконом, но все низложенные священнослужители становятся мiрянами.

[36] Правило 25 Святых Апостолов: «Епископ, или пресвитер, или диакон, в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в татьбе обличенный, да будет извержен от священного чина, но да не будет отлучен от общения Церковного. Ибо Писание глаголет: на отмстиши дважды за едино (Наум. 3: 9)».

[37] Иак. 5: 14.*

[38] Иак. 5: 14.*

[39] Это перифраз, а не перевод. Перевод прп. Паисий даёт ниже.

[40] См.: … и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия. Ис. 11: 2.

[41] См.: Нав. 6: 19.

[42] См.: 4 Цар. 4: 34–35.

[43] См.: 1 Цар. 17; 18.

[44] Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. С–Пб, 1856. Стр. 363–364.

[45] Иак. 2: 20; 2: 26.

[46] Ин. 15: 5.

[47] 1 Тим. 2: 4.

[48] Мф. 11: 30.

[49] Мф. 22: 37.*

[50] Мф. 22: 39.

[51] Прп. Паисий присоединяет призыв «до крови стоять, подвизаясь против страсти гнева» к главной заповеди о любви к Богу и ближнему, так как, по святоотеческому учению, страсть гнева противоположна любви.

[52] Лк. 24: 36. Ин. 20: 19; 20: 21; 20: 26.

[53] Ин. 14: 27.

[54] Лк. 21: 19.

[55] Мф. 10: 22.*

[56]См. молитву Отче наш.

[57] Ср.: Не судите, да не судимы будете. Мф. 7: 1.