Иерей Кирилл Тумин. Святитель Митрофан Воронежский

 

Святитель Митрофан Воронежский

Святитель Митрофан Воронежский

СОДЕРЖАНИЕ

 

Глава 1. Святитель Митрофан Воронежский – подвижник благочестия XVII века.

  •  Житие святителя Митрофана
  • Духовное завещание святителя Митрофана и его кончина.
  • Обретение мощей.
  • Посмертные чудеса.
  • Мощи святителя в наше время.
  • Почитание сегодня.

Глава 2. Политическое состояние Руси как фон жизни святителя Митрофана.

  •  Политические изменения в России 17 века как повод к общему изменению менталитета русского человека.
  • Старое и новое. Столкновение.
  • Святитель Митрофан и Пётр I. Идеал отношений Церкви и нового государства.

Глава 3. Святитель Митрофан Воронежский в истории нашего края.

  •  Село Антилохово-родина святителя Митрофана
  • Золотниковская Успенская пустынь
  • Свято – Успенский Яхренский Козьмин монастырь.

Заключение.

Библиография.

Примечания

 

 Глава 1. Святитель Митрофан Воронежский – подвижник благочестия 17 века.

 

Житие святителя Митрофана

 

О первых сорока годах жизни святителя Митрофана известно крайне мало. Знают лишь, что родился он 6 ноября в 1623 году в селе Антилохово тогдашней Владимирской губернии, ныне Ивановской области, от родителей духовного звания, так как его род, записанный в синодиках, начинается лицами, носящими священный сан. Мирское имя его было Михаил; из письма его к архимандриту Шартомского монастыря Алексию найденого в середине 30х годов 19 века священником Шуйского собора Иоанном Субботиным [1]: «Был у нашего смирения на Воронеже для свидания Унжеского Макариева монастыря подъячий, а по плотскому рождению мне сын Иван Михайлов: и с Воронежа поехал он от нас в дом свой по-прежнему, и буде ему излучится быть у вас со святой обители, пожалуй, святый архимандрит, к нему Ивану помилосердствуй…», можно видеть, что он был женат и имел сына Ивана, о котором собственно и написано это письмо. До 40 лет будущий святитель служил приходским священником в селе Сидоровское Шуйского уезда, и уже тогда отличался благочестивой жизнью и был любим своей паствой. По смерти жены, он отрекся от мирской жизни и на 40 году вступил в общежительную Свято-Успенскую Золотниковскую пустынь, основанную старцем Ионою Головцыным в первой четверти XVII века недалеко от города Суздаля. В 1663 году иерей Михаил был пострижен в иноки с именем Митрофан. В Золотниковской пустыни в начале XX века еще хранился Синодик, в котором был записан род черного священника Митрофана Сидоровского’. Удалившись в
малоизвестную тихую пустынь, иерей Михаил-Митрофан желал провести оставшиеся годы жизни в молитвенных подвигах вдали от людских взоров и мирской суеты; он «дал обет окончить жизнь и быть погребенным в Золотниковской пустыни, так ему была дорога мирная сень скромной обители»[2] Однако в Николо-Шартомском монастыре бытует предание, что поначалу будущий святитель Митрофан пришёл именно в их обитель и даже жил там несколько лет, а уже потом, как всем известно, ушёл в Золотниковский монастырь.[3]

Слава о строгой подвижнической жизни монаха Митрофана скоро  распространилась в народе, и братия соседнего Яхромского монастыря,  совместно с монастырскими крестьянами обратились с просьбами к начальству, чтобы «доброго старца Митрофана» дали им в игумена. В июне 1665 года блюститель патриаршей кафедры Крутицкий митрополит Павел благословил иеромонаха Митрофана во игумены обители — преподобного Козьмы Яхренского. Жизнь иноков Козьмина монастыря и его вотчинных крестьян в то время, видимо, не отличалась особой духовной высотой и примерным послушанием. В предисловии к Описи 1666 года[4], составленной по указу и грамоте царя Алексея Михайловича, записаны следующие слова: «велел (царь Алексей Михайлович.) новому игумену Митрофану быть в игуменах и братие и слугам и служебником и вотчинных крестьянам велел ево игумена Митрофана во всем слушать и почитать как и в прочих монастырях властей слушают и почитают».

Десять лет продолжалось его игуменство и оставило по себе хорошую память. В первый год его управления он приобрел для обители богато украшенное евангелие, а впоследствии с помощью благотворителей построил более просторный храм в честь Спасителя и снабдил его новой утварью. (Отдельно и подробно жизнь Яхромского монастыря во время игуменства святителя Митрофана описана в последнем разделе этой работы). Патриарх Иоаким обратил внимание на полезное служение церкви ревностного игумена и поручил его смотрению другой, более известный, Желтоводский монастырь, основанный на Унже преподобным Макарием, небесным покровителем будущего святителя. В Желтоводской обители святитель Митрофан бробыл игуменом семь лет и построил теплый храм во имя Благовещения с трапезой и колокольней. Его же заботами написаны многие иконы, которые и теперь находятся в соборном храме, а на иконе Спасителя видна надпись: «1680 года по обещанию монаха Митрофана». Патриарх видя усердие игумена Митрофана поручил его надзору соседние обители и храмы, чтобы утверждать в них благочестие и водворять подобающее благочиние, т. е. говоря современным языком поставил на должность благочинного. С этого же времени начинаются его пожертвования на пользу отечества и казны государевой, которой при бедствиях страны часто не хватало на жалованье ратным людям. Царь Феодор Алексеевич имел особенную веру к преподобному Макарию Унженскому, много благотворил его обители и не раз беседовал с игуменом Митрофаном, оценяя по достоинству его заслуги.

В 1682 году будущий святитель был призван в столицу на чреду священнослужения , когда царь Феодор, оберегая церковь от потрясений раскола, для противодействия лжеучениям заботился об умножении числа епархий. Игумен Митрофан посвящен был первый во епископа на Воронежскую кафедру, по избранию самого царя Феодора, как говорит современная монастырская записка: «Царь избрал ученика и наместника преподобного Макария, игумена Митрофана, мужа истинно-праведного и святого». [5]Святой Митрофан посвящен в епископа Воронежского 2 апреля 1682 года патриархом при соборном служении шестнадцати архиереев.

Даровав своему государству святого пастыря, царь Феодор вскоре скончался, и святитель Митрофан задержан был в столице для присутствия при венчании на царство царей Иоанна и Петра Алексеевичей, прошедшего 25 июня1682 года, и при сем торжестве поднес патриарху на золотом блюде венец для возложения на главу царевича Петра. Святитель Митрофан находился также и на Соборе, бывшем в Грановитой палате для обличения раскольников. На его глазах происходили кровавые неистовства стрельцов против властей и бунт Никиты Пустосвята с теми же стрельцами. Таким образом, при начале своего святительского служения преосвященный Митрофан был участником соборного деяния против расколоучителей и свидетелем страшных явлений самоуправства. Здесь он воочию убедился, какое страшное значение для церкви и отечества имеет раскол, и до конца жизни был твердым обличителем невежества и ревностным блюстителем отечественного блага.

Прибыв на место своего архипастырского служения, святитель Митрофан увидел, в новоучрежденной Воронежской епархии всевозможные нестроения и почти языческий образ жизни мирян; одним из самых пагубных пороков было сильное пьянство и неуважение к храму среди населения. Происходило это во многом от того, что «само духовенство стояло невысоко по своей жизни»[6]. По обычаю святитель обратился с окружным посланием к подчиненным ему пастырям: «Честные иереи Бога Вышнего, вожди словесного стада Христова, — взывал он к ним, — вы должны иметь очи ваши, просвещенные святым разумом, чтобы вести других по пути правому, по слову Господню: вы есте свет миру. Вы, как пастыри, должны преподавать овцам манну слова Божия, подобно как ангелы приготовляли чувственную манну в пустыне. Вы, как ходатаи, должны в молитвах ваших подражать Моисею и Павлу, которые с такой ревностью молились Богу за людей своих. Моисей говорил Богу: Господи, ныне аще оставиши грехи их, то остави: аще ли ни, изглади мя из книг в них же вписал ecu. Павел говорит: Молился бых сам аз отлучен быти от Христа по братии моей, сродницех по плоти, иже суть израильтяне. Так и вам надо ревновать о спасении людей Божиих. Добрые пастыри были таковы, что готовы были положить свои души за овец. Так и вы устрояйте себя. Пасите, еже в вас стадо Божие, не нуждою, но волею и по Бозе, ниже неправедными прибытки, но усердно. Христос Спаситель, когда вручал святому апостолу Петру пасение овец Своих, трижды говорил паси. Это очевидно потому, что пастыри трояко пасут врученное им стадо — словом учения, молитвою и силою Святых Тайн, и образом жизни. Три эти вида пасения и вы усердно выполняйте: преподавайте людям слово учения, показывайте в себе пример жизни, усердно возносите молитвы к Богу о врученной вам пастве, старайтесь назидать их Святыми Тайнами, то есть просвещайте верующих Святым Крещением; согрешивших после крещения старайтесь приводить к покаянию и исправлению жизни; достойных сподобляйте пречистых Тайн Тела и Крови Христовых; заботьтесь о больных, чтобы особенно не отходили из этой жизни без Святых Тайн и не лишались последнего Елеосвящения. Вместе с божественным Павлом свидетельствую перед Богом и Господом Иисусом Христом: проповедуйте слово, настойте благовременно и безвременно, обличайте, запрещайте, умоляйте с терпением и учением. Умоляю вас, братия, вразумляйте безчинных, утешайте малодушных, защищайте немощных, будьте терпеливы ко всем, непрестанно молитесь, за все благодарите, ибо такова воля Божия о вас во Христе Иисусе. Будьте примером для верных в слове, в жизни, в любви, в духе, в вере, в чистоте; не подавайте соблазна никому, чтобы служение ваше было безпорочно; во всем представляйте себя как Божиих слуг. Если все это соблюдете: то когда явится пастыреначальник, получите неувядаемый венец славы. О! Когда бы всем нам получить сию славу, благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Которому принадлежит слава и держава, со Отцом и Святым Духом, во веки веков. Благословение Господне на вас, благодатью Его всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». [7]

В этом пастырском послании ясно выражается, как святитель Митрофан был проникнут сознанием долга пастырского сана и как он старался и подвластным ему служителям Церкви внушить такое же глубокое понимание своих обязанностей. К сожалению, до нас не дошли все его поучения, но в оставшемся после него синодике помещены многие статьи, увещающие верных не увлекаться ни временным счастьем, ни богатством, ни властью, ни почестями, но помнить, что всем предстоит умереть и явиться на суд Божий и приучать себя заблаговременно к страху смертного часа. Из этого синодика видно, что сам святитель непрестанно поучался памяти смертной. Из того же синодика почерпаем свидетельство о твердой вере святителя в пользу и благотворное действие молитв за усопших, особенно при совершении проскомидии, когда вынимаются за них частицы. «Аще праведна душа, — говорит он, — то большей чести сподоблена бывает; аще ли грешна, то будет причастница милости Божией». Из этого же синодика видно, как милостив был святитель Митрофан к усопшим, заботливо припоминая в молитвах не только своих близких, но и тех, кто не принадлежал к его пастве, и особенно молился о православных воинах, положивших жизнь за веру и отечество, и о всех, скоропостижно умерших без покаяния.

Новые архипастырские обязанности святителя Митрофана требовали многих и разнообразных забот, тем более что Воронеж в те времена подвергался набегам татар. Это видно из архипастырских распоряжений, дошедших до нас. «По указу от 29 мая 1683 года преосвященнейшего Митрофана, епископа Воронежского, предписано стрелецкому голове Семену Федосьевичу. По правилам святых отцов, архиереи Божий со всем освященным собором должны в праздник Происхождения Честного Креста выходить из города на источник для освящения воды. Голова Семен Федосеевич имеет приказать, в предохранение города и всех людей от набега неприятелей в первое число августа, на Происхождение Честного Древа быть воронежским стрельцам с ружьями и наблюдать, как бы ни случилось какого несчастья с Воронежем и городскими людьми. Преосвященный приказал также, чтобы на реке Воронеже к показанному числу построена была иордань, а в иордани обычный ковчег, как бывает у прочих архиереев Божиих, чтобы можно было погрузить Честный и Животворящий Крест». [8]

При начале управления епархией святитель Митрофан стал строить каменный собор во имя Благовещения. Пятнадцать лет продолжалось строение храма, но когда в 1699 году оставалось только поставить иконостас, новое здание оказалось ненадежным, по неопытности строителей-каменщиков.

Во все время своего святительства преосвященный Митрофан служил в деревянном храме Петра и Павла. С большим вниманием святитель относился к тому, чтобы утварь и облачение были приличны святилищу и чтобы все, принадлежащее храму Божию, сохранялось с благоговением. Как смиренный инок вокруг себя и в келье своей он любил простоту; но в храме Божием любил благолепие и перед паствой своей во время служения являлся в величии, свойственном его сану.

Пастырская жизнь святителя Митрофана была образцом милостивого и верного пастыря, отдававшего жизнь свою за овцы своя. Для всех он был доступен и всегда был покровителем вдов и сирот. Его дом был прибежищем для всех скорбящих, больных, странников и обижаемых. Он часто посещал узников в темнице и тех больных, которые сами не могли придти к нему. Его отличительными качествами были бескорыстие, трудолюбие, строгое воздержание, ревность к вере, любовь к отечеству, преданность к престолу. В те времена содержание кафедры со всем клиром зависело от сбора незначительной суммы с церквей и монастырей. Воронежская епархия состояла из шести городов, кроме Воронежа. Воронежскому святителю приходилось бороться с нуждами для содержания своего дома. Между тем Рязанское духовное начальство, не привыкшее еще к новым порядкам, приносило жалобы патриарху Иоакиму за присвоение некоторых церквей в ведение Воронежского архиерея. Тогда патриарх грамотой от 30 января 1696 года в точности определил границы Воронежской епархии и указал, какими церквами каждому архиерею заведовать.

Царь Петр сделал гораздо более для новой епархии. Часто бывая в Воронеже для постройки кораблей, он хорошо был знаком и с нуждами нового архиерея, и с местными порядками, а потому в жалованной грамоте 1699 года повелел: «Поелику белгородская и рязанская епархии не бедны, а воронежская недостаточна, и при том некоторые города от них стоят вдали: то приписать еще к воронежской епархии от рязанской города: Усмань, Острожки, Белоколоцк и Демшин, а от белгородской епархии город Острогожск и с их уездами». [9]Кроме того, даны были мельницы и село Боерак в Лебедянском уезде, и еще приписана Задонская пустынь для содержания архиерейского дома. Таким образом, царская грамота совершенно оградила воронежскую епархию от притеснений соседей.

Известно о большой дружбе святителя Митрофана со святителем Питиримом, епископом Тамбовским (память 28 июля). Они не только поддерживали переписку, но и встречались для духовных бесед. История основания близ Тамбова Трегуляевского Иоанно-Предтеченского монастыря связана с дружбой святителей. 15 сентября 1688 года святитель Митрофан посетил святителя Питирима. Втроем (с ними был священник Василий) они совершили прогулку в места уединенных молитв Тамбовского архипастыря и избрали место для будущей обители.

Святитель Митрофан согласно с евангельским учением искренно почитал царскую власть, как от поставленную Бога, и усердно заботился о благе своего отечества, всегда помогая святому делу и молитвою, и словом увещания. Когда Петр Великий, готовясь к войне с магометанским царством, строил на воронежской верфи военные суда разных размеров, святитель Митрофан во все время сооружения флота при всяком удобном случае объяснял народу благотворные труды государя на пользу отечества, подкреплял трудившихся в тяжких работах простым, до сердца проникавшим словом утешения, и всей пастве внушал желание содействовать трудам царя своего. Своим личным присутствием государь оживлял общую деятельность, но работы встретили затруднение в недостатке денег. Святитель, узнав о безотлагательных нуждах для пользы государства, поспешил собрать все деньги, какие были у него при кафедре, и вручил Петру Великому 6000 рублей серебряными копейками и при этом сказал ему в простоте любящего сердца: «Всякий сын отечества должен служить от своих имений нужде государственной: прими же, государь, от моих издержек оставшиеся деньги и употреби оные против неверных». [10]Царь принял это пособие из рук святителя как залог благословения Божия к его предприятию. С наступлением весны он спустил по Дону свой флот, состоявший из двух больших военных кораблей и тридцати малых судов с 4000 войска. Азов пал к его ногам, и Петр Великий в знак своей признательности немедленно послал нарочного к Воронежскому святителю с радостной вестью и повелением святителю Митрофану именоваться епископом Воронежским и Азовским. При всех последующих событиях святитель Митрофан являлся достойным сподвижником царя в делах, относившихся к пользе государства. Когда война со шведами истощила государственные доходы, и в 1700 году остановилось кораблестроение в Воронежском адмиралтействе, угодник Божий послал от себя 4000 рублей, а в следующем году пожертвовал еще 3000 рублей на жалованье солдатам. Петр Великий изъявил свое благоволение в двух жалованных грамотах, которыми засвидетельствовал усердие и любовь святителя к пользе своего отечества: «Донесено нам, Великому Государю, что для общей христианской пользы, на вспоможение святой войне против неприятеля Креста Святого, по доброжелательной ревности своей к нашему Царскому Величеству, на строение кораблей и ратным людям морского воинского флота, которые служат нам, дал ты из домовой своей казны на 4000 рублей в Воронеже. И мы, Великий Государь, усердно желательное твое к нам и ко всему христианскому народу радение жалуем милостиво и премилостиво похваляем, за что и впредь нашего Царского Величества милость тебе, богомольцу нашему, будет неотъемлема, и ты бы впредь имел надежду». Одна грамота написана в 1700, другая, такого же содержания — в 1701 году, и к ней привешена печать Воронежского адмиралтейского двора, на которой изображен единорог. Такие пожертвования и в последующие годы не раз приносил святитель на пользу государства и накоплявшиеся у него деньги посылал или прямо государю, или в адмиралтейство при записке: «На ратных». Царь Петр имел столь глубокое уважение к пастырским и монашеским добродетелям святителя Митрофана, что каждый раз по приезде в Воронеж прежде всего спешил посетить и принять благословение святого пастыря.

При всём этом святитель Митрофан, благоговея перед помазанником Божиим, не боялся говорить правду в лицо царю, когда видел опасность соблазнов, грозивших благочестию народа.

Петр Великий проживал иногда по целым неделям в Воронеже для надзора за построением флота, и потому устроил вблизи адмиралтейства деревянный дворец; перед воротами и на дворе дворца поставлены были по иноземному обычаю статуи языческих богов. Однажды по надобности Петр пригласил к себе святителя Митрофана, который пешком пошел в царский дворец. Он уже перешел мост и вступил на остров реки Воронежа, где было адмиралтейство, как вдруг перед вратами дворца увидел эти статуи. Святитель возмутился и не входя во дворец, он возвратился в свою келью.

Государь, узнав, что архиерей был у дворца и не захотел взойти, тоже оскорбился таким поступком и опять послал за ним, но получил в ответ через посланного: «Доколе государь не повелит низвергнуть идолов, которых видение служит соблазном для народа, не могу явиться во дворец перед его царские очи». Петр пришел в негодование от такого смелого ответа и говорил в гневе: «Как он смеет не слушаться царской власти». И послал в третий раз сказать святителю, что если он не явится в ту же минуту, то подвергнется казни как преступник царской воли. «Мне еже жити Христос, а еже умрети — приобретение, — спокойно отвечал служитель Божий царскому посланному, — тело мое в руках царских, и он властен умертвить оное, но на душу мою никакая власть человеческая не простирается. Есть Бог, могущий и тело, и душу за нечестие погубить в геенне, Того боюсь, страшного и отъемлющего духи князей, страшного паче царей земных. О смерти же временной небрегу и мне лучше умереть, нежели нарушить долг святительского моего сана, исполнение коего есть воистину похвала моя пред Богом и человеками. Лучше мне умереть, нежели боязливым молчанием, ради человекоугодия, изъявить как бы соизволение свое на поставление в честном месте глупых кумиров и на соблазн православному народу». [11]Смелый отказ святителя оскорбил царя, но по чувству глубокого благоговения к святой жизни его, он укротил гнев свой и терпеливо перенес обличение. Между тем человек Божий, зная строгость царя и сознавая, что царское слово, грозившее ему смертью, легко может исполниться, стал готовиться к исходу в вечность. Ударил большой колокол ко всенощному бдению. Государь, услышав внезапный благовест, спросил, что за праздник завтра, и узнав, что праздника никакого нет, послал спросить у самого архиерея, что за причина благовеста. Угодник Божий сказал в ответ: «Мне, как преступнику, словом царским изречена смертная казнь, и посему я, готовясь к смерти, спешу принести Господу соборное с церковью о грехах моих моление, да явит мне Господь милость свою и дарует спасение».

Изумился царь твердости святителя, готового лучше умереть, чем малодушествовать в деле благочестия, и из уважения к его пастырскому мужеству, велел немедленно снять статуи и отправил к нему посланного с милостивым словом и просьбой не тревожить народ необычайным звоном. Смиренномудрый старец предстал к царю и благодарил его не столько за сохранение своей жизни, сколько за истребление кумиров, соблазнявших народ. С тех пор царь оказывал еще большее уважение и доверие к мужественному исповеднику и великодушному пастырю церкви, который готов был душу свою положить за свою паству.

Двадцать один год святитель Митрофан управлял Воронежской епархией и достиг глубокой старости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *