Гора Левитана (Петропавловская гора) в Плёсе

Современный вид Воскресенского деревянного храма на горе Левитана

Современный вид Воскресенского деревянного храма на горе Левитана

Петропавловская гора (с 1972 года – гора Левитана) – одно из старинных святых мест Плёса.
Как минимум с XVI столетия, а может быть, и с более раннего периода, здесь располагался погост (кладбище) с деревянным храмом.

Памятниками этого времени являются два старинных белокаменных надгробия, выявленные в ходе проводившихся в последнее время работ по реконструкцию территории горы Левитана. Их сейчас можно видеть с восточной стороны от храма.
До революции на одном из белокаменных надгробий еще сохранялась надпись, свидетельствующая, что здесь погребен «раб Божий Сидор Кириллов сын Ошерин», преставившийся 1 сентября 1572 года[1].

Петропавловский деревянный храм в Плёсе

Петропавловский деревянный храм в Плёсе

49875_600 (1)

На дореволюционном плане храма четко видно изображение склепов в его трапезной части.

 

 

 

 

 

 

В трапезной части деревянной церкви находились три склепа, в которых, по местному преданию были похоронены «три сестры-царевны»[2] (иногда их называли «особами царского или княжеского рода»)[3].
Петропавловский храм почитался не только жителями Плёса. Так, 27 января 1659 года «московский торговый человек» Евстафий Кириллов вложил в него напрестольное Евангелие «по своей душе и по своих родителях».[4]
В иконостасе на себя обращал особое внимание образ Спаса Нуркотворного, под изображением которого имелась следующая надпись: «Лета 7204 (1696) месяца иулиа сей образ приложил к верховерховным апостолам Петру и Павлу Нефед Савинов»[5].
В Плёсе ежегодно проходили две ярмарки – в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла (престольный праздник Петропавловского храма) и праздник Покрова Пресвятой Богородицы[6]. Петропавловский храм не являлся центром соответствующей ярмарки, однако обращает на себя внимание привязка ее к празднику именно святых первоверховных апостолов, которым этот храм был посвящен[7], что свидетельствует об его особом значении для торговых людей.

Петропавловский деревянный храм Плёса.  Вид до 1903 года.

Петропавловский деревянный храм Плёса. Вид до 1903 года.

В 1827 году возник конфликт плесских горожан с владельцем усадьбы Хмельницы Мячковым, который попытался присвоить храм и земли на Петропавловской горе, обещая построить новую каменную церковь. В итоге горожане победили и Мячков от своих претензий отказался[8].
Строительство каменного Петропавловского храма с колокольней в итоге осуществили плесский городской голова Гаврила Семенович Частухин и купец Андрей Иванович Солодовников[9].
В 1838 году было демонтирована обветшавшая колокольня, имевшаяся при деревянном храме[10].
В 1845 году каменный храм был освящен[11]. В него была перенесена часть икон XVII века из деревянного храма.
Кроме старинного погоста при деревянном храме теперь возникает новое кладбище в ограде новой каменной церкви (при этом сама кладбищенская ограда была деревянной).
Неподалеку от храма находились дома священнослужителей[12].

Плёс в середине XIX века. Слева видна Петропавловская гора с каменным и деревянным храмами.

Плёс в середине XIX века. Слева видна Петропавловская гора с каменным и деревянным храмами.

В первой половине XIX века Петропавловский храм приобретает статус приходского[13]. В его приход входили 8 деревень в 1863 году[14] и 7 деревень в 1911 году.[15]
Четверть века в Петропавловской церкви прослужил иерей Иаков Афанасьевич Успенский (в метрических книгах храма его имя упоминается с 1882 по 1907 годы). В 1887 году иерей Иаков обратился в Комиссию по сохранению древних памятников Императорского Московского Археологического общества с просьбой об освидетельствовании старинного деревянного Петропавловского храма[16]. Он представил подробное описание храма и его святынь[17]. В результате храм был осмотрен и описан членом этой комиссии А.М.Павлиновым, представившим комиссии свой доклад[18].

И.Левитан. Над вечным покоем.

И.Левитан. Над вечным покоем.

Летом 1888 года известный русских художник Исаак Левитан, [19] проплывая на пароходе по Волге, был привлечен видом старинного деревянного храма на Петропавловской горе. Именно благодаря этому Левитан остановился в Плёсе. Беседовал он и с отцом Иаковым Успенским. Левитан со своими спутниками в 1888-1889 годах снимал комнаты в мезонине дома строителя Петропавловского храма Андрея Ивановича Солодовникова[20].
Художник написал в Плёсе целый ряд картин. Деревянный Петропавловский храм Левитан изобразил на одном из самых своих известных полотен – «Над вечным покоем» (1894 г.). Считается, что Левитан совместил в одном полотне два вида – Петропавловской горы и озера Удомля в Тверской губернии.

И.Левитан. Церковь в Плёсе.

И.Левитан. Церковь в Плёсе.

Храм изображен также на картине «Церковь в Плёсе» (1888 г.)
25 августа 1972 года в бывшем доме Солодовникова, где останавливался Левитан со своими друзьями, был открыт дом-музей этого великого художника. Тогда же Петропавловская гора стала именоваться Горой Левитана.
В ходе реконструкции последнего времени здесь были установлены копия картины «Над вечным покоем» и скульптура, изображающая Левитана за работой.
В 1903 году произошло трагическое событие – старинный деревянный Петропавловский храм сгорел.

Вид Петропавловской горы после пожара 1903 г. Видны оба погоста, но деревянный храм уже отсутствует

Вид Петропавловской горы после пожара 1903 г. Видны оба погоста, но деревянный храм уже отсутствует

В 1970-е годы на гору Левитана был перевезен похожий на него Воскресенский храм из села Билюково Ильинского района Ивановской области. Этот храм построен в 1699 году и является ценным памятником древнерусского деревянного зодчества, один из редких примеров церкви так называемого «клетского типа»[21].
Сельцо Билюково относилось к приходу села Аньково.[22] При этом старинный деревянный Воскресенский храм в 1839 году был закрыт и богослужения в совершались крайне редко[23].
В конце XIX столетия западный притвор храма расширили и построили новую деревянную колокольню[24].

Воскресенский храм сельца Билюково. Дореволюционное фото

Воскресенский храм сельца Билюково. Дореволюционное фото

В 1903 году под храм в Билюково был подведен новый фундамент. Сохранностью храма занималась Императорская археологическая комиссия. Выяснилось, что храм очень обветшал, его крыша протекает, обветшала обшивка церкви. При проводившейся реставрации Археологическая комиссия пыталась сохранить древние формы[25].
В 1950 году ураган снес главу храма[26]. При переносе на гору Левитана церковь частично отреставрировали, однако за последнюю четверть века она вновь обветшала. В последние годы проведена ее научная реставрация.
В первой четверти XX столетия настоятелем Петропавловского каменного храма был священник Павел Алексеевич Молчанов, пострадавший за веру Христову в годы безбожия[27].

Священник Павел Молчанов

Священник Павел Молчанов

Он родился в 1887 году в большой крестьянской семье села Колшево. Закончил Костромскую духовную семинарию. Был женат на Наталье Беликовой, дочери священника Ивана Беликова из села Хреново под Вичугой. Всегда стремился к просвещению, в доме у него была большая библиотека[28].
По свидетельству очевидцев, после революции 1917 года Петропавловский храм был одним из самых посещаемых в Плёсе. В доме отца Павла Молчанова бывал русский певец Федор Иванович Шаляпин[29].
Безбожной властью священнику Павлу Молчанову был назначен большой налог. Однако, несмотря на это он находил еще возможность оказывать помощь другим людям. Вокруг него собирались художники, иконописцы, которых он старался поддерживать материально[30].
В 1924 – 25 годах местными комсомольцами была сломана на кирпич каменная часовня, стоявшая на Петропавловской горе. Отец Павел пытался останавливать разрушителей, говорил им: ««Что вы делаете, ведь придет время, восстанавливать надо будет»[31].
В 1929 или 1930 годах священник Павел Молчанов был арестован. Он был помещен в Ивановскую тюрьму, а оттуда отправлен в концлагерь, где и умер в конце апреля или начале мая 1933 года. Его дети были лишены права голоса и претерпели много бедствий[32].
В советские годы Петропавловский каменный храм был разорен, часть его, вместе с колокольней – сломана. В храме размещалась электрическая подстанция.
Теперь на горе Левитана устроен скит – подворье Никольского женского монастыря г.Приволжск. При этой обители действует православная общеобразовательная школа для девочек.
В ходе реконструкции горы на старинным могилах установлены деревянные и металлические кресты. Они соответствуют образцам крестов XVI – XIX столетий, то есть того периода, когда здесь формировалось кладбище. Установлен также общий поклонный крест, являющийся памятником всем православным христианам, погребенным здесь на протяжении многих столетий.
В 2014 году, через 175 лет после первого закрытия Воскресенского деревянного храма, в нем возобновлены богослужения. Храм готовится к освящению. В церкви установлен уникальный резной деревянный иконостас, особое внимание привлекают резные деревянные иконы великомученика Пантелеимона и преподобного Сергия Радонежского.
Петропавловский храм, из которого выведена электрическая подстанция, также готовится к своему возрождению.
Гора постепенно приобретает тот вид, который застал в 1888 году И.И.Левитан.
Усилиями сестер Никольского женского монастыря и преподавателей действующей при нем православной школы на основе архивных документов восстановлены имена многих людей, похороненных на Петропавловкой горе. В настоящий момент известны имена 1 тысячи 600 человек, из числа похороненных здесь с 1856 по 1918 год (из них, в силу высокой в те времена детской смертности — 740 младенцев в возрасте до 7 лет). Теперь имеется возможность помолиться об их упокоении.
Сбылись слова отца Павла Молчанова. Храмы Петропавловской горы возрождаются.

 Игумен Виталий (Уткин)

[1] Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. Под ред.К.П.Машкова. Том I, М., 1907, с.111
[2] Древности…, с.107
[3] Там же, с.111
[4] Там же, с.с. 109 — 110
[5] Древности…, с.110
[6] Словарь учрежденных в России ярмарок. Спб., 1788, с.150; Плёс/Сост. С.Кутурина, М.Орлова, А.Сорокин. – Спб., ООО «ИД «ПРАВО», 2010, с. 38
[7] Плёс…, там же
[8] Закаменная Е.Н. Плёс. Страницы истории. Иваново, 2012, с.с.61-62
[9] Там же, с. 63
[10] Древности…, с.111
[11] Беляев Иоанн, прот. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. Спб., 1863, с. 147
[12] Закаменная Е.Н. Ук. соч., с. 31
[13] Там же, с.62
[14] Беляев Иоанн, прот. Ук. соч., с. 147
[15] Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Справочная книга. Издание редакции Костромских Епархиальных Ведомостей. Кострома, 1911, с.188
[16] Древности…, с. 107
[17] Там же, с.с. 107-111
[18] Там же, с.111
[19] См. интернет-страницу Дома-музея Исаака Ильича Левитана
[20] Плёс…, с. 106
[21] Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3. М., «Наука», с. 101.
[22] Березин В.С., Добронравов В.Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. 3. Владимир, 1896 , с. 458
[23] Там же, с. 460
[24] См. Интернет-ресурс http://www.old-churches.ru/ne_165.htm
[25] Известия Императорской Археологической комиссии. Выпуск 26 (Вопросы реставрации, вып.1). Спб., 1908, с.90
[26] Свод…, с.101
[27] См. Панченко Г.В.. Гонения на Церковь в Плесе в 20-30-е гг. XX века по воспоминаниям очевидцев событий и их потомков// Интернет-ресурс
[28] Там же
[29] Там же
[30] Там же
[31] Там же
[32] Там же