Устав Троицкой Кривоезерской пустыни (1 и 2 части)

Троицкая Кривоезерская пустынь

Троицкая Кривоезерская пустынь

Ниже публикуется части 1-я и 2-я части устава Троицкой Кривоезерской пустыни, принятого в 1817 году и подписанного строителем иеромонахом Феодосием (Крюковым) и всей братией. Устав публикуется по рукописи из Государственного архива Ивановской области (ГАИО, ф. 893, оп.1, д.158). Текст для удобства восприятия в некоторой степени приближен к нормам современного русского языка. Расшифровка и обработка текста: игумен Виталий (Уткин), протоиерей Андрей Ефанов, Е.А.Славик, иеродиакон Петр (Молочков). Примечания всех видов, имеющиеся в тексте, являются его оригинальной составной частью и сделаны непосредственно в рукописи.

Данная часть рукописи опубликована в: Труды Иваново-Вознесенской Православной Духовной семинарии: сб.ст. — Иваново: Иван.гос.ун-т, 2014. — Вып. I, с.с. 136 — 160.

3, 4 и 5-я части

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предуведомление
Часть 1-я
О церкви
Главы
1. О разделении продолжений церковных служб с кратким изъяснением оных.
2. О изъяснении времен церковного служения.
3. О вхождении в церковь Божию и благоговейном стоянии в оной.
4. О церковных чтениях.

 

Часть 2-я

О церемониях
1. При пострижении монахов бываемой.
2. При крестном ходе.
3. О трапезном чиноположении.
4. О церемонии, бываемой в Великий Четверг при умовении ног.
5. О церемонии прощальной.
6. О церемонии погребальной.
7. О церемониях, церковью преданных.

 

Часть 3-я

О должностях

  1. Настоятеля.
  2. Казначея.
  3. Ризничного.
  4.  Уставщика.
  5. Духовника.
  6. Алтарных служителей.
  7. Благочинного.
  8. Эконома.
  9. Келаря.
  10. Трапезного.
  11. Пономаря.
  12. Канонарха.
  13. Рухлядчика.
  14. Нарядчика.
  15. Вратаря и будильника.
  16. Благовестителя.
  17. Повара с помощником.
  18. Гостинника.
  19. О разных должностях
  20. О изъяснении должностных и разных послушаний.

Часть 4-я

Об общежительных обрядах.

1. О разных общежительных установлениях.

2. О безмолвном и безмятежном в келлиях пребывании.

3. О пустынном и уединенном жительстве.

4. О сохранении между братиев тишины и спокойствия.

5. О дозволительном друг друга посещении.

6. О дозволительном посещении сродников своих в гостеприимном доме.

7. О разделении наказаний духовных преступникам общежительных установлений.

 

Часть 5-я

  1. О правилах монашествующих

а. Нощное соборное.

б. Келейное.

в. Келейное упражнение.

г. Правило монашествующих.

д. Пустынножительное.

 

Предуведомление

 

Лист Устава

Лист Устава

Прежде, нежели приступим мы к изображению устава Святой Горы Афонской, то необходимо нужно возвестить нам о сем. Устав оный ничто иное есть, как точное сохранение и исполнение палестинского типика, который под названием устава пречестнейшего святого Саввы Освященного Лавры и прочих иерусалимских монастырей и преподобноавксентиевской горы весь изображен в церковном уставе с надлежащими изъяснениями чиноположений. Но поелику Святая Афонская гора по особенному Божию промыслу и Пречистой Богородицы заступлением, также и по изрядному своему местоположению и далечайшему удалению от мирских селений, и наипаче по невхождению в оную женского пола людей, а того чуднее и бессловесных животных женского пола, имеет великую удобность сохранить палестинский типик и общежительный устав, сему подобно и в наших странах таковое чиноположение удобно исполняти, как самый опыт доказывает в удаленных от селений в России находящихся Валаамской, Саровской, Софрониевской и Песношенской пустынях, которые своими заведениями и заслуживают всеобщего уважения. А каковое в общежительных святогорских и российских вышереченных обителях установлено чиноположение, опять изъясняется нижеследующими частями: 1-я — О церкви, 2-я О — церемониях, 3-я — О должностях, 4-я — Об общежительных обрядах, 5-я — О правилах монашествующих. Изъясняется же оное общежительное установление очевидным путешественническим порядком с особенными в некоторых пунктах рассуждениями и замечаниями под знаками *, которыми разрешается всякое сомнение, могущее последовать при несходственном в одном против другого монастыре чиноположении, от того ли, что по причине открывшихся неудобств или за малолюдством в монастыре братии единообразного установления исполнить не можно. Все те обстоятельства, хотя кратко, но довольно ясно изъяснены. Впрочем, хотя и есть некоторые различности в одних только обрядах, но непосредственно руководствуясь евангельскому воззванию все нарицающиеся общежительными монастыри едину цель имеют, чтоб составить христоподражательное братское общество в истинном искреннем и союзном мире. Противляющиеся же общежительному установлению в чем-либо признаны бывают яко не суть члены, но нарушители таковых обществ, которые основаны были в первенствующей христианской Церкви. Ныне же необходимо нужно иметь послушание к начертанному сему установлению в благоговении и страхе Божием, а идеже страх Божий, там и благочестие. А идеже благочестие, тамо душевная и телесная чистота, без них же никто не узрит Бога.

Сочинен же сей устав во всем сходственно церковному типику и святых отцов преданиям. Как о том довольно чтущему явственно будет с великим желанием того, чтоб приявшие сие общежительное установление прилагали тщательное усердие свое ко единодушному и искреннему друг с другом жительству.

Всемогущий Бог, во славу Пресвятого Своего Имени, да поможет благое сие намерение привести в совершенное дело, и да ввержется в сердца человеческие огнь любви Божественной, в те самые сердца, кои именуется общежительными, и дабы сим превосходнейшим жительством получить первообразную доброту, святость и непорочность душ наших о Христе Иисусе Господе нашем, Ему же купно со Отцем и со Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и в безконечныя веки. Аминь.

 

Часть 1-я. О церкви

 

Глава I.

 

О разделении продолжения церковных служб с кратким изъяснением оных.

 

  • I    Церковные службы разделяются на 8 отделений. Именуются: 1. Великопраздничная. 2. Воскресная. 3.Бденная. 4. Полиелейная. 5. Славословная. 6. Вседневная. 7.Субботняя и 8. Постная
  • II    По 1-му отделению к великопраздничным церковным службам принадлежат Господские, Богородичные и храмовые праздники, в которые поют с отменным и дополнительным продолжением церковную службу, на всенощном бдении поучительные чтения усугубляют. *[1] «Хвалите имя Господне» — оба псалма поют на сходе по обеим сторонам, также величание поют сперва алтарные служители, а за ними и крылосные, употребляя на каждое от избранного псалма по три стиха и потом величание, за сим седальны пред Евангелием, а по нем канон праздника, светилен и хвалитные стихиры – всё сие поют нараспев – сия всенощная продолжается до шести и семи часов.
  • III    По 2-му отделению в воскресные дни с недели Фомины до 15-го числа сентября отправляются всенощные бдения, которые от великопраздничных различествуют тем, что «Хвалите имя Господне» оба псалма, на величаниях избранные псалмы, а по Непорочных седальны; по Евангелии каноны читаются с припевами написанных песней и продолжаются до пяти часов; и с 15 числа сентября до Недели Фомины отправляются утрени (кроме праздников, в которые положены бдения) и пред нею на полунощнице поем троичный канон гласа; а с утрени по тому же обычаю, как и на всенощном бдении положено и продолжаются до трех часов. **[2]
  • IV    По 3-му отделению в праздники, имущие всенощное бдение по уставу, отправляется так же, как и воскресные, но кратче бывают от того, что на сих бдениях поется величание без Непорочных, но один только антифон четвертого гласа, на канонах запевы Богородице, святому, ему же есть бдение по уставу; и продолжением до четырех часов.
  • V    По 4-му и 5-му отделениям, в праздники, имущие полиелей или славословие великое, отправляется утреннее служение по точности указаний церковного устава; к читаемому канону запевы поют Богородице и святому, имущему полиелей или славословие, иногда по рассуждению настоятеля припевают и песни, изображенные во уставе, и продолжаются полиелейные до трех с половиной, а славословные службы до трех часов, и во все вышереченные праздники в церкви земных поклонов не бывает.
  • VI    По 6-му отделению во вседневной службе по окончании полунощницы присовокупляет «Помилуй нас Господи, помилуй нас» с ектениею, написанною в Часослове после вседневной полунощницы, но впрочем вся служба отправляется по точному указанию церковного устава, в таковые дни бывает в церкви земные поклоны, и по 7-му отделению субботняя служба от вседневной различествует пременением полунощницы, и без прибавки, как бывает по вся дни, пременением песней с каноны и прочими стихи, сверх сего в таковые дни в церкви земных поклонов не бывает.
  • VII    По 8 отделении постная служба разделяется на три статьи: 1. Святой Четыредесятницы, 2. В посты: Рождества Христова, святых апостолов Петра и Павла и Успения Пресвятой Богородицы и 3.  В среды и пятки всего лета, и потому в посты, написанные в первой статье, Святой Четыредесятницы начало утрени с полунощнецею бывает по повседневному*[3]: по отпуске утрени и часов с вечернею исходят вся братия в притвор, поящее литийную стихиру, а за сия поют литию о усопших и, поклоньшеся по чину, исходят в келии свои. Во второй статье первый пост Рождества Христова, второй — святых апостолов Петра и Павла и третий — Успения Пресвятой Богородицы (кроме праздников), в такие дни, в которые по уставу велено петь «аллилуйа», в таковые отправляется церковное служение во всем сходственно Святой Четыредесятнице, кроме только кафизм и канона с песнями, Литургии в той день не бывает, но часы с междочасием и вечернее с поклоны, по великопостному уставу с литиями, и братская трапеза бывает одна в день. В предпразднственные  по уставу  без земных поклонов, а шестеричной службы дни, по повседневному обыкновению, с земными поклоны, и братские трапезы бывают два раза в день, и по третьей статье в постные дни: среды, пятки всего лета церковная служба бывает по повседневному обыкновению, и братская трапеза одна в день, кроме только таковых дней, в которые бывают тяжелые работы, и во все таковые постные дни утреннее служение продолжается до трех часов с различием одних токмо обрядов и постов.
  • VIII    Часы с Литургиею Василия Великаго и Иоанна Златоустого продолжаются до двух часов, и часы с междочасием и вечернее во вторые посты продолжается до двух же часов, без междочасия до полуторачаса. В навечерие Рождества Христова, Богоявления Господня и во Святой Великий Пяток часы поются до двух часов, во Святую Великую Четыредесятницу часы же со чтениями и вечернее, а в среду пяток и прочие по уставу дни с Преждеосвященной литургией до трех часов и более.
  • IX    Вечернее служение во всем году отправляется с повечерием и каноны Иисусу Сладчайшему, ежели в воскресение, то и с акафистом ему же, канон Пресвятой Богородице во октоихе наряду положенный, а по шестой песне присовокупляет и акафист, и канон Ангелу Хранителю, по «Достойно» бывает малый отпуст повечерия, вся сия служба продолжается до двух часов, ежели в сии дни должна каковому-либо святому быть вычитка, тогда канон Иисусу Сладчайшему оставляется, и по Богородичном каноне вычитывается святому вся служба; во Святую Четыредесятницу великое повечерие отправляется со всеми вышепоказанными каноны, акафисты, и с поучительными чтениями, и продолжается более трех часов.
  • X    Во общежительных монастырях, по общему их обычаю и привычке к столповому пению, как в праздничные, так и по вся дни, на всех церковных службах отправляется пение знаменного распева.

 

Глава II

 

О изъяснении времен церковного служения.

 

  • I    В двунадесятые, господские и богородичные праздники и храмовые праздники зимою всенощное бдение бывает в двенадцать часов по полудни, а летом с вечера с семи часов с половиною по полудни.
  • II    В воскресные и бденные праздничные дни зимою всенощное бдение или утреня бывает в час по полуночи, а летом с вечера, с семи с половиной часов по полудни.
  • III    В полиелейные и славословные праздники и повседневные дни во весь год утреня бывает в два часа по полуночи.
  • IV    Ранняя Литургия во весь год начинается с шести часов по полуночи, в сие же самое время обычно монашествующие отправляют келейное утреннее правило до самой поздней Литургии.
  • V    Поздняя Литургия во весь год бывает с осьми часов, а зимою в кратчайшие дни в десять часов по полуночи, и по отправлении оной и по отпетии молебнов с десяти с половиной и с одиннадцати часов по полуночи бывает братская трапеза.
  • VI    По 6-му отделению во вседневной службе по окончании полунощницы присовокупляют «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» с ектениею, написанною в Часослове после вседневной полунощницы, но впрочем вся служба отправляется по точному указанию церковного устава, в таковые дни бывают в церкви земные поклоны, и по 7-му отделению субботняя служба от вседневной различествует пременением полунощницы, и без прибавки, как бывает по вся дни. В навечерии Рождества Христова и Богоявления Господня и во Святой Великий Пяток царские часы отправляемы бывают в осемь часов по полуночи.
  • VII    Во Святую Великую Четыредесятницу часы отправляемы бывают с одиннадцати часов по полуночи, яко достижет братская трапеза в два часа полудни, а когда бывает Преждеосвященная литургия, то начинают часы с 10-ти часов по полуночи, и заканчивают вечерню с Преждеосвященной литургией около двух часов по полудни.
  • VIII    В прочие посты, когда поют «аллилуия» и Литургии не бывает, то часы начинают с девяти часов по полуночи, а братская трапеза бывает с двенадцати часов по полуночи. Во Святую и Великую Субботу часы начинают в седьмом и оканчивают в восемь часов по полуночи, а по отпетии оных ударяют семь раз в колокол к елеосвящению всей в монастыре братии и с 9-ти часов начинают оное соборне, и помазают всю братию и прилучившийся народ святым елеем по следованию.
  • IX    В навечерии: Рождества Христова и Богоявления Господня, во Святой и Великий Четверток, Пяток и Субботу вечерни начинают в самые те часы, в кои по исчислению церковного устава показаны.
  • X    Обыкновенно вечерня во весь год начинается с четырех часов по полудни; по отпетии оной с шести часов по полудни бывает братский ужин.
  • XI    Во Святую Великую Четыредесятницу великое повечерие начинается с пяти часов по полудни, и с нощным вкупе правилом оканчивается в восемь часов по полудни – во все сии постные дни братского ужина не бывает.
  • XII    Нощное соборное правило начинается с семи и оканчивается без поклонов в семь часов с четвертью, и с поклонами — в восемь часов по полудни.

 

Глава III

 

О вхождении в церковь Божию и благоговейном стоянии в оной.

 

  • I    Всяк брат, находящийся в монастыре, на утреннем пении войдя в церковь Божию, со благоговением и страхом Божиим, должен учинить три поклона земных *[4] и три поклона поясных с молитвою, и потом, поклонившись на обе стороны братии, стоит на своем месте до окончания полунощницы; и пред окончанием оной, учинив настоятелю, а потом крылосным братиям по поклону, стать на крылосном своем месте до самого отпуска утрени. Подобным образом и при выходе из церкви творит поклонения.
  • II    Стоя в церкви Божией на крылосе или в церкви на утреннем пении, прилежно слушать чтущих псалмы Давидовы, совознося при том ум свой к Богу, с молитвенным призыванием, еже получить милость Божию и оставление грехов своих, равным образом пению церковному, поучениям достодолжно внимать и, елико возможно, в памяти своей содержать.
  • III    Когда по кафисмах поют седальны, и за ними чтут поучение, а по шестой песни Пролог, тогда кийждо брат да сидит в церкви на устроенных скамьях, дав утружденным ногам отдохновение, но молвы и шепотов отнюдь да не производится, поелику сими поступками препятствуется слышание слова Божия, за что виновные, смотря во вине, накажутся надлежащей епитимией.
  • IV    Кто из стоящих на утреннем пении изнеможет так, что уже не надеется он до конца утреннего пения отстоять, тогда должен учинить троекратное выходное поклонение, придти к настоятелю и просить прощения: «простите, отче святый, я за болезнию моею или расслаблением не могу совершить славословие Божие, благословите в келлию идти», и, получив благословение, исходит из церкви. Равным образом поступят и те из братиев, кои за благословною виною из церкви выдти должны, но без благословения настоятеля выходить не дерзать, под опасением положения за это епитимии.
  • V    Если за отлучкою или за болезнию на утреннем пении настоятеля нет, тогда к начальствующему  по нем должны суть братия приходить на благословение на выход из церкви.
  • VI    Братия, поющие на крылосах *[5]: правом достоят до самого отпуска утреннего пения и на левом до стиховны утренней, а в праздничные дни на обоих крылосах да поют до самого совершения утреннего пения.
  • VII    По окончании утрени, когда начнут читать первый час, тогда служащий чередной иеромонах приходит к настоятелю, творя поклонение лобызают друг другу руки, подобным образом следуют за ним и прочие братия по чину, творя так же поклонение и лобызают друг другу руки. А несвященствующие приемлют благословение и отходят на свои места.
  • VIII    Когда на утреннем пении пет был празднику или святому полиелей, тогда в начале первого часа приходит настоятель к образу, ему же пет был полиелей, творя два поклона, лобызает святую икону, и потом учиняя оной один поклон, знаменует себя святым елеем от кандилы праздника или святого, станет на своем месте; а за ним чредные иеромонах с иеродиаконом, учиняя таковое же целование и знаменование с поклоны, приходят к настоятелю для принятия благословения. Подобне и вся братия по чину два — два производит целование и принятие благословения.
  • IX    Когда же в великие праздники за амвоном среди церкви соборне полиелей отправляется, тогда по прочтении Евангелия праздничной иконе бывает целование с поклоны, а принятие от настоятеля благословения бывает в обычное время.
  • X    Когда настанет время к началу Божественной литургии и по троекратному пономареву ударению к проскомидии, при начатии чреду имеющего иерея пред Царскими дверями читать входную молитву пономарь ударяет в (било) и по ударении производим бывает обыкновенный к Литургии благовест, и в то самое время все находящиеся в монастыре братия должны по обыкновенному порядку придти в церковь для чтения на проскомидии диптихов: как о здравии живущих, так упокоении усопших православных христиан, написанных в диптихах. А кто за нерадением и леностию не придет к чтению проскомидии, тот яко нарушитель и отяготитель общества строжайшей подвержен быть имеет епитимии.
  • XI    Ежели в каковый праздничный и воскресный день Божественная литургия отправляется соборне, тогда один только чредный иерей с диаконом приходят в церковь и по обыкновению совершают проскомидию, а благовест производим бывает до входа настоятеля в церковь, а по входе, ставши пред царскими дверьми с прочими сослужащими ему и стоящими одесную его иереи, и ошуюю во облачении диакона – читает входную молитву, и по молитве начинают часы.
  • XII    В слушании Божественной литургии надлежит как поющему, так и стоящему в храме Господнем со особенным и прилежнейшим вниманием стоять и размышлять о толико чистительной приносимой жертве, коею правосудие Божие за грехи всего мира удовлетворено, благодаря Господа Бога сердцем и усты за всемогущество Его благодеяния, прося о прощении грехов своих и о наследии всех душевных и телесных благостей и милостей Божиих. По освящении святых даров, с возношением и явлением оных же Божественных таинств, по изречении иерейском «всегда ныне и присно» поклоняются все братия откровенными главами со благоговением и страхом Божиим Спасителю нашему Господу Иисусу Христу, невидимо во Святых Тайнах сущему до лица земли; не оставляя отнюдь таковых поклонений и в великие праздничные дни, равным образом поклонение производить пред святою трапезою всем входящим во святой алтарь, как в продолжение церковной службы, так и во всякое время почести ради Божественной, Телу и Крови Господним.
  • XIII    Когда пред окончанием литургии начинают читать псалом «Благословлю Господа», тогда настоятель приходит ко святой иконе, ему же отправляется церковная служба, творя пред нею два простых поклона, лобызает оную, а по лобызании еще учиняя один поклон, приходит к чередному иерею для принятия антидора. А за настоятелем и вся братия по чину производят целование святой иконе с поклоны и приятие антидора, и отходят на свои места.
  • XIV    По благовесте к вечернему пению во всех монастырях начинают девятый час, а за ним вечерню, а потому пришедшие по обыкновенному порядку во время девятого часа братия должны стоять в церкви или в притворе на своих местах, а при начатии предначинательного вечернего псалма, сотворя каждый брат настоятелю и крылосным по поклону, становятся на своих крылосных местах до самого отпуска как вечерни,  так и повечерия, не производя отнюдь неблагоговейных шепотов и переходов с своего места.
  • XV    После вечернего братского ужина бывает нощное правило, начинающееся с «Трисвятого» и молитв на повечерии, к чему присовокупляют и Молитвы на сон грядущим, а по окончании оного бывают поклоны, изображенные в конце книги сей под литерою А. Но в двунадесятые и Богородичные, и храмовые праздники, во бденные дни, в субботу и неделю вечера таковых поклонов (кроме одних только молитв) не бывает. По поклонах настоятель среди церкви творит четыре поклона, изображенные в правиле, и, обращая лице назад, просит обычное прощение, творя всей братии земное положение, такожде и вся братия поклоняется ему лицем до земли. Сперва чередный иерей и за ним и вся братия приемлют от настоятеля благословение, отходят кийждо в келлию свою с надлежащим себе вниманием и молчанием, и в сие самое время до самой утрени никто не имеет права ходить из своей в братские келлии, кроме настоятеля, казначея и духовника, равным образом и им по должности к каждому брату ночью ходить на запрещается.

 

Глава IV

 

О церковных чтениях.

 

  • I    Во время церковного служения в церкви всегда по очереди бывают чтения из разных церковных книг, как то: поучительных слов, благовестников, проповедей, триодных синаксарей, прологов и прочих тому подобных, кои и разделяются на священнослужительские и просто монашеские чреды.
  • II    Священнослужители алтарные — иереи и диаконы по настоятельскому назначению по очередям: как на утрени, так и на третьем и девятом часах, в Великую Четыредесятницу, на Литургии поучительные слова: проповеди и благовестники со благословением чтут обыкновенным порядком и потом, ставши пред местною иконою Спасителя, сотворя трикратное поклонение, учинить такое же и настоятелю, а в небытность его — обеим крылосам по поклону, отходят на свое место.
  • III    Монашествующие со способными  белцы читают на утрени триодные синаксари, прологи, поучительные слова и прочие исторические сказания, как всегда на утрени, так и в Святую Четыредесятницу на повечерии по очередям, вышеизъясненным в предыдущем пункте порядком.
  • IV    Чтение вечерни с повечерием и правилом, полунощницы с утреней, 1-го, 3-го, 6-го и 9-го со изобразительными часов, именуется череда чтения, которую с предначинательного вечернего псалма до самого 9-го часа продолжать непременно чередному брату, дабы не воспоследовало в чтении какового-либо беспорядка и остановки, в чем и обязан ответствовать кому должно; по окончании своей чреды, то есть по девятом часе или по изобразительных с тем братом, коего наступает чреда, должен учинить местному Спасителеву образу, настоятелю или обоим клиросам по установленному поклону.
  • V    Чтения на вечерне, утрени, на часах, кафизмах, начиная с первой до последней кафизмы, отправляются по чредам, как на вечерни, так и на утрени; ежедневно по прочтении последней кафизмы творить поклонение по вышеустановленному порядку.
  • VI    На вечерни на паремиях*[6], на повечерии и утрени**[7] канонов и на Литургии чтения апостолов бывают из способных братий по ежедневным очередям, с вышеустановленными по прочтении поклоны.
  • VII    Когда устанавливаем бывает чин неусыпающих, тогда надлежит избрать 24 человека, и по очередям да отправляют оный в церкви два человека, поя или весьма редко читая Псалтирь, припевая к каждому стиху «аллилуии», и на каждой Славе «аллилуия» трижды с поклоны, и по кафизмах «Трисвятое» со умилительными тропари петь, и молитвы читать по чину изобразительному во Псалтири, и по завершении своей чреды учиняя троекратное Спасителевой иконе поклонение, споклоняются и пришедшим вместо их братиям, и отходят во свои келлии.
  • VIII    Для лучшего коемуждо брату сведения о своих очередях необходимо нужно иметь в церкви или трапезе изъяснительный реестр на коегождо брата всех очередей.

 

Часть 2-я. О церемониях

 

Глава I-я

 

О церемониях.

 

О церемонии, при пострижении монахов бываемой.

 

  • I    Когда по установленному порядку бывает пострижение монаха, тогда все в церкви или келлии*[8] братия и предстоящие люди да держит кийждо в руках своих возженную свещу, имея откровенные главы, и по отпусте Литургии и по обычном целовании святого Евангелия и новопостриженного брата,**[9] ведут его из церкви в братскую трапезу, с пением «познаем, братие, таинства силу», и со звоном во все колокола; братия же идут в трапезу таким порядком: сперва послушники, а потом рясофорные***[10], за ними мантийные монахи, а за мантийными монахи диаконы и иереи по два человека в ряд, а позади с настоятелем рядом идет новопостриженный монах, и по приходе в трапезу бывает сугубая ектения с поминовением новопостриженного брата, и по отпусте — многолетие.
  • II    В продолжение братского стола новопостриженный монах пищи не вкушает, но стоя среди братии, по ударении в колокольчик приносит из поварни и поставляет на первое место с молитвою пищу, и паки стоит, ожидая конца трапезы и исполняя начатки своего послушания, по рассуждении же настоятеля новопостриженные монахи читают за трапезою и жертвенник.
  • III    По окончании братской трапезы провождают новопостриженного монаха со звоном в келлию и с молитвою оставляют его во оной*[11]; и по вкушении постнической пищи упраздняется в молитве и душеспасительных поучениях, и как в келье, так и за всею церковною службою до осмого дни имеет покровенную главу свою; в осмой же день по прочтении установленной разрешительной молитвы ходит по общему обыкновению.

 

Глава II-я

 

О церемонии, бываемой в крестных ходах.

 

  • I    Когда имеет быть около собора или вокруг всего монастыря крестной ход, тогда пред Литургиею бывает малое освящение воды не от настоятеля, но от начальствующего по нем с надлежащим перезваниванием в колокола.
  • II    По отпусте Литургии вземлют два иерея: святое Евангелие и Животворящий на блюде Крест и вышед за амвон стоят лицом на запад, а около их также стоят, но со свечей запрестольный крест, с хоругвями и со святыми иконами по порядку, пред ними настоятель с сослужащими иереи и диаконы, ставши и прием кадильницу кадит святое Евангелие, кресты и все святые иконы, и по начатии отправляемому празднеству молебна исходят в западную дверь, поюще канон праздника или храма.
  • III    Порядку же при крестном ходе надлежит быть такову: сперва носящий запрестольный Крест со свещеносцем, за ним хоругви, за хоругвями и святые иконы, из коих последует праздничная икона, ей же отправляется молебен, с пред идущими пред нею двумя свещеносцы**[12]  и кадящими пред нею двумя диаконами, за иконами певцы, за певцами следует по чину монастырскому братия, за коими особенно два брата несут ту освященную воду, и ею иерей кропит по всем сторонам монастыря, за святой водой два свещеносца и два диакона кадящих идут пред иереи, носящими святое Евангелие и осеняльный Крест, — за сими и прочие иереи по два человека в ряд, последи же всех и настоятель, сопровождаемый первенствующими диаконы и послед идущим за ним народом.
  • IV    Таким порядком изшед на западную сторону церкви или монастыря производят осенение на все четыре стороны крестом с кроплением освященной водой, по всем же сторонам по надлежащему, произведя сие действие, идут на полуденную сторону, и ставши на оной поют «спаси от бед» или «моли Бога о нас» святым, и по сугубой  ектении бывает  обычное осенение креста, по осенении следуют на восточную сторону, где так же поют «спаси от бед» или «моли Бога о нас, святый», по отпетиии кондака и прокимна с принадлежащими стихами, по прочтении Евангелия с пением стихиры Евангельской и по «спаси, Боже, люди Твоя», осеняют обычно крестом и тако идут на северную сторону, где конечное бывает осенение креста с кроплением освященной водой на все четыре стороны, оттуда идут западною дверью в церковь, и оканчивая девятую песнь канона, по коем бывает «Трисвятое», и по «Отче наш» тропари праздника, или «помилуй нас, Господи, помилуй нас». По тропарях же глаголется от диакона ектения «помилуй нас, Боже», по возгласе и по отпусте провозглашается от диакона Императорскому дому, Синоду и местному архиерею, потом настоятелю с братией, синклиту, военачальникам и градоначальникам, и всему христолюбивому воинству и всем православным христианом  – многолетие с надлежащим пением на оба лика «многая лета», и по обычном целовании креста идут кийждо по своему званию на места свои.
  • V    В праздник святого Богоявления Господня, в преполовение Пятидесятницы и в первый день августа бывает освящение воды в такое время, как о том в уставе церковном изображено. Не сохраняя порядки написанного в первом пункте сей главы, но при том в праздник святого Богоявления крестный ход бывает единственно на реку или источник, равным образом и в Преполовение со Спасовым днем с прибавлением токмо ко оным по настоятельскому произволению и вокруг монастыря крестного хода.
  • VI    Во все крестные ходы бывает во все колокола звон, но когда на какой-либо стороне или  реке или источнике оный остановится, тогда для вящего внимания совершаемого тут действия в колокола перестают звонить до самого движения с места святых икон.

 

ГЛАВА III

 

От трапезном чиноположении.

 

  • I    По отпусте Божественной литургии и по потреблении Святых Даров ударяет*[13] пономарь  или кому от настоятеля приказано будет в колокол для собрания братии в трапезу до пятнадцати раз изредка, и по тому и должна вся братия собираться в трапезу, ожидая настоятеля; по приходе же и ударении его в малый колоколец и по обычной молитве да сядут кийждо по чину.
  • II    В продолжении братской трапезы бывает чтение чреду имеющим братом, а потому надлежит сидящим за братской трапезой прилежно внимать чтению и отнюдь никому не вдавать себя шепотам и разговорам,  охраняя притом и свои мысли от неподобных воображений.
  • III    По окончании братской трапезы и чтения приходит  чтущий за трапезой брат к настоятелю, приемля от него благословение и сотворши ему поклонение, отходит в келарню, ожидая второго стола, а братия, вышед из трапезы, да идут кийждо в келлии свои, исполняя данное себе послушание.
  • IV    В праздничные и воскресные дни по изображенному в уставе и следованном Псалтири чину бывает возношении Панагии то есть части или просфоры в честь Пресвятой Богородицы чреду имущим диаконом.
  • V    В сходственность изображенного по цветной триоди чина, от недели Святой Пасхи до субботы Светлой седмицы ежедневно бывает возношение святого артоса нижеследующим порядком: по отпусте Божественной литургии, имеющий утром служить Литургию иерей вземлет со аналоя святую икону Воскресения Христова, а диакон артос и идут из церкви в трапезу таким же точно обрядом, как и при пострижении монахов бывает, поющее «Христос Воскресе» многажды, пред иереем и диаконом рядом идущими несут два подсвещника со свещами горящими, последи же всех идет и настоятель, и когда придут в трапезу, полагают святую икону и артос на аналой на то устроенный, и по обычной молитве вся братия садится за братскою трапезою вкушать предложенной им пищи с благодарением Богу, и по окончании трапезы бывает возвышение артоса по чину и по целовании оного несут как икону святую, так и артос в церковь вышепоказанным порядком с пением «Христос Воскресе» до церкви, пришедши же в церковь иерей со диаконом за амвоном ставши лицом назад, а настоятель с братией против их по чину стоя поют «и нам дарова живот вечный» и, поклоньшеся трикратно ко святей иконе, исходят из церкви кийждо в келлию свою. Когда ж такое принесение артоса бывает, тогда во все колокола бывает звон, а в субботу Светлой седмицы с надлежащим молитвословием бывает раздробление артоса по вышепоказанному в цветной триоди чину, и с недели Фомины до отдания Пасхи пременение некоторых стихов в возвышении Панагии бывает по тому самому триодному чину.
  • VI    Кто за начало братской трапезы придти не успеет и дабы исканием принадлежащего ему места не произвести смущение, пристойнее ему сесть на том месте, где застанет, и если сия медленность по небрежению его учинена, то подвержен бывает епитимии.
  • VII    Хотя в общежительных монастырях и надлежало бы по церковному уставу иметь расписание — какую именно когда варят пищу, но по различности в России климатов (и) происходящих от того неудобств сего расписания установить никак не можно. Да и из церковного устава видны многие противоречия, иногда ссылаются на афонский, студийский, палестинский и даже на неизвестные монастырские уставы, и каждый видно устав против своего природного изобилия  законополагает, а потому и в российских монастырях  во употреблении пищи никакого законоположения нет, кроме только того, чтоб она была отнюд не излишна и не многоценна, сообразна монашескому званию с надлежащей экономией снискиваемая.

 

Глава IV

 

О церемонии, бываемой в Великий Четверток при умовении ног.

 

  • I    В сходственность положенного в большом требнике чина в Великий Четверток в монастырях бывает от настоятеля монашествующим умовение ног, с тою только против архиерейского умовения различностию, что настоятели монастырей, не имея под своим ведением 12 иереев, совершают умовение над 12 человеками, иереями, диаконами, мантийными и рясофорными монахами, облаченных не во священное, но просто монашеское, каждому по своему званию приличествующее одеяние, и исхождение из алтаря к настоятелю не в царские, но в южные и северные двери по два человека бывает, вышедши же из алтаря за амвон, творят на восток троекратное и настоятелю одно поклонение,  и да сядут кийждо на принадлежащем ему месте.
  • II    Когда производимо бывает умовение ног, тогда, по общему всех обыкновению, в место святого апостола Петра во всем ответствует казначей или кто по нем старший брат, но впрочем, пение и молитвословие бывает во всем сообразно изображенному в большом требнике чину.
  • III    Не воспрещается и коемуждо-либо брату страннолюбствующих и особливо монашествующих с настоятельского благословения позвать к себе в келлию и, удовольствовав его страннолюбным восприятием по заповеди Господней,  омывать таковым странникам ноги.

 

Глава V

 

О церемонии бываемой в неделю сыропустную, среду Страстной седмицы и на утрени в неделю Святой Пасхи при прощении  братии в церкви.

 

  • I    По отпуске нощного соборного правила крылосные поют протяжно стихи: 1. «Покаяния отверзи ми двери». 2. «На спасения стези». 3. «Множество содеянных мною лютых». 4. Субботний Богородичен Октоиха 5 гласа утренний «Оле окаянная душе» (прим. ред. Богородичен Октоиха на «Слава, и ныне» с хвалитных стихир утрени субботы 5 гласа) и прочие по приличию поста стихи; между сим пением настоятель творит по два земных поклона местным святым иконам и целует их, по целовании их покланяется однажды святой иконе, и тако идет ко другой иконе, равным образом и вся братия по ряду с надлежащими поклоны целует святые иконы; по целовании всех святых икон настоятель, став посреди церкви, творит обычные поклоны прощения. И приходит к нему кийждо брат, поклоняяся глаголет – «Прости, отче святый, и благослови» и по приятии надлежащего благословения целуется с настоятелем в рамена, настоятель говорит: «Христос посреди нас», и пришедый брат: «И есть, и будет», и тако становится начен от первого до последнего брата рядом кийждо с братом своим, и целуют друг друга в рамена свои, и отходят кийждо в келлию свою.
  • II    Таковое же прощение братии бывает кроме целования святых икон и в среду страстной седмицы по отпуске часов, пред самым же началом Преждеосвященной литургии.
  • III    Во святую и великую неделю Пасхи сообразно изображенному во цветной триоди чиноположению на утрени бывает между братиев, начен от настоятеля и до последнего брата во уста целование, но с мирским людьми, и наипаче с женским полом отнюдь целования никакого и во Святую Пасху не бывает.

 

Глава VI

О церемонии, бываемой по смерти и погребении коегождо брата.

 

  • I    Когда случится кому-либо живущему в монастыре общею всем смертию отойти ко Господу, тогда, если умерый бывает  настоятель, ударяют в большой колокол двенадцать раз редко, а если священник и схимонах — три раза, а если диакон или мантийный монах — один раз для возвещения о сем случае всей братии, но по умертвии рясофорного монаха или послушника ударения в колокол не бывает.
  • II    Монашествующим погребение бывает по особенно положенному в большом требнике последованию, и когда несут его из келлии в церковь и из церкви ко гробу, тогда бывает во все колокола звон.
  • III    Рясофорные монахи сподобляемы бывают монашеского и послушники — мирских человек погребению, но при выносе из келлии в церковь и из церкви ко гробу звону не бывает.

 

Глава VII

 

О церемониях, Церковию преданных.

 

  • I    Ведомо убо да будет, яко по церковному уставу по постной и цветной триодям положены различные церемонии, как то: 1) Воздвижение Честного Креста с надлежащим пением и поклонением 2) Великое освящение Богоявленской воды 3) и малое освящение воды в первый день августа 4) в Неделю третью поста 5) и августа 1 числа поклонение Честному Кресту 6) молитвословия в Неделю ваий над вербою. 7) ношение в Великую Субботу круг церкви Плащаницы. 8) молитвенное прошение о пришествии Святого Духа в Неделю Пятидесятницы, и прочие церковные принятые церемонии отправляемы бывают по точном о сем указании церковного устава.

 

[1] То есть избирает продолжительные пред шестопсалмием из бесед на послания апостольские и по обоим (а в Великую Четыредесятницу и по третьей) кафисмам поучения, по шестой же песне Пролог или Синаксарь.

[2] В воскресные дни по церковному уставу читают пред первым часом оглашения преподобного Феодора Студита, ежели где находятся таковые книги.

[3] С присовокуплением положенных во Святую Четыредесятницу великих и малых поклонов и кафисм.

[4] В двунадесятые, Господские, Богородичные и храмовые праздники, предпразднства и попразднства оных, во имущие всенощное бдение, полиелей и славословие, в субботу и недели — во все таковые дни в церкви земных поклонов не бывает, а производятся как при входе, так и при выходе из церкви простые поклоны.

[5] В великих монастырях оба крылоса пременяются всвоем пении, например, в воскресенье, во вторник, в четверток и в субботу начальствует и оканчивает правый, а в понедельник, среду и пяток левый крылос. – Сверх того, ежели случится двунадесятый, Господский, Богородичный, храмовый и бденный праздник, тогда начальствует непременно правый крылос, не взирая на то, что по дне следует начальствовать левому.

[6] Чтение паримий отправляется, по большей части, от канонархов, ибо таковых способных братий, кроме них, мало находится, и потому, ежели из способнейших кто пожелает паримии читать, обязан испросить настоятельского благословения, да и те сохранят чередный порядок.

[7] Под именем чтения на повечерии, утрени канонов череды разделяются каждый порознь, например, на повечериях идет канонов порядок, утренних особенный другой порядок очередей, с разделением притом и способностей чередных братий, кто каковые каноны может читать.

[8] В келлиях постригаемы бывают по большей части из престарелых великосхимники, а  в мантию многонемощные, а потому по пострижении их никакой церемонии быть не может, паче же великосхимники во уважение толико высочайшего восприятия на себя великого ангельского образа, и в братскую трапезу никогда уже не ходят, ибо при восприятии великой схимы приемлют новые постнические подвиги, нестяжательные труды и целомудренные болезни о грехопадениях своих прежде бывших; пост их бывает по обыкновению таков: в понедельник, среду и пяток сухоядение, во вторник и четверток варение со елеем, а в праздник разрешают и на рыбу. В субботу и воскресение рыбу, сыр и яйца разрешают. От праздника Рождества Христова до навечерия Богоявления Господня, в седмицы 1-ю по мытаре и фарисее, именуемою всеядною, 2-ю сырную, 3-ю пасхо-светлую и 4-ю по Пятидесятнице  великосхимникам поста не бывает, но разрешают на рыбу,  сыр и яйца, со хранением от чревонеистовства. Но в прочем,  законоположения на сие  великосхимникам жительство нет, и отправляется оное, как выше изъяснено, по общему обыкновению.

[9] В некоторых монастырях в трапезе таковое целование, а равно и препоручение новопостриженного брата старцу не в церкви, но в трапезе бывает.

[10] В рясофор пострижение бывает по изображенному в требнике последованию, но церемонии никакой после этого не бывает, кроме одного только старческого предания, коему новоначальный во всем должен повиноваться.

[11] Некоторых крепчайших монахов по последованию в требнике чину и по настоятельскому рассуждению до 6-го и до 8-го дни оставляют в церкви, в коей и надлежит ему (кроме обеда и благословенного сна) пребывать в непрестанной молитве и чтении неисходно.

[12]  В малых монастырях, где монашествующих и в собрании народа бывает мало, в таком крестном ходе необходимо надлежит пред запрестольным Крестом одному и пред праздничною иконою одному же свещеносцам быть, пред последнею и диакон кадит или кропит освященною водою монастырь, он же сказывает следующие на молебне и ектении, за певцами и два иерея несут святое Евангелие и Крест, а сам настоятель следует за ними и сопровождаем бывает народом.

[13] В некоторых монастырях по отпусте Божественной литургии прямо из церкви вся братия с пением псалма «Вознесу Тебя, Боже мой»  — входят в братскую трапезу. Но поелику служивший Литургию иерей к таковому входу исправен быть не может, по общему же установлению надлежит ему непременно благословлять трапезу, и к тому же после Литургии обыкновенно многие служат молебны, да и братия, не быв у Литургии и не слыша ударения в колокол, не могут иметь скорейшего собрания в трапезу, во отвращение сих неудобств по настоятельском благорассмотрении и учинен выше изъясненный  порядок.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *