Игумен Виталий (Уткин) выступил на конференции в Институте Дружбы народов Кавказа

16 апреля секретарь Архиерейского совета, ученый секретарь и старший преподаватель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной духовной семинарии, руководитель Миссионерского отдела Иваново-Вознесенской епархии, старший преподаватель кафедры теологии Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры игумен Виталий (Уткин) принял участие в XV международной молодежной научно-практической конференции «Человек, экономика, общество в условиях пандемии: региональные, глобальные и федеральные аспекты».
Организаторами конференции являются: Институт Дружбы народов Кавказа, Евразийский клуб ученых, Международная педагогическая академия, Фонд исследований исламской культуры имени Ибн Сины, Научно-исследовательский институт гуманитарных наук и исследований в области культуры.
Игумен Виталий выступил на круглом столе «Духовная безопасность и новые социальные практики: опыт глобальной пандемии» с докладом «Политическая теология русского внутрицерковного эсхатологического алармизма в контексте пандемии».
В своем докладе игумен Виталий на примере антипрививочного движения XIX века и движений периода пандемии показал разницу в политтеологических моделях современных современных внутрицерковных алармистов и русского религиозного радикализма XVII – XX веков. С точки зрения докладчика эта разница связана с отношением к власти и признанием/непризнанием таинств Церкви. По сравнению с настоящим русским религиозным радикализмом прошлого современный алармизм представляется игумену Виталию крайне непоследовательным и примитивным. Алармисты, в отличие от религиозных радикалов прошлого, не создали последовательной мировоззренческой системы, не породили массива своей литературы. Русский религиозный радикализм XVII – XX веков выступал против государственного контроля, сословного строя, государственных баз данных, прививок, паспортов, зачастую – наличных денег. Во всем этом виделось проявление «духовного Антихриста», всеобщего отступления в сторону зла, когда подлинной Церковью оказывается замкнутая община верных. Главным проявлением Антихриста виделось именно государство. Подобного дискурса в современном алармизме, несмотря на его внешне-радикальный облик, практически не существует. Как правило лидеры алармистов, что можно видеть на примере отлученного от Церкви бывшего схиигумена Сергия (Романова), были связаны с властью и бизнесом, занимались с их помощью активным строительством и хозяйственной деятельностью.