Авиационная катастрофа 8 февраля 1927 года в общественной жизни г. Иваново-Вознесенска

Памятник на Успенском кладбище на могиле погибших летчиков

Памятник на Успенском кладбище на могиле погибших летчиков

Предлагаем вниманию наших читателей статью заместителя директора по науке Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина Дмитрия Львовича Орлова.

 

 

Авиационная катастрофа 8 февраля 1927 года в г. Иваново-Вознесенске, стала резонансным событием, не только в самом городе, но и во всей стране. Это было одно из первых в России авиационных происшествий, когда в воздухе сталкивались два самолета. В это время – время становления российской авиации, авиации молодого Советского государства, каждый самолёт и каждый пилот в стране были на счету, поэтому потеря сразу двух самолетов, 2 летчиков и 2 авиационных механиков в этой катастрофе оказалась значительно ощутимой. Произошедшая трагедия привлекла к себе повышенное внимание в связи и с только произошедшим событием — созданием ОСОВИАХИМА – Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству. Этой общественно-политической оборонной организации уделялось большое внимание со стороны государства, и катастрофа  вызвала к себе повышенное внимание со стороны военного и партийного руководства страны, губернии и города. В деле обороны страны, писали газеты того периода, воздушный флот при современной военной технике имеет исключительно большое значение. Каждый наш самолет, каждый наш обученный летчик-боец – могучий и зоркий страж страны советов[1].

В конце мая 1925 года в Иваново-Вознесенске был сформирован 3-й отдельный авиационный отряд, который разместился на только что оборудованном Южном аэродроме.

Самолет-разведчик Ю-21

Самолет-разведчик Ю-21

Первоначально отряд оснащался самолётами Юнкерс-21 (строился в СССР в 1923-1925 гг.), который использовался как двухместный разведчик[2].

Самолет-разведчик Р-1

Самолет-разведчик Р-1

Р-1

Р-1

 

 

 

 

 

Позднее на вооружение отряда поступил самолет Р-1, который также использовался в ВВС РККА в качестве разведчика.

В 1927 года оба типа самолетов одновременно находились на вооружении отряда. В 1927 году в отряде использовались 8 самолетов: 6 – Р-1 и 2 Юнкерс-21.  Так как самолеты использовались в качестве разведывательных, в штат 3-го авиаотряда входили 2 специалиста по аэрофотосъемке: старший военно-аэрофотолаборант и военный фотограмметрист[3].

С самого начала жители города и губернии взяли шефство над авиаотрядом. Они заботились о питании, быте и отдыхе лётчиков. На собранные средства были построены два ангара, ремонтные мастерские, казарма для солдат и дом для лётно-технического состава[4].

8 февраля 1927 года, в 2 часа 30 минут случилась авиационная катастрофа. Два самолета, или, аэроплана, как их называли в то время, поднявшись в воздух, столкнулись  и упали на землю. В момент столкновения у одного из самолетов взорвался топливный бак. Летчики и механики обоих самолетов при столкновении погибли. Сразу же после происшествия Особый отдел ГПУ начал расследование произошедшего инцидента[5].

Катастрофа отразилась непосредственно не только на жизнедеятельности авиаотряда, но и стала заметным событием в общественной жизни города.

Место катастрофы было определено воздушным пространством над территорией между деревней Никулихой[6] и кирпичным заводом №4. После столкновения один из самолетов упал на дороге, ведущей в деревню Крутово, а другой – на границе лесного массива у деревни Никулихи. После падения на землю оба самолета практически полностью разрушились, сильно обгорев в результате возникших пожаров.

Основной версией катастрофы, которая была опубликована, стало столкновение самолетов при выполнении ими фигур пилотажа – «…воздушная катастрофа произошла случайно,…ни в работе моторов, ни в самих летчиках искать причины…нельзя. Столкновение произошло при фигурном спуске»[7].

В катастрофе погибли два летчика и два механика. Погибшие авиаторы не были местными жителями. В числе погибших были: летчики Прокопий Иванович Телицин (уроженец Вятской губернии, 1897 года рождения) и Федор Сергеевич Еремеев (уроженец г. Москвы, 1897 года рождения),  механики Михаил Владимирович Виноградов (1901 года рождения) и Алексей Ермилович Подъяпольский (уроженец Тамбовской губернии, 1898 года рождения).

Прибывшая к месту катастрофы достаточно быстро пожарная команда не смогла  ничего сделать,  тела пилотов и останки самолетов к этому моменту уже сильно обгорели. Главная губернская газета – «Рабочий край» описывая происшествие, отметила, что «необходимо отметить нерасторопность нашей скорой медицинской помощи: на место аварии был вызван врач, которого пришлось ждать полтора-два часа»[8].

Катастрофа вызвала повышенный интерес к ней со стороны жителей Иваново-Вознесенска. По городу сразу же поползли самые невероятные слухи, например о том, что погибшие авиамеханики были пьяны и устроили в воздухе перестрелку из револьверов. Что бы пресечь подобные грязные слухи, оскорблявшие память трагически погибших летчиков, газета «Рабочий край» опубликовала заключение медицинской экспертизы при освидетельствовании тел погибших летчиков и механиков, которое красноречиво говорило об отсутствии почвы для подобных слухов.

Начальник гарнизона г. Иваново-Вознесенска, начальник губернского территориального управления В.Чуев  9 января 1927 года подписал приказ по гарнизону города Иваново-Вознесенска № 12 об организации похорон погибших при аварии летчиков. Первоначально дата похорон была назначена на 10 февраля 1927 года. Но так как катастрофа стала достаточно крупной для ВВС РККА, на церемонию похорон из Москвы выехали представители штаба ВВС СССР и некоторые родственники погибших летчиков. В виду опоздания поезда, на котором должна была прибыть эта делегация, похороны были перенесены на 11 февраля 1927 года, на 3 часа дня.

Похороны погибших авиаторов должны были состояться на городском Успенском кладбище[9]. Ответственным распорядителем похоронной комиссии был назначен командир авиаотряда Коробчук[10]. Наблюдение за общим порядком было возложено на коменданта города Баранова. Всем командирам частей было предписано принять участие в похоронах, для чего следовало прибыть с красноармейским и начальствующим составом свободного от нарядов (форма одежды – повседневная) к 14-00 к управлению терокруга. Президиум Иваново-Вознесенского городского совета предложил всем депутатам – шефам авиаотряда также принять участие в похоронах.

Гражданская панихида должна была состояться в здании управления терокруга (ул. Негорелая, д. 42)[11]. Далее траурная процессия должна была проследовать по ул. Негорелой  мимо братских могил, горсовета, гортеатра, по Панской[12] и Московским улицам к штабу авиаотряда, где также была запланирована гражданская панихида, после чего траурной процессии следовало проследовать по Московской улице к Успенскому городскому кладбищу. Для поддержания порядка начальник городской милиции выделил конных милиционеров. При захоронении должен был прозвучать троекратный салют на каждого из погибших.

Газета «Рабочий край» накануне дня похорон обратилась с призывом заменить погибших товарищей сотнями новых бойцов, а вместо венков на могилы погибших построить новые самолеты и дальше продолжать укреплять воздушный флот.

На похороны погибших летчиков прибыл начальник военно-воздушных сил Московского военного округа тов. И.У. Павлов[13]. В беседе с сотрудником газеты «Рабочий край» он с «…большим удовлетворением отметил ту глубокую скорбь, с которой отозвались иваново-вознесенские рабочие  на известие о катастрофе…», высказав надежду, что Иваново-Вознесенск пополнит при ближайшем комплектовании школу летчиков, для чего Иваново-Вознесенской губернии было выделено в этой школе 16 мест…»[14]

Уже буквально на следующий день после катастрофы рабочие Иваново-Вознесенска начали сбор средств на постройку новых самолетов. «Члены цеховой ячейки ВКП (б) №5, совместно с рабочими и служащими красного амбара при фабрике Зарядье-Вознесенской мануфактуры одними из первых внесли на постройку новых самолетов 11 рублей и обратились в поддержке в сборе средств к рабочим других фабрик Иваново-Вознесенска. Почин поддержали рабочие печатного отделения Объединенной Сосневской мануфактуры, которые внесли 14 рублей на постройку самолетов»[15].

В день похорон газета «Рабочий край» вышла под траурным заголовком «Сегодня хороним т.т. Виноградова, Телицына, Еремеева и Поъяпольского. Они погибли на боевом посту – дадим смену погибшим! Будем строить красный воздушный флот». Под заголовком «Вместо венков. Будем строить новые самолеты».  С 11 февраля 1927 года газета «Рабочий край» практически ежедневно начала публиковать сообщения о поступающих на строительство новых самолетов средствах. К началу похорон средства на строительство новых самолетов уже поступили от рабочих типографии «Красный октябрь», собравших по инициативе ячейки ВЛКСМ 102 рубля. Рабочие граверного отделения и ситцевой палатки Петрищевской Мануфактуры внесли 11 рублей 95 копеек и обратились с поддержкой о сборе ко всем цехам фабрики. Счетоводы городского отдела коммунального хозяйства Смирнов, Базилев, Хонин и Лаханин внесли 4 рубля. Сотрудники редакции «Рабочего края» и цинкографии заявили о том, что внесли (с оговоркой) пока 61 рубль 75 копеек на постройку нового самолета. «Рабочий край» принимал средства и от других граждан и организаций – деньги принимали в кассе издательства газеты с 9 часов утра до 5 часов вечера (ул. Михайловская, д. 13)[16]. Чаще же всего инициаторами сбора средств на предприятиях и организациях выступали партийные ячейки. Начальник ВВС Московского округа И.У.Палов отметил, что «…начинание рабочих надо только приветствовать. Если к откликнувшимся фабрикам присоединяться и остальные, то, безусловно, рабочие Иваново-Вознесенской губернии смогут быстро собрать нужную для постройки самолетов сумму. Этим самым рабочие лишний раз докажут, что дело воздушной обороны страны им близко и дорого…»[17].

На следующий день после катастрофы — в среду 9 февраля 1927 года около здания губтеруправления на Негорелой улице, где было запланировано прощание с погибшими, к трем часам дня собралось свыше тысячи жителей города. Организованным порядком они стали проходили через помещение с гробами погибших, у которых находился почетный караул из красноармейцев и летчиков. Позднее в караул стояли и прибывшие из Москвы представители штаба ВВС. Всего за день с погибшими летчиками простились  около 2 тысяч человек. На следующий день — 10 февраля 1927 года последний долг погибшим пришли отдать свыше 20 тысяч человек. Рабочие Большой Дмитровской мануфактуры пришли с траурными знаменами и оркестром. В день похорон – 11 февраля к  3 часам дня  с погибшими летчиками пришли проститься около 25 тысяч горожан и военнослужащих. В три часа дня гробы с телами погибших из здания вынесли начальник ВВС Московского военного округа И.У.Павлов, председатель городского совета А.И. Жугин и командный состав авиаотряда. Траурная процессия направилась к горсовету, где состоялся митинг.

Передвижение траурной процессии по улицам Иваново-Вознесенска с самолета фотографировали летчики 3-го авиаотряда. Позднее фотографии похорон погибших летчиков были включены в «Альбом 3-го авиаотряда», ныне хранящегося в фондах Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г.Бурылина.

Снимок с воздуха. Траурная процессия у теруправления

Снимок с воздуха. Траурная процессия у теруправления

Снимок с воздуха. Траурная процессия подходит к горсовету

Снимок с воздуха. Траурная процессия подходит к горсовету

Снимок с воздуха. Траурная процессия у горсовета

Снимок с воздуха. Траурная процессия у горсовета. Виден храм Рождества Христова (территория совр.площади Революции)

Траурная процессия перед горсоветом

Траурная процессия перед горсоветом

Траурный митинг у горсовета

Траурный митинг у горсовета

У здания горсовета состоялся траурный митинг, с балкона здания кроме военных также выступили представители ОСО-Авиахима, губкома ВКП (б), других организаций.

Построение в авиаотряде. На заднем плане - Владимирский храм бывшего Владимирского женского монастыря г.Иваново-Вознесенска

Построение в авиаотряде. На заднем плане — Владимирский храм бывшего Владимирского женского монастыря г.Иваново-Вознесенска

Митинги прошли и у здания штаба авиаотряда и на Успенском кладбище.

Снимок с воздуха. Траурная процессия на пути к кладбищу

Снимок с воздуха. Траурная процессия на пути к кладбищу

После троекратного ружейного салюта на братской могиле летчиков был установлен памятник из останков погибших аэропланов. После этого многотысячная процессия рабочих  разошлась в глубоком молчании[18].

Губернский совет ОСОАВИАХИМА обратился ко всем членам ячеек  (в 1927 году в губернии было 23 тысячи членов общества), а также остальным жителям губернии немедленно организовать сбор средств на постройку двух новых боевых самолетов путем добровольных пожертвований, через подписные листы, вызовы через газеты, процентные отчисления с заработка, а также путем постановок спектаклей и киносеансов[19]. Планировалось собрать средства на постройку одного самолета к открытию губернского съезда советов – к 25 марта, другого – к 1 мая[20].

В конце марта 1927 года в авиаотряд имени иваново-вознесенских рабочих поступил первый самолет, получивший название «Красный Манчестер». Название второго самолета несколько раз менялось. Вначале планировалось назвать «Рабочий путь», затем – «Громобой» и «Громобой-Семенчиков», но в конце все, же остановились  на названии «Громобой». Передача ВВС РККА второго самолета собранного на средства ОСОВИАХИМА Иваново-Вознесенской губернии состоялось в 5 часов вечера 15 июля 1927 года на аэродроме имени Фрунзе. Жители Иваново-Вознесенской губернии и Иваново-Вознесенска оказали посильную помощь 3-му отдельному авиационному отряду, восстановив его боевую мощь.

Д.Л.Орлов (г.Иваново)

Галерея фотографий, представленных в этой статье

 

 

[1] Рабочий край, 10 февраля 1927 г.
[2] Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР. Москва. 1986. С. 347.
[3] Альбом 3-го авиаотряда. ИОКМ 66…29.
[4] wiki.ivanovoweb.ru> index.php/ 3-й авиационный_отряд (23.03.2016).
[5] Рабочий край, 9 февраля 1927 г.
[6] В 1927 году деревня располагалась на южной окраине города. Территория д. Никулиха вошла в состав города в 1958 году.
[7] Рабочий край, 10 февраля 1927 г.
[8] Рабочий край, 10 февраля 1927 г.
[9] Закрыто в 1933 году.
[10] Командир 3 авиаотряда в 1926-1927 гг.
[11] Современная улица Советская.
[12] Современная улица Станко (1927).
[13] Начальник ВВС Московского военного округа  с 1924 по 1930 гг.
[14] Рабочий край, 11 февраля 1927 г.
[15] Рабочий край, 10 февраля 1927 г.
[16] Современная улица Пушкина.
[17] Рабочий край, 11 февраля 1927 г.
[18] Рабочий край, 11 февраля 1927 г.
[19] Рабочий край, 13 февраля 1927 г.
[20] Рабочий край, 23 февраля 1927 г.