ОГЛАВЛЕНИЕ
- Введение
- Глава 1. Новомученики и исповедники земли Ивановской
- Глава 2. Антирелигиозная деятельность Советской власти на территории Ивановской области в 20 – 40-е годы ХХ века
- Заключение
- Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В 1988 году Русская Православная Церковь, а вместе с ней и всё население нашей страны отмечали 1000-летие Крещения Руси. В годы перестройки отношения государства и церкви радикально изменились. 1988 год считают теперь переломным. Именно тогда начали открываться монастыри и приходские храмы по всей России. Тогда же ликвидировали и запрет на религиозное обучение, было разрешено выпускать и распространять религиозную литературу. В свет вышло множество работ российских философов, историков и литераторов, высказывавших свои суждения о Православии, Церкви и Вере. Действительно, “это был истинный подъём интереса к Русской Православной Церкви” [23, с. 35].
В связи с тем, что у народа всегда вызывали неподдельный интерес ошибки истории, возникла необходимость в объективном освещении отношений Советской власти и Церкви. Уже в 1989 году в книжных изданиях проявляются мысли о неправомерной деятельности советской власти, направленной на полное уничтожение Русской Православной Церкви! [15, с. 46]
Гонения на христиан были всегда: сначала язычество, потом ереси и безбожие. Но “дивен Промысел Божий в жизни Его святой Церкви, которая достигает ныне своей полноты и славы…” [14, с. 9]
Изучая гонения на Церковь в нашей стране, нельзя говорить только об общих закономерностях, поскольку у каждой области и у любого города есть своя собственная история.
Целесообразно выделить два основных направления, в которых работают современные церковные историки, изучая гонения на Церковь в советский период. Первым направлением является изучение материалов, связанных с антирелигиозной деятельностью на территории страны, и систематизация полученной информации в хронологическом порядке. Это направление исследований было весьма популярно в начале 90-х гг., в результате чего было написано множество учебных пособий, монографий, в которых обычно говорится лишь о том, что особой жестокостью отличались гонения в период 1921 – 1939 гг. Основной вывод заключается в том, что по мере закрытия Церквей, репрессий священников и ухода из жизни целого поколения людей, смены идеологии, активной пропаганды среди молодежи гонения несколько “ослабли”, но не исчезли. Среди известных церковных историков, изучавших гонения на Церковь и работавших в основном именно в этом направлении, можно выделить Амосова Н.К. (“Октябрьская революция и Церковь”), Вострышева М.И., Кандидова Б.П., Карташева А.В., Одинцова М.И. (“Государство и Церковь”), прот. Владислава Цыпина.
Другим важным направлением изучения гонений на Церковь является рассмотрение антирелигиозной деятельности правительства в территориальном разрезе. Наибольший интерес вызывает у историков сравнительная характеристика действий, направленных против Церкви, в разных областях и регионах. Вероятно, существуют определенные закономерности, связанные с удаленностью от центра, плотностью населения, культурными и иными особенностями территорий. До сих пор не издано ни одной монографии, в которой бы отражались эти закономерности. Это связано с тем, что исследователи не имеют возможности работать с архивными документами нескольких областей, а, следовательно, гипотезы не могут быть подтверждены .
Внутри этого направления можно работать, изучая историю конкретных епархий. Такого рода информация заинтересует не только краеведов, местных жителей, но и всех тех Православных людей, которые ставят перед собой, наряду с прочими, и цель: “Восстанавливая справедливость, сделать всё от них зависящее и в том, чтобы события, произошедшие в том или ином регионе, никогда не повторились…”
Изучая гонения на Церковь в конкретной области можно охарактеризовать положение верующих в целом, а также сравнить активность действий властей и наличие сопротивления народа в городах и селах, в области и районных центрах. Особо следует рассматривать те населенные пункты, где гонения были наиболее жестокими, и дать подробнейшую характеристику происходившим там событиям.
Таким образом, объектом исследования будут являться взаимоотношения государства и Церкви в 20 – 40х гг. ХХ века.
Предметом исследования являются гонения на Церковь в Ивановской области в обозначенном периоде.
В качестве цели написания данной дипломной работы можно выделить обозначение основных направлений и видов гонений на Церковь на основании изучения фактологических данных по Ивановской области.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические предпосылки к возникновению антирелигиозной деятельности;
2) определить основные мотивы (духовные и политические) для активной борьбы с церковью в России в ХХ веке;
3) рассмотреть на примере Ивановской области существовавшие формы воздействия на религиозную жизнь народа: антирелигиозную пропаганду, запрещение колокольного звона, изъятие церковных ценностей, ликвидацию храмов. При решении данной задачи необходимо а) выделить основные этапы ликвидации храмов, б) отметить случаи явного нарушения законодательства, в) обратить особое внимание на реакцию прихожан и г) обозначить основные направления использования храмов после их закрытия;
4) выявить причины и последствия репрессий священнослужителей в Ивановской епархии в вышеобозначенный период. Для этого целесообразно подробно изучить биографии отдельных священнослужителей, которые уже причислены к Лику Святых как Новомученики и Исповедники Российские, выделяя а) кто и в чем их обвинял, б) какие события свидетельствуют об их святости, в) реакции священнослужителей и их паствы на богоборческую политику правительства, г) прямые и косвенные методы воздействия на религиозную позицию прихожан, д) формы влияния на членов семей репрессированных священнослужителей, е) основные последствия (общечеловеческие, для области, прихода и паствы) репрессий священнослужителей.
Основными методами исследования являются:
1) системный анализ как базовый метод исследования;
2) логический анализ;
3) ряд социологических методов (анализ документов, наблюдение, опрос очевидцев, метод экспертных оценок);
6) статистические методы;
7) общеисторические методы.
Фактологической базой будут являться протоколы, материалы следствий, акты по изъятию церковных ценностей, письма, хранящиеся в Государственном архиве Ивановской области и Ивановском областном центре документации новейшей истории, а также статьи, опубликованные в периодической Центральной (“Известия”) и местной Ивановской (“Рабочий край”) печати в интересующий нас период.
Кроме того, следует изучить критически и аналитически широкий круг монографий, посвященных данной проблематике. Заметим, что историография этой научной проблемы разделилась на две части: “Советскую историографию”, основанную на признании “руководящей и направляющей линии партии”, и внекоммунистическую историографию, которая является не столь обширной, как первая, но более объективно оценивающей события истории России ХХ века. Безусловно, советские историки не интересовались историей Церкви с точки зрения православного мировоззрения. Всё изучение Церкви сводилось к обеспечению достаточной, на их взгляд, аргументацией для подтверждения атеистических гипотез.
С начала 90-х гг. проводилась активная борьба за гласность, в результате чего нашему вниманию были представлены десятки работ людей, подчас не имеющих никакого отношения ни к Церкви, ни к истории, в которых делались весьма смелые заявления и необоснованные выводы об истории взаимоотношений Церкви и государства. Чуть позже стали издаваться монографии, посвященные новомученикам. Среди наиболее ярких и грамотных, с научной точки зрения, можно считать труд иером. Дамаскина (Орловского). “Мученики, исповедники и подвижники благочестия русской Православной Церкви ХХ столетия” (в 5 книгах), книгу протопресвитера М. Томского “Новые мученики Российские” и ряд других работ.
Основной проблемой, с которой сталкиваются все ученые, изучающие историю Церкви ХХ века, является отсутствие достаточного количества фактического материала в условиях жесткой секретности партийно-государственного аппарата и всех подведомственных учреждений, в том числе и архивов республиканского значения [18, с. 31].
Советские ученые были в большинстве своем “квази”-учеными. Так, В.А. Куроедов пишет о событиях 1922 года: “Патриарх Тихон оказал ожесточенное сопротивление проведению этого декрета [“об изъятии церковных ценностей”] в жизнь. В секретной инструкции духовенству Тихон откровенно заявил: “Важно не что давать, а кому давать” […]. Данное заявление сделано этим псевдоисториком без всяких ссылок на первоисточник. Как же прав был свт. Филарет Московский (Дроздов), сказавший, что “свет одного научного образования без света Христовой истины – всё равно, что свет луны без солнца, свет холодный и безжизненный, свет чуждый и заимствованный, он будет только скользить по поверхности души, как скользит свет луны по скале, не проникая внутрь неё, никогда не в состоянии будет согреть, оживить и возбудить сердце наше к трудам и подвигам, скорбям и лишениям” [12, с.7].
Гонения на Церковь в Ивановской епархии в указанный период вызывали интерес многих историков-краеведов (Баделина В.И., Тихомирова А.М., Федотова А.А. и др.). Но до сих пор этот вопрос не достаточно разработан.
Вся полученная в ходе исследования информация должна быть систематизирована и рассмотрена с точки зрения общечеловеческого и духовно-нравственного значений. Необходимо выделить ряд понятий, оперируя которыми, историки-религиоведы излагают свои идеи, как в области политики, так и истории Церкви.
Безусловно, ключевым будет являться термин “гонения”. Его содержание раскрывают по-разному в зависимости от области научных интересов, в которой он применяется.
Под гонением на Церковь можно понимать активное воздействие на верующих в Творца Спасителя и Судию христиан с целью подавления или совершенного уничтожения проявлений у них религиозного чувства. Первые гонения на христиан начались ещё при императоре Нероне (54 – 68). Самым жестоким гонителем христиан был император Диоклетиан (284 – 305). Гонения испытывали все апостолы, Сам Спаситель. “Аще Мене изгнаша, и вас изженут” (Ин. 15, 20) – говорил Он и учил их не бояться гонителей: “не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити; убойтеся же могущаго и душу и тело погубити в геене” (Мф. 10, 18). И называл их не жалкими и несчастными, а блаженными и счастливыми: “Радуйтеся и веселитеся, яко луда ваша многа на небесех: тако бо изгнаша пророки, иже беша прежде вас (Мф. 5, 12).
Гонители, может быть с утратой своего спасения, соделывают наше вечное спасение, скорбями очищают наши грехи; гонители как бы насильно гонят, толкают нас в Царствие Небесное, подвергаясь при этом опасности самим упасть в ад. “Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте” (Рим. 12, 14).
Репрессию – один из видов гонений – определяют чаще всего как карательную меру, наказание, применяемую государственными органами. Безусловно, наказания, которым подвергались священнослужители, были абсолютно несправедливыми, а потому они и причислены к лику святых как новомученики.
Св. Игнатий Богоносец полагал, что “мученическая смерть уподобляется возрождению к новой жизни”. Эта мысль впоследствии выразилась в том, что годовщину смерти мучеников стали праздновать как их день рождения. По сути, мученичество — это подражание Христу и единство с Ним через перенесение физических страданий за исповеданную им Веру. В раннехристианский период только мученики почитались святыми. Своей смертью, понимаемой как крещение в крови, они свидетельствовали Христово Воскресение. Мученики ХХ века отличались от святых ранних веков христианства тем, что они принимали страдания не от язычников, а от людей, сознательно отошедших от Бога. Новомученики пострадали во время новой волны гонений на христиан, имевшей место в России в ХХ веке. Мученики отличаются от преподобных, хотя и те и другие умирают, чтобы жить со Христом, только последние [преподобные отцы] принимали добровольное страдание, духовный подвиг которых понимался как смерть для “этого мира”.
Исповедники – это люди, которые своей жизнью (подвижнической) или своей смертью (мученической) открыто призывали (1 Тим. 6, 13, Евр. 3, 1; 4, 14) и объявляли учение веры (1 Тим. 6, 12). “Верование во Христа есть исповедание” (прп. Исаак Сирин). “И послушание заповедям Божиим, и истребление греха, и водворение добродетели есть исповедание” (свт. Василий Великий).
Следует дать определение и другим понятиям, используемым при рассмотрении интересующей нас тематики. В частности, революция – это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон жизни общества, затрагивающее основы существующего социального строя.
Идеология представляет собой систему идей, теоретических принципов, норм поведения, идеалов, ценностей, выражающих интересы определенной социальной общности, прежде всего, класса. Она не может возникнуть стихийно, но разрабатывается теоретиками, называемыми идеологами. Чтобы идея стала убеждением, необходимо положительное эмоциональное расположение к ней. Различают религиозную и светскую идеологии; они отличаются наличием или отсутствием элемента сакраментальности. Любая идеология выражает интересы определенной социальной группы. Идеология всегда утопична, поскольку создает представление о том, чего ещё нет.
Архим. Серафим (Соболев) выделяет отдельно идеологию русского народа, имея в виду, что “православная вера, воспринятая от крещения детского, простою душою русского человека, сделавшись его основой, обнявши всю его жизнь во всех её проявлениях. В этой вере и в таком жизненном её усвоении и состоит русская идеология. Русский народ усвоил православную веру не умом только, как теоретическую доктрину, а всем своим сердцем, как главное правило своей жизни” [19, с. 23].
Иногда приходится сталкиваться с тем, что первые десятилетия советской власти называют “временем широкомасштабного геноцида”. “Рабоче-крестьянское правительство советской России стремилось уничтожить рабочих и крестьян так же, как и буржуазный класс населения, ибо его целью было истребление русского народа, как главнейшего оплота христианской культуры” [10, с. 313]. Вероятно, говорить о геноциде применительно к гонениям на Церковь в России не вполне уместно, поскольку сам народ “поголовно” не истреблялся, хотя имело место воздействие на “умы”, а, следовательно, и духовную жизнь, нравственность народа.
Выводы, сделанные в результате исследования могут быть использованы в качестве самостоятельных научных разработок, а также, после последующей доработки, составить основу для написания фундаментальных работ по истории Ивановской епархии или при составлении “Жития святых земли Ивановской” в разделе новомучеников и исповедников ХХ века.