Иерей Кирилл Тумин. Святитель Митрофан Воронежский

Духовное завещание святителя Митрофана и его кончина.

 

Всегда имея память смертную неразлучной спутницей своей жизни, он приготовил духовное завещание. Подлинник его хранится в Государственном Историческом Музее[12]. На завещании собственноручная скрепа-автограф святителя: «Сия изустная духовная потпи(сал) я… епископ Митрофан Воронежский».

На нижней доске (внутри) находится запись скорописью ХVIII века: «Сия книга тестамент или завет Преосвященного епископа Воронежского схимонаха Макария, писан в Богоспасаемом граде Воронеже, в доме его Преосвященства, соборныя церкви диаконом Афанасием Евфимовым. Преставися сей Преосвященный епископ, схимонах Макарий, ноемврия месяца 23 дня 703-го года. а погребен декабря 4-го дня.

В этом завещании святитель трогательно и поучительно выражает последние свои заботы о спасении вверенных ему душ.

«Судьбами Божиими, — пишет он, — дошел я до состарения лет, до семидесяти, и ныне изнемогаю естественною моею силою; сего ради судил я написать сие последнее мое писание, чтобы сотворить помощь душе моей и телу». С глубоким смирением угодник Божий исповедует перед всеми свою веру, которой служителем был до последнего дыхания. «Когда же, — продолжает он, — душа моя грешная разрешится от уз плоти, вручаю душу свою благоутробию премудрого Бога, ее создавшего, да приимет ее милостиво, как дело рук Своих, а кости грешные предаю матери всех, чая оттуда воскресения мертвых». После этого он обращается со словом любви и наставления к пастырям церкви, убеждая их достойно исполнять обязанности своего сана, чтобы народ видел не соблазны от них, но святую их жизнь и добрые дела: «Праотец согрешивший за одну только свою душу даст ответ Богу, иереи же будут истязаны за многих, как нерадевшие об овцах, с которых собирали млеко и волну».

Обращаясь к судьям и гражданским властям, он увещевает их совершать праведный суд, управлять людьми по воле государя правдиво; потому что

«неправда в судах и коварство между людьми умножились, и плачут вдовы и сироты в убожестве от оскорблений». Всей пастве своей завещал строго сохранять благочестие и заботиться о спасении души своей, пребывать

неуклонно в православной вере и во всем добром держаться учения святых отцов. В трех кратких изречениях начертал он путь спасения каждому человеку: «употреби труд, храни мерность — богат будеши; воздержно пей, мало яждь — здрав будеши; твори благо, бегай злого — спасен будеши».

Обращаясь к самому себе, смиренный святитель пишет: «Если, каким бы то ни было образом, согрешил я, как человек, в достоинстве сего великого начальства, слезно прошу прощения у каждого и у всей Божией церкви и у священного собора и молитв святых всего православного народа о душе моей грешной, да сотворит ей милость Господь, предстательством Пречистой Своей Матери, и сподобит меня Царствия Небесного. Сотворите милость и уплатите сей последний долг мой Богу, в душевную мою пользу; помяните душу мою грешную, да и сами поминовени будете от Господа Бога в день праведного суда. Сей глагол мой предстанет пред вами и мною на страшном суде Христовом. Не презрите моего прошения. Слезно молю и прошу последния вашея любви ко мне грешному; не забудьте меня в молитвах своих по апостолу: братия, молитесь друг за друга». [13]

В конце завещания святитель просит похоронить его «в приделе соборной церкви Архангела, под церковью в исподней палате, а не в великой соборной церкви». По написании завещания он прожил еще десять лет, принял незадолго пред кончиною схиму и имя Макария и приказал положить себя в гроб в схимонашеском одеянии и отнюдь не облачать его архиерейскими одеждами.

На смертном одре он непрестанно молился Богу и до последнего издыхания с теплою верою поизносил: «Готово сердце мое, Боже! Кто даст мне криле, яко голубине, и полечу и почию? В руце Твои предложу дух мой. В мире вкупе усну и почию». [14]

По воле Божией в день смерти святителя в Воронеж прибыл государь и по обычаю поспешил посетить любимого пастыря, но застал его уже при последнем издыхании. Пораженный печальным зрелищем, царь Петр поцеловал холодеющую руку святителя, не отходил от него до самой кончины, сам закрыл ему глаза и велел приготовить все нужное для погребения.

Скоро распространилась весть о кончине великого пастыря, и народ толпами пошёл поклониться своему отцу и принять его посмертное благословение. Отпевание совершал архимандрит Алексеевского монастыря Никанор со многими игуменами и священниками. Государь со всеми чинами адмиралтейства пришел воздать последнюю честь человеку Божию. Когда духовенство приступило, что бы поднять тело и вынести в церковь, помазанник Божий, обратился к офицерам, сказав: «Стыдно будет нам, если мы не засвидетельствуем благодарности нашей сему благодетельному пастырю отданием ему последней чести; мы сами вынесем его тело». И с этими словами он своей царскою рукою первый поднял гроб святителя и со старшими начальниками понес в собор; по окончании службы сам же отнес гроб в усыпальницу и своими же царскими руками опустил в могилу смертные останки безсмертного пастыря, сказав «Не осталось уже у меня такого свято го старца! Буди ему вечная память.

 

Обретение мощей.

 

Память о глубоком благочестии и пастырских добродетелях святителя Митрофана свято чтима была в Воронеже. Его преемники, Воронежские Преосвященные, считали священным долгом ежегодно творить поминовение по первосвятителю своей паствы и его родителях, иерее Василии и Марии. Жители Воронежа и окрестностей приходили в Благовещенский собор, где на месте погребения святителя совершались панихиды. Побуждением к усиленному поминовению святителя Митрофана было и его предсмертное завещание — совершать о нем молитвы. Для этого еще при жизни святитель устроил в соборе придел в честь святого Архистратига Михаила (небесного покровителя святителя в миру); и в нем особый причт совершал ранние заупокойные литургии. Впоследствии новое поколение хотя и не знало святителя, но также благоговейно почитало его память. Уверенность в святости первосвятителя Воронежской епархии утверждалась нетлением его мощей, освидетельствованных при неоднократном перенесении их из одного храма в другой. Так, в 1718 году Воронежский митрополит Пахомий, приступая к постройке нового собора, приказал разобрать старый Благовещенский собор, при этом тело святителя Митрофана было на время перенесено в церковь Неопалимой Купины; в 1735 году тело святителя было перенесено в новый собор, при этом было засвидетельствовано нетление его мощей. На месте погребения святителя обыкновенно совершались панихиды о нем.

С 1820 года замечено было, что число почитателей памяти святителя Митрофана, стекавшихся в Воронеж, чрезвычайно увеличилось. Увеличились и благодатные знамения. По моему этот факт стоит рассмотреть подробнее. Здесь господь являет своего угодника всему миру, опережая человеческое прославление приводя к гробу святителя людей со всех концов огромной страны и показывая  святителя Митрофана как святого если так можно выразится общенационального масштаба. Архиепископ Воронежский Антоний II неоднократно доносил Святейшему Синоду о чудесах и испрашивал разрешение на прославление святителя. Святейший Синод предписывал наблюдать за благодатными дарами, получаемыми у гроба святителя Митрофана, однако относился к его чудесам с изрядной долей осторожности. Наконец, в 1831 г. Специальной комиссией Святейшего синода было проведено освидетельствование мощей святителя. Сохранился акт этого освидетельсвования, где говорится следующее:

«Тело Святителя на гробовой доске лежит простертов естественном своем положении, и каждая часть на своем месте. А в какой каждая часть целости и виде, то следует ниже сего:

1.Глава в целости, на коей имеются волосы седо-желтоватаго цвета. Виски и самыя брови целы; глаза на своих местах, но в виде своем изменились. Лице покрыто тончайшею темно-желтаго цвета кожицею; носа верхняя часть цела, а нижней не имеется. Верхняя губа находится в утонченнейшем виде, на коей, как и на ланитах, власы целы . Челюсти на грудь, но от главы не отделилась, на которой не только волосы брады, но и самое тело имеется. Зубы открыты и, как в верхней, так и в нижней челюстях целы и на своих местах держатся крепко.

2. Кости обеих рук от плеч до локтей и от локтей до масленистое вещество, а местами, особенно к конечностям, имеют костяное вещество с частию самаго тела, в составах отделились. Кости, составлявшие кисти рук, все друг от друга отделились, но совершенно крепки, цвета коричневаго и, по-видимому, покрыты телом.

3. Грудная косточка лежит на своем месте, но от ребр в совершенном отделении и отличается особенным с наружной стороны нетлением и телесным цветом; ребра от ней отделились, по всему вероятию, упавшим кирпичом, который при первом открытии найден соборянами лежащим на груди, и от котораго, вероятно, и составы рук перемешаны (переломаны).

4. Ребра все в основании своем целы и, не отделяясь от спинных суставов,  имеют на себе тело в большем количестве, нежели персты.

5. Кости чресл, сколько по видимости ск(в)озь мантию судить можно, находятся в целости, как и весь спинный состав.

6. Голени отделены, но правая голень вверху обращается в беловатое вещество, как сказано о руках.

7. Костей, составляющих ступни с пальцами, не имеется, а есть от одной только ноги пята, в отдельности, телеснаго цвета; не оказавшияся же части, вероятно, взяты землею или утрачены при двукратном перенесении тела его из одного места на другое.

8. От тела запаху тяжелаго или сыраго нет никакого, несмотря на сырость могилы и тяжкой в ней воздух.

9. Что касается до изменения вида некоторых вышеописанных частей, то Комиссия полагает мнением своим, что сие происходит не от сырости места или какой-либо естественной причины тления, ибо в таком случае надлежало бы им обратиться в землю, а не в беловатое вещество.

Подлинное подписали: Евгений, Архиепископ Рязанский и Зарайский, Антоний, Епископ Воронежский и Задонский, СпасоАндрониевскаго монастыря Архимандрит Гермоген, Кафедральнаго собора Протоиереи: Михаил Подзорский,—Ключарь, Михаил Скрябин, Иаков Покровский и градскаго Троицкаго собора Протоиерей Владимир Замяткин[15].»

На основании освидетельствования Святейший Синод вынес решение о причтении святителя Митрофана к лику святых. С тех пор Русская Церковь совершает память святителя дважды в год: 23 ноября — в день преставления, 7 августа (1832) — в день прославления.

В Воронежской епархии архиепископом Антонием II (1827-1846 гг.) в честь святителя Митрофана были установлены еще следующие празднования: 4 июня, на память святителя Митрофана, Патриарха Цареградского, — день тезоименитства святителя Митрофана, епископа Воронежского, 2 апреля — день архиерейской хиротонии святителя Митрофана (в 1682 г.) и 11 декабря — по случаю явления мощей святителя Митрофана (в 1831 г.).

В день, предшествовавший открытию мощей святителя Митрофана, архиепископ Воронежский Антоний собрался идти в церковь, чтобы возложить на них приготовленное новое архиерейское облачение. Внезапно он ощутил в себе такое расслабление, что едва мог пройти по келлии. Озабоченный этим, он сел в размышлении и услышал тихий голос: «Не нарушай моего завещания».

Он не сразу понял это, но, думая о своем намерении, собрался с силами и открыл хранилище, где было облачение, там он обнаружил схиму, принесенную незадолго перед тем неизвестной монахиней, вручившей ему со словами, что она скоро понадобится.  Увидев эту схиму, Владыка понял, что слова «не нарушай моего завещания» есть воля святителя Митрофана, чтобы не полагать на его мощи архиерейского облачения, а оставлять их в схиме, свидетельствуя тем о глубокой духовной связи со своим покровителем преподобным Макарием Унженским и своем крайнем смирении[16].

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *